=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Любовь, милость и мир от Бога Отца и Христа Иисуса, нашего Господа! (1Тим.1:2)

* 16 ноября ст.ст., пт - пам. Апостола и евангелиста Матфея (†60);
на литургии читается: 1Тим.4:4-8#,16# ; Лк.16:15-18#; 17:1-4# .
{седмица 23-я по Пятидесятнице, рядовые чтения 26-й седмицы}

> Когда мы пытаемся найти меру своего индивидуального "я", первое, о чём мы можем себя спросить, это следующее: в каком смысле я могу сказать, что люблю тех, кого люблю? Я не говорю о тех, которых не люблю, – их легион; не говорю и о тех, кого люблю лишь потому, что они далеко и для меня не обременительны, – очень легко любить тех, кто за тридевять земель, и очень трудно любить соседа, который хочет слушать радио, когда я хочу спать. И вот, первым делом мы должны себе задать вопрос: я говорю, что люблю свою жену, дочь, брата, того или другого человека. Что это значит? Люблю ли я его так же, как люблю клубнику со сливками? Иначе говоря, питаюсь им, пожираю его изо дня в день, его сковываю, высасываю его, как вампир? Тогда, действительно, его присутствие для меня драгоценно, я не могу без него обойтись, он необходим для самой моей жизни. Это ли мы хотим сказать? Так вот, если мы честны, то очень часто нам придется согласиться: да, именно это. И нет ничего удивительного, что те, кто становится жертвами нашей любви, молят Бога о том, чтобы их любили поменьше. Это очень важно; ведь если нам станет ясно, что наше поведение с теми, с кем у нас наилучшие отношения, есть в основе своей поведение хищника – что же сказать об остальных? В таком случае мы, конечно, можем понять, что нашим врагам везет больше, чем нашим друзьям: их-то мы, по крайней мере, оставляем в покое!

> Вот первый момент: постараться определить, оценить качество доброжелательности, дружбы, любви, связывающих нас с теми, к кому мы сердечно привязаны. А потом задать себе вопрос о связи отвержения, связи противоположения, существующей между нами и остальными; и тогда вы увидите, как постоянно мы стремимся к самоутверждению, до какой степени даже самые близкие, самые искренние, самые дружеские, самые братские отношения, связывающие двух людей, суть отношения отстраняющие: "Держись на шаг от меня, я боюсь смешаться с тобой, боюсь исчезнуть, боюсь оказаться в плену твоей любви, я хочу остаться самим собой!"

> И тут мы можем также измерить элемент противоположения в самих себе. Приступая к исследованию самих себя в этом смысле или в плане какой-нибудь другой детали нашей обособленной жизни, мы склонны к поистине дьявольскому рассуждению. Оно состоит в сущности в следующем: всё, что во мне привлекательно, что мне во мне нравится, и есть мое "я". Всё же, что во мне кажется мне уродливым, отталкивающим, или же то, что другие находят во мне отталкивающим и уродливым, что создает напряжение с окружающими, я воспринимаю как пятна, как нечто привнесенное или наложенное на меня извне. Например, люди часто говорят: "Я ведь от всего сердца стремлюсь к иному, но жизненные обстоятельства сделали меня таким". Нет, жизненные обстоятельства только раскрыли, что вы таковы. В переписке Макария, одного из оптинских старцев, есть два или три письма к петербургскому купцу, который пишет: "От меня ушла прислуга и мне предлагают взамен деревенскую девушку. Что вы мне посоветуете, брать мне ее или не брать?" Старец отвечает: "Конечно, брать". Через некоторое время купец снова пишет: "Батюшка, позвольте мне ее прогнать, это настоящий бес; с тех пор, как она здесь, я всё время прихожу в ярость и потерял всякое самообладание". И старец отвечает: "И не вздумай гнать, это ангела небесного послал тебе Бог, чтобы ты видел, сколько в тебе злобы, которую прежняя прислужница никогда не могла поднять на поверхность".

> И вот мне кажется, что если мы вглядимся в себя со всей серьезностью, то уже не сможем сказать: всё, что добродетельно, прекрасно, гармонично, – это я; всё остальное – это п`ятна случайности, не имеющие со мной ничего общего, они просто прилипли к моей коже... В действительности же они не к коже прилипли, а коренятся в с`амой глубине нашего существа. Только это нам не нравится, и мы обвиняем кого только можем или обстоятельства нашей жизни. Сколько раз я слышал на исповеди: "Вот все мои грехи", - затем кающийся на минуту останавливается перевести дух (грехи обычно излагаются довольно быстро) и произносит длинную речь, доказывая, что будь обстоятельства данной ему Богом жизни иными, у него вообще не было бы никаких грехов. И вот порой, если мне говорят: "Я виноват, но что вы хотите? У меня теща, у меня зять, у меня то, у меня сё, у меня ревматизм и артрит, мы пережили русскую революцию и т.д.", – не раз случалось, что когда человек, закончив свой рассказ, ждал уже разрешительной молитвы, я ему говорил: "Сожалею, но исповедь – это средство примирения с Богом, а примирение – дело обоюдное. Итак, прежде чем я дам вам разрешение во имя Бога, можете ли вы сказать, что прощаете Ему весь вред, всё зло, которое Он вам причинил, все обстоятельства, в которых Он принудил вас не быть святым или святой?". Обычно людям это не нравится, но это правда и это так важно, так существенно: мы должны принимать самих себя целиком, как мы есть. Мы не поступаем так, если считаем, что мы – это то, что прекрасно, а в остальном виноват Бог (чаще всего Бог, а не дьявол, потому что в сущности Бог должен был бы воспрепятствовать дьяволу делать зло, которое тот делает – уж по крайней мере по отношению ко мне!).

[ Митр. Сурожский Антоний О САМОПОЗНАНИИ  
в кн. ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД БОГОМ  
"Паломник", 2001; стр.106-8  
www.mitras.ru/pered2/pb_221.htm
+ www.mitras.ru/pered2/pb_222.htm ]

**** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ****
*** 1-е послание ап. Павла Тимофею в переводе В.Н.Кузнецовой ***
*** на сайте "ХП": ***
* * * messia.ru/biblia/nz/kuzn/1ti.htm * * *
** ********************************************** **

*<Иисус> сказал <фарисеям>:
"В глазах людей вы хотите выглядеть праведниками, но Бог знает ваши сердца.
То, что в цене у людей, отвратительно в глазах Божьих. ...
Всякий, кто разводится с женой и женится на другой, грешит, нарушая верность.
И тот, кто женится на разведенной, совершает тот же грех". ...
А Своим ученикам Иисус сказал:
"Всегда есть и будет много такого, что приводит к греху.
Но г`оре тому, кто причиной греха!
Лучше было бы тому человеку, что толкает на грех
одного из этих простых и малых,
если бы мельничный жернов на шею ему надели и бросили в море!
Смотр`ите же, берегитесь!
Если провинится твой брат, упрекни его и, если повинится, прости.
И если семь раз на дню провинится перед тобой
и семь раз вернется к тебе и скажет: "Виноват" - прости".*
(Лк.16:15,18; 17:1-4)

* * *
*Всё, что создано Богом, хорошо,
и нельзя отвергать ничего, что принимается с благодарностью. ...
Сторонись безбожных небылиц и старушечьих россказней,
но упражняй себя в подлинном богопочитании.
Ибо физические упражнения полезны лишь отчасти,
оно же полезно всегда, потому что в нем обещание жизни и нынешней и будущей.*
(1Тим.4:4,7-8)


Этот день в российском правосл. церковном календаре 212.188.13.168/izdat/Kalendar/2002/Nov/29.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»