=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

*  5 ноября ст.ст., пн - на литургии читается: 2Фес.1:1-10#; Лк.12:13-15#,22-31#.
{седмица 22-я по Пятидесятнице, рядовые чтения 25-й седмицы}

> ИСТИННЫЕ И ЛОЖНЫЕ ЗАБОТЫ

> <Мф.6:24: "... Вы не можете служить и Богу, и деньгам"; Мф.6:25: "... не беспокойтесь о том, что для жизни нужны вам еда и питье, а для те́ла — одежда". ||Лк.12:22> — Большинство людей тут же скажет или подумает: “А как тогда жить на земле, если не зарабатывать эту самую мамону?” <"Деньги" в Мф.6:24 = "мамона".> Иисус дает ответ, который неоднократно звучал в Священном Писании: «Бог позаботится». У евреев, например, существовал субботний год, когда поля не обрабатывались, но никто в этот год не голодал. Ср. также 1Петр 5.7; Евр 13.5. Иисус не призывает к пассивности, к отказу от любой человеческой деятельности на земле. Было бы ошибкой видеть противоречие между призывом Иисуса отказаться от забот и словами апостола Павла «Кто не хочет работать, тот пускай и не ест» (2Фес 3.10). Иисус призывает не погружаться в эти заботы, не превращать их в озабоченность, когда человек уже перестает полагаться на Бога, а полагается лишь на свои собственные силы, на свое имущество. И тогда вольно или невольно происходит подмена: на место Бога ставятся идолы в виде имущества, денег, карьеры, успеха. Человеку кажется, что после того как он обеспечит себе беззаботное существование, он еще успеет обратиться к Богу. Но, как говорил мудрый еврейский учитель Гиллель, «чем больше имущества, тем больше забот». На долю же Бога остаются дела праведности, о которых говорилось выше. Вместо нового рождения  — старые религиозные обряды, у каждого народа и религии — свои. Человек должен быть активным, действенным, но его дела должны быть для Бога, он должен перестать быть сосредоточенным на своем биологическом существовании.

> <.....> Жизнь важнее еды, а тело важнее одежды. <||Лк.12:23> <...> Человек должен поменять свои приоритеты: жизнь важнее еды, тело важнее одежды. Если Бог дал человеку великое сокровище жизни, неужели Он откажет ему в меньшем — в том, что поддерживает эту жизнь? Если Он дал ему тело, без которого не мыслится жизнь, неужели Он не позаботится о том, что нужно для тела? См. также 1Тим 6.8.

> <Мф.6:26: "Взгляните на птиц: не сеют они и не жнут, не ссыпают зерно в закрома, но их кормит ваш Небесный Отец". ||Лк.12:24> — Сначала идет ответ на предполагаемый вопрос: «Что нам есть?» Священное Писание уже отвечало на него так же: см. Пс 104(10З).10-30 и 147(14б).8-9. В еврейской литературе традиционно указывали на птиц и рыб. Птицы не сеют и не жнут, их кормит Небесный Отец, который сотворил всё живое и по-отечески заботится о Своем творении. Но Его главное творение  — человек, он дороже птиц, потому что создан по образу и подобию Бога.

> <...>

> <Мф.6:28: "И для чего об одежде забота? Посмотри́те, как растут полевые лилии: не трудятся, не прядут". ||Лк.12:27> — И зачем тратить драгоценное время жизни на заботы об одежде? Иисус указывает на полевые цветы. Греческое слово означает лилии, но <...> это может быть самое общее название ярких и красивых дикорастущих цветов. Обычно считается, что Иисус имел в виду анемоны. Их никто не сажал, за ними никто не ухаживал, кроме Бога.

> <Мф.6:29: "Но говорю вам, сам Соломон, при всём своем блеске, не одевался, как любая из них". ||Лк.12:27> — Соломон в еврейских преданиях считался самым богатым человеком на земле. Его пышные царские одежды были, вероятно, алыми или пурпурными, окрашенными самыми дорогими красителями, но даже им далеко до роскоши расцветок обычных полевых цветов. Кроме того, здесь Соломон предстает персонажем, которому не сто́ит подражать: он — типичный представитель людей, заботящихся о богатстве и славе. Ведь царь Соломон нарушил Божьи постановления относительно царского звания: он завел себе множество жен, приобрел огромные богатства, установил систему принудительного труда. Хотя он и построил Богу храм, его собственный дом был гораздо больше и роскошнее.

> <....>

> <Мф.6:31-32: "Итак, не твердите озабоченно: «Что нам есть?», «Что нам пить?», «Во что одеться?»  — • это главная забота язычников. А ваш Небесный Отец знает, что вам всё это нужно". ||Лк.12:29-30>  — Заботы о земном бессмыслены, те, кто погружен в них, уподобляются язычникам. Язычники <...> не знают истинного Бога и, следовательно, не могут Ему доверять, полагаться на Небесного Отца. Поэтому язычники погружены в суету и пекутся лишь о сиюминутном, тленном, преходящем. Бог знает, что Его создания нуждаются в еде, питье и одежде, и не оставит их в нужде.

