=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

* 22 октября ст.ст., пн - на литургии читается: 1Фес.1:1-5#; Лк.10:22-24#.
{седмица 20-я по Пятидесятнице, рядовые чтения 23-й седмицы}

> <…> христианская вера ведет к озарению разума. Христианская вера имеет дело с определенным предметом, имеет дело с Богом-Отцом, Сыном и Святым Духом <...>. Из своеобразия, из сущности этого предмета, из природы Бога-Отца, Сына и Святого Духа явствует, что Он непознаваем на основе способности человеческого познания, Его можно воспринять, и Он воспринимается лишь на основе собственной свободы, решения и действия Бога. То, что человек в состоянии познать, опираясь на свои собственные силы, руководствуясь меркой своих естественных возможностей, своего рассудка, своего чувства, - всё это будет в лучшем случае познанием какого-то высшего бытия, абсолютного существа, совокупной свободной мощи, существа, возвышающегося надо всем. Такое абсолютное и высшее существо, это последнее и глубочайшее, эта "вещь в себе" не имеет отношения к Богу. Всё это относится к интуиции и предельным возможностям человеческого мышления, человеческого конструирования. Человек может помыслить такое существо, но при этом он не помыслил Бога. Бог мыслится и Бог познается, когда Бог в своей собственной свободе делает себя воспринимаемым.

> <...> Бог - это всегда тот, кто в своем собственном откровении сделал себя известным для человека, а не тот, кого измышляет человек и называет при этом Богом. Уже в вопросе познания четко отделяются друг от друга истинный Бог и ложные боги. <....> Познание Бога происходит там, где фактически происходит то, что Бог говорит, что Бог представляет себя человеку таким образом, что человек не может не увидеть и не услышать Его. Это происходит там, где человек оказывается в ситуации, в которой он становится непонятным для самого себя, которую он не создал сам и в которой он поставлен перед фактом, что он живет с Богом, а Бог живет с ним, поскольку так пожелалось Богу. Познание Бога происходит там, где происходит божественное откровение, озарение человека Богом, возвышение человеческого познания, научение человека этим Учителем.

> <..> христианская вера есть дело определенной встречи. Христианская вера и познание христианской веры случаются там, где божественный Разум, божественный Логос устанавливает в пространстве человеческого разума свой закон, которому должен подчиняться человеческий тварный разум. Если это происходит, то человек приходит к познанию, поскольку, если Бог учреждает свой закон в человеческом мышлении, его видении и слышании, то происходит и откровение относительно человека, который сам по себе не может свершить то, что свершается Богом.

> Можно ли познать Бога? Да, Бога можно познать, поскольку истинно и действительно то, что Он, благодаря Ему самому, познаваем. Когда это происходит, человек становится свободным, получает возможность, получает способность - он, который сам для себя тайна, - познать Бога. Познание Бога - это в конечном счете <...> определяемое Богом познание. И именно поэтому оно подлинное, в глубинном смысле свободное познание. Конечно, оно остается относительным, заключенным в пределы тварного познанием. Конечно, как раз о нём можно сказать, что это небесное сокровище, которое мы носим в земных сосудах. Наши понятия недостаточны для того, чтобы постичь это сокровище. Именно там, где случается такое подлинное богопознание, должна быть полная ясность относительно того, что нет никакого повода для какого-либо высокомерия. Всё равно остается бессильный человек, остается тварный разум со своими пределами. Однако Богу пожелалось открыть себя в этом пространстве тварного, недостаточного. И несмотря на то что и в отношении этого человек безрассуден, он становится мудрым. И несмотря на то что он мал, он становится великим. И несмотря на то что человек недостаточен. Бог довольствуется этим. "Довольно для тебя милости Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". Это относится и к вопросу познания.

> <..> в христианском веровании речь идет об озарении разума, благодаря которому становятся свободными для жизни в истине Иисуса Христа. Относительно познания христианской веры важно понять, что истина Иисуса Христа есть истина жизни, и ее познание есть познание жизни. <…> Христианская вера не есть невнятное чувство, какие-то алогичные чувствование, переживание и опыт. Вера есть познание, она соотносится с божественным Логосом и потому вполне логична. Истина Иисуса Христа есть и фактическая истина в самом непосредственном смысле. Ее исходный пункт, воскрешение Иисуса Христа из мертвых, есть факт, имевший место в пространстве и во времени, как это описано в Новом Завете. Апостолы не удовольствовались фиксацией факта внутренней жизни, они говорили о том, что видели и слышали, что опробовали своими руками. Истина Иисуса Христа есть дело совершенно ясной, упорядоченной и свободной именно в силу своего обязательства мысли.

[ Карл Барт. ОЧЕРК ДОГМАТИКИ. (3)  
СПб.: Алетейя, 1997; стр.36-9 ]


Иисус сказал:
"Мой Отец всё вверил Мне.
Никто не знает, кто Сын, кроме Отца,
и кто Отец, кроме Сына и того, кому Сын пожелает открыть". (Лк.10:22)

Этот день в российском правосл. церковном календаре 212.188.13.168/izdat/Kalendar/2002/Nov/4.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»