=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Любовь, милость и мир от Бога Отца и Христа Иисуса, нашего Господа! (2Тим.1:2)

* 12 декабря ст.ст., ср - (по новому стилю - Рождество Христово)
на литургии читается (по ст.ст.): Евр.10:1-18#; Мк.8:30-34# *.
{седмица 27-я по Пятидесятнице, рядовые чтения 30-й седмицы}

> <...> Бог действительно, для верующего, является Творцом мира. Но акт творения не так прост, как кажется. Он не заключается в том, что всемогущий Бог решает почему-то, по непонятным для нас причинам, создать целый мир и затем следить за его развитием и ожидать момента последнего суда. Это выглядит почти как эксперимент: что получится? Однако это не так. В основе творческого акта Божия нечто гораздо большее. Бог создает этот мир; и одновременно призывает его к такой полноте бытия, которая заключается в том, чтобы всё разделить с Богом, участвовать в Его вечности, в Его жизни; как апостолы говорят в своих посланиях, цель мироздания - для человека стать участником самой Божественной природы (2Пет. 1:4), а для мира дойти до такого состояния, когда Бог будет всё во всём (1Кор. 15:28), то есть как тепло, как огонь проникает всё и делает мир участником вечной жизни. Это - в основе; человек призван к тому, чтобы стать соучастником жизни Божией; и Бог, творя человека, Себя отдает. Он не только вызывает к жизни какое-то жалкое существо, которое во всём будет от Него зависеть; Он вызывает к бытию существо, которое будет стоять лицом к лицу с Ним, полноправно; которое лицом к лицу будет с Ним общаться. Но ведь общение в каком-то отношении значит самоограничение; творя человека, творя мир, Бог ставит перед Самим Собой собеседника, которого Он должен принять, каков он есть и каким он себя сделает свободной своей волей. В этом, со стороны Бога, акт истинной любви и очень редкой в нашем опыте справедливости.

> Ибо справедливость не является тем, чем мы часто ее считаем, как мы ее часто видим: способностью распределять или правом награждать и наказывать. Справедливость начинается в том момент, когда мы с риском, с опасностью иногда для нашей жизни, при ограничении нашего бытия соглашаемся на существование, на динамическое становление другой личности. И признаём за ней право быть собой, а не только отражением нашей жизни. Таков творческий акт со стороны Бога. Бог нас вызывает в бытие, ставит нас перед Собой и предлагает всё, что Он есть, всё, что у Него есть, разделить с нами; в нашей власти - принять или отказать. Со стороны Божией это готовность до конца Себя отдать нам. Бог нас творит не актом простой воли, Он нас творит в акте глубочайшей самоотдающейся, самоотверженной любви. Отношения между тварью и Богом начинаются с любви. Он нас вызывает быть самими собой лицом к лицу перед Ним.

> Но не этим кончается соотношение между Богом и человеком. В течение тысячелетий, миллионов, может быть, лет, о которых говорят и Священное Писание, и наука, человек ищет своего пути в становлении, вырастает в меру своего человеческого достоинства. И вместе с этим так часто человек свое достоинство забывает, мельчает, делается недостойным самого себя, не говоря уже о своем божественном призвании. И Бог его не оставляет. Вся история человечества говорит о том, как человек чует тайну Божию и в этой тайне Божией, через нее, в глубинах этой тайны находит самого себя, находит свое величие, находит образ или отображение того человека, которым он должен стать в конечном итоге. Бог говорит на протяжении всей истории многообразно, различными путями, через людей ясного ума и чистого сердца, через людей просвещенных, просветленных; говорит через ужас жизни, говорит через совесть, говорит через красоту, говорит через события, призывая человека вырасти в полную меру. Но Он не только говорит; говорить легко, призывать не трудно, требовать - не ст`оит ничего. Он делается соучастником человеческой жизни и человеческой трагедии, Он становится человеком; Он воплощается; Бог входит в историю; Бог на Себе несет ее тяжесть; Бог погружается в наш мир, и этот мир всей тяжестью, всем ужасом своим смертоносно ложится на Его плечи. В этом Божия предельная ответственность за Свое первичное решение, за основоположный акт творения. Этим Бог Себя как бы “оправдывает” перед нами. Он не зритель, Он не сто`ит в стороне; Он входит в гущу, в трагедию жизни и с нами в ней участвует. Этого Бога человек может принять, этого Бога человек может уважать; Ему можно довериться, Ему можно быть верным, можно видеть, что этот Бог так верит в человека, такую надежду на него возложил, так его полюбил до смерти, и смерти крестной, что можно за Ним идти, куда бы Он ни пошел: на смерть, на жизнь. Бог берет на Себя последнюю ответственность за судьбы мира, спасает мир воплощением и крестной смертью Христа.

