=Это ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

* 29 апреля ст.ст., вс - 2-е воскр. по Пасхе. Воспом. уверения ап. Фомы
на литургии читается: Деян.5:12-20#; Ин.20:19-31#.

Неверный как ненадежный

"Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю". (Ин.20:25)

Как были произнесены эти слова апостолом Фомой - с презрением, недоверием, сарказмом, равнодушием? Мы поймем, почему первая же неделя после Пасхи посвящается Фоме, только если почувствуем интонацию - ибо слова сами по себе значат мало. Но чтобы почувствовать эту интонацию, надо переживать то же, что пережил Фома. Мы же приписываем Фоме то, что переживаем сами: неверие. Мы видим в словах его скепсис и жажду доказательств - потому что сами их жаждем. Как же плоско, убого, ханжески видим мы мир: разделенным на веру и неверие, словно на правое и левое, черное и белое. А Павел говорил, между прочим, по крайней мере о трех добродетелях: вере, надежде и любви. Он совершенно правильно заметил, что из них вера и надежда пребывают лишь в этом мире, где Христос невидим, любовь же принадлежит и нынешнему веку, и будущему, не переставая никогда - он воспел гимн любви. Но слишком многие и слишком часто делают из этого вывод, что вера и надежда менее важны в нашей жизни, нежели любовь. Веру-то еще защищает авторитет и того же Павла, и апостолов Иоанна с Иаковым - но вот средняя добродетель, надежда, словно затерялась среди своего блистательного окружения.

Между тем, надежда по крайней мере столько же важна для жизни в Боге, как и вера, и любовь. Подобно вере и любви чувство надежды почти полностью отмерло у человека после грехопадения, и мы в себе не имеем надежды, и в других не распознаем ее. Между тем, слова апостолы Фомы произнесены именно с надеждою - прежде всего с надеждою - и поэтому они дОроги и поучительны. Об апостолах часто говорят как о героях веры - и о Фоме это можно сказать, но как дорого мгновение, когда он вышел из мира веры, совершенно подобно своим соученикам, вышел - но остался обращенным ко Христу. На краткое время он остался без веры и произнес: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю". Без веры произнес, но и без неверия, а только со страстной и могучей надеждой на то, что увидит, что вложит, что поверит. Фома совершил подвиг, лишившись веры, но удержав при этом надежду. Более того, он показал нам, что без надежды и вера ничего не стоит, а надежда рождает веру. Неверный, неверующий всегда означало "ненадежный", но ведь справедливее обратное: ненадежный неверен, кто не имеет надежды, тот не поможет людям, тот неверен Богу, в Которого верует. Между тем, сколько верующих людей лишены надежды и для скольких христиан Христос отсутствует в жизни, потому что они, имея веру и даже любовь, отчаялись и лишились упования. Да любому, в общем-то, христианину знакомо чувство ностальгии, когда мы со сладостно-щемящей грустью вспоминают кого-то или что-то, с чем были связаны огромные упования. И вот, умерли родители, на которых мы надеялись, исчезли друзья, разрушен дом, и лишь изредка мелькнет обломок прошлого, пахнущий надеждой и одним этим запахом несбывшихся чаяний вызывающий у нас слезы.

Только одна часть человеческой жизни лишена этого горестного переживания несбывшихся надежд: жизнь в Церкви. Где Христос - там надежда не умирает и не обманывает. Где грусть по прошлому - там нет Христа. И не случайно, наверное, именно евангелист Иоанн записал рассказ о Фоме. Он диктовал евангелие глубоким стариком, вспоминая события молодости, вспоминая Иисуса, Который любил его более прочих учеников. Но насколько же лишено это евангелие ностальгии, мечтания о возврате к той светлой и замечательной поре, когда вместе с Господом молодые апостолы, все вместе, ходили по Галилее. Нет в этой книге ни капли тоскливости, которая сопровождает самые трезвые и уравновешенные мемуары. Иоанн пишет - а надежда рядом с ним, рядом с ним Иисус - упование и чаяние не позади, распавшиеся в прах, а здесь, прочные и живые, прорастающие в вечность. Византийские песнопения, посвященные св. Фоме, написаны людьми, убежденными, что апостол действительно вложил пальцы в раны Иисуса. Евангелие этого отнюдь не говорит - не потому, что это совершенно невозможно (как кажется иногда мне), а потому, что это совершенно не важно. Важно другое: надежда Фомы оправдалась, ибо он надеялся на Иисуса. Не верил - да, может быть, и уж наверное, верил недостаточно. Но надеялся - о, если бы нам такую надежду на веру, чтобы вся жизнь определялась и направлялась ею к Спасителю.

[ Я.Кротов.  
 Проповедь в Космодемьянском храме, 1992, год.  
 www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_20_25.html ]


Говорит ему Иисус: "... счастливы те, кто, не видев Меня, поверили!" (Ин.20:29)

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»