=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

* 24 апреля ст.ст., вт - Вторник Светлой седмицы *
на литургии читается: Деян.2:14-21; Лк.24:12-35.

> Много непостижимого хранят анналы истории, но можно смело сказать, что самое невероятное в ней - жизнь Иисуса Назарянина и тайна, которой Его жизнь увенчалась. Справедливо считают, что эта тайна выходит за пределы, доступные человеческому знанию. Однако есть и осязаемые факты, находящиеся в поле зрения историка. В тот самый момент, когда Церковь, едва зародившись, казалось, навсегда погибла, когда здание, возведенное Иисусом, лежало в развалинах, а Его ученики потеряли веру,- все внезапно коренным образом меняется. Ликующая радость приходит на смену отчаянию и безнадежности; те, кто только что покинул Учителя и отрекся от Него, смело возвещают о победе Сына Божия.

> Что-то произошло, без чего не было бы самого христианства...

> Самое раннее и непосредственное свидетельство об этом событии принадлежит человеку, в жизни которого встреча с Иисусом произвела полный переворот. Встреча же произошла спустя пять-шесть лет после Голгофы. Этот человек - Савл Тарсийский, впоследствии Павел - писал христианам Коринфа: "Я передал вам, во-первых, то, что и принял: что Христос умер за грехи наши, по Писаниям, и что Он погребен, и что Он воздвигнут в третий день, по Писаниям, и что Он явился Кифе, потом - Двенадцати, затем свыше чем пятистам братьям одновременно, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые почили; затем явился Иакову, потом всем апостолам, а после всех явился и мне, словно недоноску. Ибо я  - наименьший из апостолов, я, который недостоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию" {1Кор.15:3-9}.

> Это Павлово свидетельство вместе с пасхальными повествованиями Евангелий приводит нас к реальному факту, который духовно воскресил учеников и подвиг их на проповедь Благой Вести.

> <.....>

> <.> слова апостола Павла и другие источники, несомненно, имеют в виду не просто возвращение к Жизни, подобное чуду в Вифании, но - полную перемену, совершившуюся в Иисусе. Лицо Его порой менялось столь сильно, что многие не сразу узнавали Учителя. <.....>

> Выражение Павла "тело духовное" является, по-видимому, ключевым для понимания пасхальной тайны {1Кор.15:35-44; Флп.3:21}. Оно означает, что в саду Иосифа Аримафейского произошла единственная в своем роде победа Духа, которая, не уничтожив плоти, дала ей новую, высшую форму существования. Камень был отвален лишь для того, чтобы ученики увидели, что о могила пуста, что Воскресший отныне не ведает преград. Пройдя через агонию и смерть, Он непостижимым для нас образом приобрел иную, духовную телесность. Апостол говорит о ней как о ступени бытия, ожидающей всех людей, но в тот момент Богочеловек был первым, предварившим всеобщее преображение. <....>

> Это было явление Сына Божия во славе, которое предсказал Сам Иисус на суде Кайафы. Первосвященник усмотрел в Его словах богохульство, и жалкий конец Назарянина должен был подтвердить мнение Синедриона. Апостолам же пасхальные явления показали истинность пророчества. Иисус открылся им теперь не только как Христос и Учитель, а как Маран [ - арамейское слово, соответствующее греческому kyrios - Господь], Господь, как воплощение Бога Живого.

> Воскресшего не видели ни члены трибунала, ни Пилат. Если бы неоспоримая очевидность чуда принудила их признать его, это стало бы насилием над духом, который противится Богу. Лишь те, кто любил Христа, кто был избран Им на служение, смогли "увидеть Славу Его, Славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины".

> Для апостолов Воскресение было не только радостью вновь обрести Учителя; оно знаменовало победу над силами тьмы, стало залогом конечного торжества Правды Божией, неодолимости Добра, олицетворенного в Иисусе Назарянине. <....>

> <...>

> Мессия-Искупитель, Он добровольно отдал Себя во власть разрушительной стихии и богочеловеческой мощью восторжествовал над ней, приоткрыв нам завесу грядущего. С этого священного дня не умолкает над землей благовест свободы и спасения. "Пусть никто не рыдает о своем ничтожестве, ибо явилось общее для всех Царство. Пустьникто не плачет о своих грехах прощение воссияло из гроба. Пусть никто не боится смерти освободила нас смерть Спасителя. Плененный смертью, погасил смерть, Сошедший во ад, покорил ад.
      Смерть, где твое жало,       Ад, где твоя победа?
Воскрес Христос, и ты низвержен, воскрес Христос, и пали демоны, воскрес Христос, и радуются ангелы, воскрес Христос, и жизнь воцарилась
" (св. Иоанн Златоуст).

