=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

* 18 августа ст.ст., сб - на литургии читается: Рим.15:30-33#; Мф.17:24-18:4#.

Мф. 18.1-5 ИСТИННОЕ ВЕЛИЧИЕ

1   В это время пришли к Иисусу ученики.
    - Кто больше всех в Царстве Небес? - спросили они.

2   Иисус, подозвав ребенка, поставил его перед ними (3) и сказал:

        - Верно вам говорю,
            пока не изменитесь
            и не станете такими, как дети,
         не войдете в Царство Небес.
4       Кто умалит себя и станет таким,
             как этот ребенок,
         тот больше всех в Царстве Небес.

Ст. 1 – <….> может сложиться впечатление, что учеников интересует чисто теоретический вопрос, не касающийся их самих: кто больше всех в Царстве Небес? Но это не так, что и подтверждается дальнейшими словами Иисуса. Человек всегда стремится достичь первенства, главенствующего положения, это как бы заложено в него самой природой. Учител`я Закона тоже выясняли, кто будет самым великим в новом, мессианском веке. Так ведут себя и ученики. Но путь ученичества, предложенный Иисусом, труден тем, что Он предлагает отказаться от привычных и устойчивых моделей прежнего человеческого существования. Чтобы стать первым, надо стать последним, стать слугой для всех. Это трудно, почти невыполнимо.

Ст. 2 Иисус подзывает ребенка (не будем задавать вопроса, откуда он появился) и ставит его перед учениками. Это драматизированная притча; к подобным инсценировкам часто прибегали пророки. Ученики должны стать новыми людьми, родоначальниками нового человечества, а чтобы стать ими, они должны родиться заново, быть как дети. Ребенок – наилучший пример того, какими они должны быть.

Обычно это понимают в том смысле, что дети чисты и невинны, как ангелы. Очень многие родители могли бы с этим не согласиться. В этом отрывке сравнение с детьми предполагает совсем другой смысл. О чём спорили ученики? О том, кто больше, кто важнее. Суть проблемы не в отношении ребенка к чему-то, а в отношении к самому ребенку. В древнем обществе, да и не только в древнем, ребенок не обладал никакими правами, он не владел имуществом, он абсолютно ничего не значил. Родители даже могли его выбросить, особенно часто так поступали, когда рождалась девочка. {См. C.K.Barrett, The New Testament Background: Selected Documents, London, 1987, p. 40.}

Ст. 3-4 – Пока не изм`енитесь – ученики тоже должны измениться (дословно: «обратиться, повернуться; вернуться назад»). Что это значит, объяснено двумя следующими глаголами: стать такими, как дети, и умалить себя, то есть снова стать детьми, отказавшись от амбиций, духа соперничества и превосходства и поняв, что истинное величие заключается в незначительности для мира, в смиренном служении другим. В этом Иисус постоянно подает им пример.

[ В. Н. Кузнецова  
Евангелие от Матфея. Комментарий  
М.: Общедоступный правосл. ун-т, основанный прот. Александром Менем, 2002;  
стр. 360-2
]

* См. также на сайте: Размышления Р.Гвардини об этом отрывке
(из кн."Господь", в сокращении)
   или эту главу полностью (на www.krotov.info).


*Да будет Бог, источник мира, со всеми вами.* (Рим.15:33)

 

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»