=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

*  8 ноября ст.ст., чт - Собор Архистрат`ига Михаила и пр. Небесных Сил бесплотных;
на литургии читается: Евр.2:2-10#; Лк.10:16-21#.
{седмица 22-я по Пятидесятнице}

> <...> Всякий, кто хотел бы собрать материал из писаний аскетических отцов о роли ангелов и бесов в духовной жизни, был бы поражен несоответствием между пространным местом, отдаваемым описаниям многообразных сатанинских действий, и немногими, разбросанными и скорее сдержанными замечаниями о роли ангелов. Из этого правила очень немного исключений: Псевдо-Дионисий Ареопагит с его учением о просвещении через посредство иерархий небесных сил и, до известной степени, великий сирийский мистик седьмого-восьмого веков св. Исаак Ниневийский{Более известен среди греков и русских под именем пр. Исаака Сирина.<.....>}. Однако писания Псевдо-Дионисия носят, скорее, теоретический характер, нежели основаны на опыте <...>. Они сто`ят несколько в стороне от главных течений восточной духовной жизни. Самый факт большего внимания, уделяемого демонским силам, не является, конечно, случайным и может быть объяснен различными причинами. Та же самая черта может быть найдена и в Св. Писании, особенно в евангелиях, где так много рассказов о бесноватых и об их исцелениях Христом. Вполне естественно, что аскетические писатели, всегда столь верные духу Нового Завета, также и в этом вопросе следуют примеру евангелистов.

> Практические аскетические соображения также сыграли здесь свою роль. Бесы наши враги, и потому жизненно важно для нас знать их способы борьбы и различать их, между тем как ангелы помогают нам, даже если мы не знаем об этом. "Нужно знать различия между бесами и отмечать времена их нападений,  - очень характерно пишет Евагрий. - Это необходимо знать, дабы когда мысли начнут двигать в нас то, что в них содержится, мы могли бы сказать что-нибудь к ним и заметить, кто в них присутствует, прежде чем мы были бы совершенно извергнуты из нашего духовного состояния. Таким образом, мы могли бы и сами с помощью Божией легко преуспевать и заставили бы их (бесов) отлететь с болью и с удивлением на нас".{Евагрий Понтийский. "Деятельные главы к Анатолию", 2,43<..>} "Лучше тот, кто был удостоен видеть самого себя,  - говорит св. Исаак Ниневийский,  - чем кто был удостоен видеть ангелов. Последнее свойственно телесным очам, а первое очам души"{Isaak N. "Mystic Treatises", гл.65. С.311}. Опасение ложных видений, обоснованное на тексте ап. Павла о преображении сатаны в ангела света (2Кор.11,14), также содействовало тому, что отцы-аскеты не особенно доверяли ангельским явлениям и не придавали им большого значения в духовной жизни. Весьма замечательно, что наша духовная борьба очень редко изображается ими как сражение ангелов с бесами, но обычно как война человека с сатаной. Ангелы, конечно, помогают и охраняют нас в этой битве, но не ангелы противопоставляются сатане, а Сам Христос и благодать Святого Духа, Который Своим присутствием разрушает бесовские искушения и просвещает сатанинскую тьму в наших душах. Так, например, св. Кирилл Иерусалимский, сказав в одном из своих "Оглашений" о тьме, вносимой нечистыми бесами в наш ум, немедленно говорит после этого о Св. Духе, Который вмешивается в борьбу и просвещает нас, и наполняет нас благоуханием{Кирилл Иерусалимский. "Огласительное Слово", 16.16<..>}. Однако самая главная причина ограниченного и как бы "прикрытого" места, уделяемого ангелам в духовной жизни, может быть найдена в ярко выраженном христоцентрическом и теоцентрическом направлении восточной духовной жизни, где высшие мистические состояния всегда мыслятся как непосредственное единение ума и сердца со Христом или как познание Св. Троицы. На этой степени духовной жизни всякое уклонение внимания в сторону ангелов рассматривается если не как прямо ложное, то во всяком случае как имеющее меньшую ценность. Даже Псевдо-Дионисий не упоминает более об ангелах, когда он переходит к "Мистическому Богословию". Чудный рассказ, сохраненный Евагрием в его "Главах о молитве", прекрасно иллюстрирует такое понимание. "Другой раз,  - говорит Евагрий,  - два ангела предстали одному боголюбцу, занятому молитвой и ходящему по пустыни. Они поставили его посреди них и сопровождали его в его путешествии. Но он совершенно не обращал на них внимания, дабы не потерпеть ущерба в самом лучшем. Ибо он вспоминал об апостольском изречении, гласящем: "Ни ангелы, ни начала, ни силы не смогут нас отлучить от любви Христовой" <(Рим.8:38)>{Евагрий Понтийский. "153 главы о молитве", 112<.....>}.

[ Арх. Василий Кривошеин.  
АНГЕЛЫ И БЕСЫ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ по учению восточных отцов (0)  
www.krotov.info/libr_min/k/krivosh.html ]


*Если весть, которую некогда возвестили ангелы, была столь непреложна,
что любое отступление или ослушание влекло за собой заслуженную кару,
то разве избежим ее мы,
если станем пренебрежительно относиться к столь великой вещи, как спасение?
Начало в`ести о спасении было положено словами самог`о Господа,
и те, кто услышали Его, подтвердили нам его истинность.
Свое свидетельство о нём прибавил Сам Бог -
знаками, чудесами, многообразными дивными делами и дарами Святого Духа,
которыми Он наделял по собственной воле.
Не ангелам же отдал Бог в подчинение грядущую вселенную, о которой мы говорим!
Кто-то где-то это подтвердил такими словами:
"Что такое человек, что Ты помнишь о нём?
Что такое дитя человеческое, что Ты печешься о нём?
Ты на краткое время поставил его ниже ангелов,
Ты увенчал его славой и честью,
Ты всё поверг ему под ноги!"
Бог, подчинив всё человеку, ничего не оставил не подчиненным.
Но мы еще не видим теперь, чтобы всё подчинялось человеку.
Зато мы видим, как Иисус, бывший короткое время ниже ангелов,
ныне увенчан славой и честью за смертные страдания.
И всё это для того, чтобы, по великой Божьей доброте,
Он принял смерть ради каждого.
Так и должно было быть:
Бог, цель и источник всего бытия, приведший множество сынов в Свою славу,
должен был сделать Зачинателя их спасения совершенным через страдания.*
(Евр.2:2-10)

* * *
*Сказал Господь ученикам:
"Тот, кто слушает вас, слушает Меня, кто отвергает вас, отвергает Меня.
А кто Меня отвергает, отвергает Того, кто послал Меня".
Семьдесят два ученика вернулись радостные.
Они говорили:
"Господь, даже бесы нам подчиняются, когда мы им приказываем Твоим именем!"
Иисус сказал им:
"Я видел: Сатана пал молнией с небес.
Вот, Я дал вам власть наступать на змей и скорпионов
и власть над всей силой врага — и ничто не вредит вам.
Но не тому радуйтесь, что духи вам подчиняются,
а радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах!"
И в тот же миг Святой Дух исполнил Иисуса ликованием, и Он сказал:
"Отец, Владыка неба и земли! Благодарю Тебя за то,
что Ты открыл простым и малым сокрытое от мудрых и разумных!
Да, Отец, такова была Твоя благая воля!" (Лк.10:16-21)


Этот день в российском правосл. церковном календаре 212.188.13.168/izdat/Kalendar/2002/Nov/21.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»