[ Митр. Сурожский Антоний. О ВЕРЕ  
www.mitras.ru/pered/pb_113.htm  
опубл. в кн. ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД БОГОМ (I)  
М.: Паломникъ, 2001; стр.32-4 ]

(здесь текст приводится в версии интернет-публикации, которая слегка отличается от печатной версии)

-------------------------------------
* параллели к еванг. чтению: Мф. 16:20-24; Лк.9:21-23;
эпизод № 86 по "Брюссельскому согласованию"


*Закон есть не более чем тень будущих благ, а не истинный образ их.
Одними и теми же ежегодными жертвами, приносимыми постоянно,
он неспособен привести к совершенству приходящих к Богу.
Если бы он мог, то жертвы прекратились бы,
потому что на совести у поклоняющихся Богу, однажды очищенных от греха,
не было бы вины за грех.
На деле же ежегодные жертвы служат лишь напоминанием о грехах.
Ведь кровь быков и козлов неспособна удалить грехи.
Вот почему Христос, придя в мир, говорит:
“Не захотел Ты жертв и приношений, но уготовил тело Мне.
Не радуют Тебя ни всесожжения, ни жертвы за грехи.
Тогда сказал Я: "Вот Я, Я иду, как в свитке книги обо Мне написано,
исполнить, Боже, Твою волю"”. ...
Так как Иисус Христос исполнил волю Бога,
мы были освящены принесением в жертву, раз и навсегда, Его т`ела.
Всякий священник изо дня в день сто`ит на службе
и многократно приносит одни и те же жертвы,
совершенно не способные удалить грехи.
А этот Священник, принеся единственную жертву,
навсегда сел по правую руку Бога,
дожидаясь, пока Бог положит Его врагов под стопы Его ног.
Одной-единственной жертвой Он сделал освящённых совершенными навек.
Нам об этом свидетельствует и Святой Дух, который сказав:
"Вот Договор, что заключу Я с ними, после тех дней, заявляет Господь,
Я вложу законы Мои в их сердца, напишу их у них в голове",
добавляет:
"Ни грехов их, ни прегрешений не припомню им больше".
А где прощены грехи, там больше не может быть жертвы за грех.*
(Евр.10:1-7,10-18)

* * *
*Иисус начал учить их,
что Сыну человеческому надлежит претерпеть много страданий,
и что старейшины, старшие священники и учител`я Закона отвергнут Его,
и что Его убьют,
но через три дня Он воскреснет. ...
Тогда Петр отвел Его в сторону и стал Ему перечить.
Но Он, обернувшись и глядя на учеников, оборвал Петра:
"Прочь с глаз, Сатана! Ты думаешь не о Божьем, о людском!"
Подозвав к себе народ и учеников, Иисус сказал:
"Кто хочет следовать за Мной,
пусть забудет о себе,
возьмет свой крест –
и тогда следует за Мной".*
(Мк.8:30-34)

 


Этот день в российском правосл. церковном календаре 212.188.13.168/izdat/Kalendar/2002/Dec/25.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»