=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

* 29 июня ст.ст., пт - память первоверховных апостолов Петра и Павла;
на литургии читается: 2Кор.11:21-12:9#; Мф.16:13-19#.

> <Мф.16:>18 - Ты - Скала (греч. "Петрос"). Так переводится арамейское имя "Кеф`а", которое значит "камень, валун, скала"; в греческом ему соответствуют два слова: "п`етра", слово женского рода и более употребительное, и "п`етрос" - мужского рода. Ты  - Скала, и на этой скале - в греческом оригинале игра слов: "Петрос" - "петра". Именно в это время, согласно Матфею, Иисус дает Симону новое имя, хотя уже в рассказе о призвании Симона указано, что у него было прозвище Петр, о чём свидетельствует и евангелист Иоанн: "Иисус, пристально посмотрев на него, сказал: "Ты Симон, сын Иоанна. Но ты будешь зваться Кифа"" (1.42). <.....> дарование нового имени - очень важное событие, так как в древности имя значило гораздо большее, чем сейчас. Люди верили, что в нём заключалась сокровенная сущность своего носителя. Поэтому существовала традиция менять имя или давать другое в ознаменование важных событий или перемены статуса человека. Вот почему такие великие личности Священного Писании, как Авраам и Иаков, получили от Бога новые имена: Аврам стал Авраамом, а Иаков - Израилем (евр. Изра`эль). Нельзя не увидеть некоторые параллели между Авраамом и Петром. Авраам, "отец множества", стал родоначальником народа Израиля. Исайя сравнивал его со скалой (Ис.51.1-2), а в одном из раввинистических трактатов он был прямо назван скалой, на которой Бог задумал построить вселенную.

> Слов`а Иисуса о Петре как о Скале Церкви породили большие богословские споры. Католики видели в них обоснование примата римского епископа, наследника апостола Петра, в то время как представители других конфессий, не признающих над собой главенство Рима, пытались истолковать их по-иному, обращая внимание на то, что в евангельском тексте употреблены два разных слова: "Петрос" ("камень") и "петра" ("скала"). По их мнению, это должно указывать на то, что не личность Петра является скалой Церкви, но его вера, или его исповедание, или его апостольское служение. Также указывалось на то, что Петр произносит исповедание не только от своего имени, но и от имени остальных апостолов. Кроме того, часто цитировались тексты 1Кор.3.11 и Еф.2.20, в которых утверждается, что краеугольным камнем фундамента Церкви является сам Христос.

> Большинство современных ученых полагает, что политические и религиозные мотивы этих споров не имеют никакого отношения к прямому смыслу евангельского текста. Во-первых, речь идет всё-таки о самом Петре как скале, а не о его вере. Не только Петр произносит слов`а откровения об Иисусе, но и сам Иисус, в Свою очередь, возвещает откровение о Петре. Как говорит один комментатор, слов`а Иисуса в их арамейской форме звучат примерно так: "Я говорю тебе, да, тебе, Петр…" *{E.Schweizer, Good News according to Matthew, [Atlanta, 1975] p. 341}. Во-вторых, неправомерно, споря о двух разных греческих словах, на основании их незначительных различий строить далеко идущие выводы. Ведь Иисус говорил не на греческом, а на арамейском, а там слово "кефа" значит и "камень", и "скала". Другой комментатор уточняет: "Понимание этого отрывка в его наиболее естественном смысле, а именно, что Петр есть камень, на котором возведена Церковь, никоим образом не является ни утверждением папства, ни отрицанием того, что Церковь, подобно апостолам, покоится на Иисусе как на единственном основании своего бытия. Иисус, в конце концов, строитель, и всё, что делают апостолы, они делают через Него". *{D.A.Hagner, Matthew 14-28, [Dallas, 1993, 1995] p. 470} В письме, которое носит имя апостола Петра, есть замечательные слова, демонстрирующие надуманность дискуссии: "Приходите к Нему - к живому Камню, отвергнутому людьми, но избранному Богом, драгоценному в Его глазах. И сами вы, как живые камни, созидайте из себя духовный храм, чтобы, став святым священством, приносить через Христа духовные жертвы, приятные Богу" (1Петр.2.4-5).

[ В.Н.Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. КОММЕНТАРИЙ.  
М., 2002; стр.335-7.  
Полностью комментарий к ст. Мф.16:18 см.:  
http://messia.ru/trstrb/kuzn/mt/1618.htm ]

 

Иисус говорит ученикам: "А вы кем считаете Меня?"
Симон Пётр ответил: "Ты — Помазанник, Сын Живого Бога".
(Мф.16:15-16)


 

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»