> <Мф.6:33: "Стремитесь прежде всего к Царству Бога и к исполненью того, что Он велит, а всё остальное Он даст вам в придачу". ||Лк.12:31> — Есть лишь единственная цель, к которой надо стремиться человеку — это достижение Царства Бога, исполнение Его воли (дословно: "Его праведности"). Если ученики выберут такие приоритеты для своей жизни, они уже здесь и сейчас станут причастны новому Божьему миропорядку, о скорейшем наступлении которого они просят в молитве Господней, и будут воистину исполнять Его волю на земле, как она исполняется на небе. Но что значит "стремиться к Царству"? Одни <комментаторы> полагают, что это призыв к миссионерской проповеди учеников, чем подготавливается наступление Божьего владычества. Как Иисус Своей деятельностью Благовестника, а также Целителя восстанавливает исконные замыслы Отца о мироздании, так и ученики должны стать сотрудниками Бога. Другие считают, что стремиться к Царству означает молитву о его скорейшем наступлении или подготовку себя к новым нравственным требованиям этого Царства*. <.....>

> <Мф.6:34:> — <....> Каждому дню своих довольно тревог (буквально: "беды́")  — возможно, это пословичное выражение. Во всяком случае, похожие слова есть и в еврейской, и в египетской литературе мудрости. Об этом же говорили Плутарх, Софокл, Сенека, Дион Хризостом и др. Как правило, человек боится неизвестности, и его заботы направлены на то, чтобы гарантировать себе максимально обеспеченное, застрахованное от невзгод будущее. Но глупо его страшиться, ведь всеведущий и милосердный Отец — Господин будущего. Истинно верующему оно не страшно, поэтому он с нетерпением дожидается того, что всегда было главной целью религии  — встречи с Богом. Вера и любовь изгоняют страх.

[ В. Н. Кузнецова  
Евангелие от Матфея. Комментарий  
М.: Общедоступный правосл. ун-т, основанный прот. Александром Менем, 2002;  
стр. 155-9 ]


* По всей видимости, в этом контексте выражение "Царство Бога" (его также можно перевести как "царствование/правление Бога"), синонимично выражению "Божья правда/праведность" (т.е. "исполнение Божьей воли"). (Прим. ред. рассылки)

Комм. к Мф.6:25-27 без сокращений размещен в разделе "Трудные страницы Библии"


См. также на тему беспокойства:
• С.Тагуэлл — о главной цели
(блаженство нищих духом);
• С.Тагуэлл — о тщетности беспокойств (вып. № 115) (блаженство кротких)


*Один человек из толпы сказал Иисусу:
"Учитель, скажи моему брату, пусть разделит со мною наследство!"
Иисус ответил ему:
"Послушай, кто поставил Меня судить вас или разбирать ваши тяжбы?"
А потом Он обратился ко всем:
"Смотри́те, берегитесь всякой корысти,
потому что жизнь человека не зависит от того, очень ли много у него всякого добра".
Иисус рассказал им притчу:
'У одного богача очень хорошо уродили поля́.
"Что мне делать? — думал он. — Мне некуда убрать урожай".
И тогда он сказал:
"Вот что я сделаю: снесу-ка амбары и выстрою бо́льшие,
свезу туда всё зерно и всё остальное добро мое и скажу себе:
'Теперь у тебя много добра, хватит на долгие годы.
Отдыхай, ешь, пей и наслаждайся жизнью!'"
Но Бог ему сказал:
"Глупый человек! Сегодня же ночью придут по твою душу.
Кому достанется всё то, что ты скопил?"
И так случится со всяким, кто копит богатства для себя, а не богатеет для Бога.'
А Своим ученикам Иисус сказал:
"Вот почему Я говорю вам:
не беспокойтесь о том,
что для жизни вам пища нужна
и для тела одежда.
Ведь жизнь важнее еды
и тело важнее одежды.
Посмотри́те на воронов:
не сеют они и не жнут,
нет у них ни кладовых, ни закромов,
но Бог их кормит.
А вы намного дороже, чем птицы!
Кто из вас, как бы он ни старался,
может продлить свою жизнь хоть на час?!
А если вы даже такой малости не можете,
к чему заботиться об остальном?
Посмотри́те, как растут лилии:
они не трудятся, не прядут.
Но, говорю вам, сам Соломон, при всём своем блеске,
не одевался так, как любая из них.
И если полевую траву,
которая сегодня есть, а завтра брошена в печь,
Бог так одевает,
то уж вас-то тем более, маловеры!
Не думайте о том, что вам есть и что пить,
и не заботьтесь об этом.
Это главная забота всех язычников этого мира.
А ваш Отец знает, что вам всё это нужно.
Стремитесь к одному — к Его Царству,
а всё остальное Он даст вам в придачу".*
(Лк.12:13-31)

Этот день в российском правосл. церковном календаре 212.188.13.168/izdat/Kalendar/2002/Nov/18.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»