=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

* 16 июня ст.ст., сб - отдание праздника Пятидесятницы;
на литургии читается: Рим.1:7-12 #; Мф.5:42-48 #.

> ЛЮБОВЬ К ВРАГАМ: СДАЧИ НЕ НАДО: Мф 5:46

> "Любить любящих нас" - основа даже не нравственности, а просто жизни. Это не закон, а суть этики. У палки прежде всего должно быть два конца, а уже потом можно устанавливать какие-то законы: когда, как и почему можно бить палкой. Человек начинается, когда отвечает на любовь любовью; кто на любовь отвечает ненавистью или хотя бы равнодушием - уже противо-человек. И Спаситель, начавший Нагорную проповедь призывом освоить "праведность книжников и фарисеев" и превзойти ее, в этом именно месте вдруг ссылается вовсе не на героев нравственности, а на подонков: "Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?" Ответ на любовь любовью - это здравый смысл, это человеческий смысл, это смысл жизни.

> Но этот минимальный минимум постоянно отвергается человечеством. Когда Господь призывает любить врагов, Он перечисляет, из чего состоит любовь к врагам: "благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас" (5:44). Но грех человеческий - в том, что мы и любящих нас не благословляем, не благотворим им, не молимся за них. Хуже того, мы еще и активно злы к любящим нас, мы психически извращены, ибо обижаемся на любящих нас, используя малейшую зацепку - злословим их, мы платим неблагодарностью и претензиями тем, кто делает нам добро, мы не только не молимся о милости Божией к ним, но не прочь пожелать им и зла - в глубине сердца, разумеется, не вслух. Впрочем, можно и вслух пожелать зла любящим нас: некоторые решаются делать это. Думая, что подражают Творцу, говорят, что человеку было бы недурно пережить большое горе - это бы помогло-де ему в духовной жизни.

> Евангелист Лука сохранил эти слова Спасителя в более полном и ясном виде: "Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым" (Лк 6:35). Призыв "взаймы давайте" переводит разговор о самом казалось бы, нематериальном, возвышенном предмете - любви на язык самый что ни на есть материальный: на язык денег. Любовь, будь то чувства, или дела, или мысли - может быть приравнена к деньгам. И тогда самый сложный вопрос о том, как это: "любить врага" - получает очень ясный ответ: так, чтобы суметь одолжить ему деньги без отдачи. Не подарить демонстративно, не швырнуть пачку в лицо, а официально-вежливо, любезно одолжить под расписку - и, когда враг уйдет, разорвать эту расписку и выкинуть клочки в мусорное ведро.

> Нам трудно понять, что такое любовь к врагу в эмоциональном плане? Господь предлагает и не пытаться "понять", "почувствовать". Просто осознайте - без всяких эмоций - что такое любовь к врагу в финансовом отношении. Это не подарок - подарки мы делаем любящим - это заем. Без отдачи. Тем и необычна любовь к врагу, что она заранее знает, что ничего взамен не будет: ни эмоций, ни прощения, ни процентов, ни самих одолженных денег. Враг останется врагом, деньги и чувства будут потеряны. Приобретена будет - награда от Бога, награда Его дружбой. Мы станем не просто друзьями, но коллегами Божьими: ибо профессия Бога заключается именно в том, чтобы давать без отдачи. Он дает нам Сына Своего - как вообще, хотя бы умозрительно, можно отдать подобный долг? А ведь мы возвращаем Ему - замученного покойника...

> Эти строки Евангелия от Матфея читаются в субботу 8 недели после Пасхи, в неделю Пятидесятницы - и к ним присоединяется чтение из ап. Павла о том, что он всегда молится за римлян (Рим 1.7-12). Казалось бы, неожиданная и дерзкая связь - он ведь молится за "своих", за христиан, а не за врагов. Но, между тем, всё Послание к римлянам - полемично, и в этом смысле адресовано всё-таки врагам, пусть и собратьям по вере, адресовано тем, кто является противником Павла в вопросе о месте Закона в Церкви. Нам трудно поверить, но это, действительно - письмо врагам, изобилующее братской любовью, молитвой за противников, не ожидающее, кстати, никакой отдачи.

[ Я.Кротов.
   www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_46.htm ]

 

Рече Иисус: "... любите своих врагов, / молитесь за тех, кто преследует вас. /
Если будете любить только тех, кто любит вас, / за что вас тогда награждать? /
Разве сборщики податей делают не то же самое? /
И если вы приветливы только с друзьями, / что особенного вы делаете? /
Разве язычники поступают не так же?" (Мф.5:44,46-47)


 

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»