=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

*   3 августа ст.ст., пт - на литургии читается: 1Кор.11:8-22#; Мф.17:10-18#.

> <...> Обозначим принцип, трудный принцип – открытость. Открытость к проблемам, внутренним и внешним, открытость к противникам и к миру. Положение, конечно, трудное и неудобное. Похоже на з`амок, в котором открыты все двери, – сейчас придут враги и овладеют з`амком. Но нет, если он принадлежит сильному господину, господин может совершенно спокойно спать, ибо достаточно силен.

> Сейчас мы не имеем возможности двигаться в направлении реформ, они сегодня не возможны, но многое, по-видимому, уже стучится в нашу жизнь... Все вы духовно и умственно воспитывались не на схоластике, вы читали не догматическое богословие Макария, по которому учились раньше, вы читали произведения новой, преимущественно русской религиозной мысли. Русская религиозная мысль шла под знаменем свободы, открытости, готовности решать проблемы мира, решать богословские проблемы. Она была очень жизнеспособной, очень смелой, гораздо более смелой, чем современные западные религиозные мысли. Значит, в этом отношении уже было что-то сделано.

> Далее – совместная молитва. Храмовое богослужение – это лишь одна из сторон церковной жизни. Некоторые мои знакомые христиане говорят: чтобы быть христианином, достаточно работать на своем месте, а в воскресенье приходить в Церковь, помолиться и уйти. Изредка, в определенное время приходить к Таинству. В некотором смысле это не лишено основания, как хоть какая-то почва для всего. Но на самом деле Церковь задумана не просто как помещение, где собираются люди, а как общение. А общение – дело трудное. Люди различных характеров, разных настроений, иногда занудливые, самые непохожие и совсем не ангелы. Некоторые из вас, приходя в Церковь, думают, что здесь всё так крылышками и шуршат, а потом оказывается, что здесь нет крылышек, тут хвостов не хватает... Поэтому мы должны быть готовы, как говорит апостол, тяготы друг друга носить с величайшим терпением, иначе – чего мы ст`оим?

> Далее – общение. Общение в молитве, общение во взаимопомощи. Кто-то скажет: "ну, взаимопомощь... какое это дело?! Тимур и его команда!" Мне этот Тимур – укор, как веткой в глаза. Потому что Тимур, вроде бы чуждый нам по идеологии, поступал как христианин, а мы из-за своего антисоветского снобизма, простите, или я не знаю, как это назвать, хорошие вещи представляем плохими. <.....>

> Раньше приход составляли люди, жившие неподалеку от храма. У них были общие дела. Сейчас же  – мы все из разных мест. В настоящее время приход становится эквивалентом общности людей совершенно другого типа.

> Теперь относительно возможностей общения. Кроме общих дел, молитвы и познания христианских истин, необходимо знать Священное Писание. Вовсе для этого не нужно быть богословом, вовсе не нужно быть специалистом, библеистом. Каждый христианин должен знать Священное Писание. Очень хорошо. Этому можно учиться совместно. Всю жизнь его можно читать и всегда находить нечто совершенно необыкновенное. Если мы этого не будем делать, мы окажемся в положении людей, которые знают всё, что угодно, кроме самого главного. В процессе такой новой христианской жизни, которая не столько оглядывается назад, сколько смотрит вперед, сами собой будут вырабатываться новые способы жизни в XX веке. Вы понимаете, сейчас дуют очень холодные ветры, сейчас мир становится другим, и многим хотелось бы сделать свою веру теплым прибежищем – убежищем от этого бурного и неуютного мира. Может быть, в этом и есть что-то справедливое. И всё-таки вера нужна нам не как опиум, а дана нам как сила жизни, сила борьбы и сила упования, а не еще одно анестезирующее средство. И если мы не докажем Марксу, что религия для нас не опиум, мы будем плохими христианами. Я считаю, что он был вдохновлен Богом на эти слова, чтобы бросить нам вызов. Бросить вызов христианам. Как же мы его принимаем?..

> Итак, вот вам маленький эскиз наших христианских установок. Должен заметить, что, если бы на моем месте был о. Дмитрий Дудко, он говорил бы о другом; если бы здесь был о. Всеволод Шпиллер, он тоже говорил бы иначе; если бы здесь был... и так далее. Каждый говорил бы свое. Значит ли это, что я не хочу считать справедливыми их слова, а они – мои? Нет, не значит, Я закончу тем, чем начал, – многоразлична, как говорит Писание, Премудрость Божия. Пути должны быть многообразны. И если Церковь когда-то раскололась, раскололась именно потому, что люди не могли понять: многообразие и единство – условия совместимые. Мы должны понять это сейчас. Да, многообразие будет, но оно не должно превращаться в антагонистические, разрывающие друг друга группировки, а также в расколы и секты. Если вам встретятся типы христианства иные, призываю вас к терпимости, хотя это и трудно. Спорить бесполезно. Каждый должен трудиться – рассудит же всех Бог.

[ Александр Мень. НАДЛЕЖИТ БЫТЬ РАЗНОМЫСЛИЮ.  
в сб.: МИРОВАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА. Христианство. Церковь. Лекции и беседы.  
М.: Фонд имени Александра Меня, 1995; 2-е изд.: 1997  
krotov.info/library/13_m/myen/00061.html ]

 
*Не могу похвалить вас за ваши собрания: от них больше вреда, чем пользы.
Во-первых, я слышал, что, когда вы собираетесь перед лицом Божьим,
у вас бывают раздоры.
Отчасти верю: среди вас должны быть и разногласия,
чтобы выяснилось, кто из вас выдержал испытание.
Так вот, хотя вы и собираетесь вместе, это нельзя назвать трапезой Господа.
Каждый из вас налегает на собственную трапезу.
И вот один уходит голодный, а другой – сыт и пьян.
У вас что, нет собственного дома, где можно было бы поесть и выпить?
Или вы презираете Церковь Бога? Или хотите унизить неимущих?
Что вам на это сказать? Похвалить? Нет, за это не похвалю!* (1Кор.11:17-22)

 

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»