=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

* 29 июля ст.ст., вс - на литургии читается: Рим.15:1-7#; Мф.9:27-35#.

> Политическая власть в свете христианства как принцип не отрицалась, но начинала терять свой абсолютный языческо-сакральный характер. Из того, что "существующие власти от Бога установлены" (Рим.13,1), совсем не следовала необходимость послушания во всём всякой власти в духе восточного фатализма*. Слова апостола могут означать, что Промысл Божий таинственно действует и через властные структуры, как, например, он действовал даже через покорителя Израиля Навуходоносора. Слова "нет власти не от Бога" (Рим.13,1) могут означать, что Божественным установлением является лишь сам институт власти**. Греческое слово exousia {эксусиа} (власть, авторитет) означает в новозаветном контексте власть положительную в этическом смысле.

> Конкретная же политическая реализация этого принципа власти может быть любой и сколь угодно плохой***. В эпоху апостолов еще предполагалось, что "начальник... есть Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое" (Рим.13,4), тогда еще не раскрылась возможность социального зла во всей своей широте, как это произошло в ХХ веке на опыте коммунизма в России и национал-социализма в Германии.

> Вообще говоря, во власти есть некая двойственность: с одной стороны, она вроде бы от Бога, а с другой – во власти есть нечто демоническое. Условие получения власти – поклонение дьяволу (Лк.4,5-8; Мф.4,8-9). Под "князем мира сего" в Евангелии подразумевается дьявол (Ин. 12,31; 14,30; 16,11; ср.: Еф.2,2). Согласно Апокалипсису, демонизм в истории будет нарастать: дракону-дьяволу будет дана великая власть над всеми народами земли (Отк.13).

> Царство же Христово оказывается построенным не на принципе внешней власти, а на любви и служении.

> Существует высказывание апостолов Петра, Иоанна и других, что "должно повиноваться больше Богу, чем человекам" (Деян.5,29).


> * В К<атехизисе> К<атолической> Ц<еркви> (пп.2242-3, С.514) говорится: "Совесть обязывает гражданина не следовать предписаниям гражданских властей, если они противоречат нравственным законам, основополагающим правам человека и учению Евангелия"; в крайних случаях допускается вооруженное сопротивление неправедным властям.
> Эта же мысль выражена в статье: Троицкий Г. Социальное служение христиан и богословие революции // ЖМП, 1969, №11.
> В те годы официальное богословие, пытаясь приладить христианство к коммунистическим революциям в странах "третьего мира", иногда ненароком высказывало и правильные мысли.

> ** См.: Св. Иоанн Златоуст. Полное Собрание Творений. СПб., 1903. Т. IX. С. 774.

> *** Так же как и конкретный человек, будучи сотворенным по образу и подобию Бога и будучи в этом смысле еще в большей степени "от Бога", чем любая земная власть, не застрахован от любых падений.

[ Вениамин Новик. ПРАВОСЛАВИЕ. ХРИСТИАНСТВО. ДЕМОКРАТИЯ. (III.2.1)  
СПб., 1999; стр. 152-3
]

 
*Пусть все подчиняются властям,
потому что всякая власть от Бога, и все существующие власти поставлены Богом.
Поэтому тот, кто противится власти, противится тому, что повелел Бог,
а всякий, кто противится, навлекает на себя Его суд.
Власти страшны не для добрых дел, а для дурных.
Хочешь не бояться властей — живи честно, и они тебя похвалят. ...
Итак, отдавайте им то, что вы им должны:
кому налог, кому подать, кому уважение, кому почет.*
(Рим.13:1-3,7)

 

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»