> Не только грядущее озарено светом Пасхи. Воскресение означает реальность присутствия Христа среди верных Ему. "Учения", "идеи" приносили людям многие вожди и пророки, Иисус же Сам остается с Церковью как Брат и Собеседник, как Друг и Спаситель, как вечно пребывающий лик, обращенный к миру...

> Евангельские рассказы о явлениях Христа уделяют много внимания тому, как новый опыт раскрывал ученикам значение библейских пророчеств. Только теперь они поняли, почему унижение и Крест Сына Человеческого есть признак Его мессианства. Только теперь они смогли другими глазами прочесть стрОки Библии об искупительных Страстях Служителя Господня. Этот процесс прозрения наиболее полно изображен в повествовании св. Луки о Клеопе и другом апостоле, которые встретили Воскресшего на пути в селение Эммаус {Лк.24:13-35}.

> Они вышли в дорогу вечером того же дня, когда женщины принесли первые известия о пустом гробе и о загадочных явлениях в саду. Но, как и прочие, эти двое приняли их слова за бред. Покинув Иерусалим, они отправились в селение, где, вероятно, жил один из них. Эммаус был расположен в двух часах ходьбы от столицы, и путники всё это время беседовали о своих несбывшихся мечтах. Клеопа и его близкие были искренне преданы Иисусу{}. Но теперь им оставалось только оплакивать роковую ошибку, которая погубила Учителя и сломала жизнь их семьи.

> Солнце уже близилось к закату, когда к ним присоединился Спутник, тоже шедший из города. Он спросил, какое горе их угнетает.

> - Один Ты в Иерусалиме не знаешь о случившемся в нем в эти дни! - удивился Клеопа.  

> - О чём?

> - О том, что было с Иисусом Назарянином, Который был Пророк, сильный в слове и деле перед Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля. При всём том идет третий день с тех пор, как это произошло. Но и некоторые из наших женщин изумили нас: придя рано утром к гробнице и не найдя тела Его, они вернулись, говоря, что видели и явление ангелов, возвестивших, что Он жив. И пошли некоторые из тех, что с нами, к гробнице и нашли так, как женщины сказали, Его же не видели".

> Никакой радости странные обстоятельства исчезновения тела у них не вызывали. Кто мог поверить таким немыслимым вещам? Полное разочарование было итогом этих лет.

> Реакция Незнакомца была неожиданной.

> - 0 несмысленные и медлительные сердцем, чтобы верить во всё, что сказали пророки! - упрекнул Он их.- Не это ли надлежало претерпеть Мессии и войти в Славу Свою?

> И шаг за шагом этот таинственный Человек стал объяснять им мессианские места Библии. О чём говорил Он? Быть может, о символе Агнца и Его крови, о Камне, который отвергли строители, о скорби Праведника и спасении Его, о Новом Завете, обещанном Богом, но больше всего, вероятно, о пророчестве из Книги Исайи, где изображен был Служитель Сущего, прошедший через муки, чтобы исцелить раны мира и стать "светом народов"{}. Постепенно как бы пелена спадала с глаз Клеопы и его друга. Трагические события этих дней наполнялись смыслом. Если так, то смерть Иисуса не означает конца...

> С этими мыслями приблизились они к Эммаусу. Спутник, казалось, готов был уже проститься с ними. Но апостолам не хотелось отпускать Человека, Который почти вернул им надежду: "Останься с нами, потому что уже наступает вечер". Незнакомец согласился. Все трое вошли в дом и сели за ужин. Ученики невольно признали своего Спутника старшим и просили прочесть положенную молитву. Он произнес слова благодарения и преломил хлеб. Памятный жест! Столько раз слышанный голос! В тот же миг оба поняли, Кто находится с ними за одним столом. Изумленные, они не успели произнести ни слова, как Он "стал невидим для них"...

> Опомнившись, апостолы начали горячо обсуждать чудесную встречу: "Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам в пути, когда Он открывал нам Писания?" Разве можно было теперь оставаться в Эммаусе? Скорее обратно, в Иерусалим, поделиться с остальными невероятной радостью! Хотя уже было темно, друзья поспешили в город. Увы, их встретили так же, как и женщин. Поверить им никто не хотел {Ср. Мк.16:13}. Но тут же пришло новое известие: Господь явился Петру {Лк.24:34; 1Кор.15:5}. Мог ли обмануться старший из апостолов? Некоторые почти уверовали, другие всё еще сомневались. <...>

[ А.Мень. СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ. гл. 21;
   www.alexandrmen.ru/books/son_max/son_21.html ]


"Разве не горело в нас сердце,
когда Он говорил с нами по дороге и разъяснял нам Писания?!"
(Лк.24:32)

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»