=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

* 24 июля ст.ст., вт - на литургии читается: 1Кор.6:20-7:12#; Мф.14:1-13#.

> НИЧТО НЕ ПРЕДПИСАНО — КРОМЕ ЛЮБВИ

> Эта точка зрения, выраженная уже 30 лет назад <писалось в 1962 г.> в великой книге Эмиля Бруннера "Божественный императив" (1932), наиболее убедительно, насколько я знаю, обоснована в статье профессора Джозефа Флетчера "Новый взгляд на христианскую этику". "Христианская этика, — говорит он, — это не кодифицированная схема поведения. Это усилие, направленное на то, чтобы соотнести любовь с миром относительностей посредством казуистики, подчиненной любви" {Fletcher J.F. The new look in Christian ethics // Harvard divinity bulletin. Cambridge; Mass., 1959. Oct. P.10.}. Это радикальная "этика ситуации", в которой ничто не предписано, кроме любви.

>> "Она, как и классическая казуистика, конкретна и сосредоточена на отдельном случае, цель ее — ввести христианские императивы в практическое действие. Но эта неоказуистика, в отличие от казуистики классической, отказывается от попытки предвосхищать или предписывать реальные жизненные решения в их экзистенциальной специфичности. Старая поговорка, что талмудисты непрестанно изобретают правила для нарушения правил, на самом деле отнюдь не дискредитирует ни их, ни старомодных казуистов, действовавших по их образцу. Они выворачивались из собственной ловушки, стараясь служить и любви, и закону. К несчастью, безысходный лабиринт легализма — это единственный результат любой этики, которая пытается смягчить кодифицированный закон любящей снисходительностью. Перемена ролей здесь жизненно необходима. Это любовь должна быть конституирующим принципом, а закон, если он вообще нужен, — лишь регулятивным". {Ibid. P.17.}

> В учении Иисуса классической иллюстрацией того принципа, что суббота создана для человека, а не человек для субботы, что сострадание к личности выше всякого закона, является Его шокирующее для фарисеев одобрение действий Давида, который счел, что человеческая нужда (даже если она его собственная) важнее всех предписаний, какими бы священными они ни были <....> (Мф.12:3-4).

> Конечно, это весьма рискованная этика. Представители супранатуралистического <=основанного на противопоставлении "естественного" и "сверхъестественного"> легализма всегда будут ее бояться — как и фарисеи во времена Иисуса (Мф.12:14). Однако я думаю, что это единственная этика для "совершеннолетнего человека". <.....>

> <.....>

> <.> нет ничего, что было бы "порочным" само по себе. Нельзя, например, исходить из утверждения, что "добрачные половые отношения" или "развод" порочны или греховны сами по себе. Это может оказаться справедливым в 99 или даже 100 случаях из 100, но это не абсолютное утверждение, ибо единственное абсолютное зло — это отсутствие любви. Половое воздержание и нерасторжимость брака могут считаться руководящими нормами любви, они могут и должны поддерживаться законами и условностями общества, потому что они ограждают любовь в этом мире непостоянства и нелюбви. Но, говоря с точки зрения морали, их надо защищать <...> исходя из достоинства личности и из того убеждения, что глубочайшее благо этих конкретных людей в этой конкретной ситуации важнее всего на свете. Казуистика любви должна быть более глубокой, более испытующей, более требовательной, чем все предписания закона, именно потому, что она проникает в самую суть индивидуальной личной ситуации. <...>

> <...> врата любви тесны и узки, а требования ее бесконечно глубоки и всеохватны. Вот молодой человек спрашивает о своих отношениях с девушкой: "А почему бы и нет?" Проще всего ответить ему: "Потому что это дурно" — или: "Потому что это грех", — а затем осудить его, когда он — или всё его поколение — не обратит на эти слова никакого внимания. Гораздо труднее спросить его в ответ: "А ты любишь ее?" — или: "Насколько ты ее любишь?", — а затем помочь ему принять для себя решение, что если он ее не любит или любит не очень глубоко, то его поступок безнравственен, а если любит, то он должен слишком уважать ее, чтобы просто пользоваться ею или позволять себе с нею вольности. Целомудрие — это проявление любви и заботы. И в этом критерий любой формы поведения, в браке и вне брака, в сексуальной этике и в любой другой области, потому что только это делает поступок правым или неправым{}.

> Эта "новая мораль", конечно, не иная, чем древняя, так же как заповедь новая есть древняя, но вечно новая заповедь любви (1Ин.2:7-8). Ведь то же самое хотел сказать и блаженный Августин своими словами "dilige et quod vis fac", которые, как справедливо настаивает Флетчер, следует переводить не "люби и делай, что тебе нравится", а "люби, и тогда чего хочешь — делай" {Fletcher J.F. ibid. P.10.}. Конечно, "казуистика любви" требует самого пристального испытания как глубин`ы и искренности нашей заботы о ближнем — является ли она действительно самозабвенной agaph {любовь (греч.)} Христа, — так и нашего расчета того, что в данной ситуации будет наилучшим выражением любви для каждого действующего лица. Такая этика не может не полагаться в глубоком смирении на руководящие правила, в которых аккумулирован опыт послушания, как наш собственный, так и опыт других людей. Эта сокровищница опыта представляет нам рабочие правила "должного" и "недолжного", без которых мы барахтались бы на каждом шагу. <....> "Абсолютность любви — в ее силе входить в конкретную ситуацию, раскрывать конкретную нужду, к которой она обращается" {Tillich P. Systematic teology. Vol.I. P.169.}. При всей связи закона с требованиями любви для христианина не может быть готовых и разложенных по полочкам моральных суждений, потому что личность важнее "правил".

[ Дж.А.Т.Робинсон. БЫТЬ ЧЕСТНЫМ ПЕРЕД БОГОМ.  
М., 1993; стр. 84-7 ]


***См. также (на ту же тему, из той же книжки):
* вып.№19 /*Новый Закон или ...*/ (messia.ru/rasylka/002/013-9.htm#N19)
* вып.№20 /Этика "человека для других"/ (messia.ru/rasylka/002/020-5.htm#N20)
*Вас купили за большую цену. Так славьте Бога своими телами!
Относительно того, что вы писали мне в письме:
"Лучше мужчине не прикасаться к женщине".
Но раз так много разврата,
то пусть у каждого мужчины будет своя жена и у каждой женщины свой муж.
И пусть муж исполняет супружеский долг по отношению к жене,
а жена – по отношению к мужу.
Не жена хозяйка своему телу, а муж, равно как и муж не хозяин своему телу, а жена.*
(1Кор.6:20-7:4)

 

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»