=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Любовь, милость и мир от Бога Отца и Христа Иисуса, нашего Господа! (2Тим.1:2)

* 21 декабря ст.ст., пт - на литургии читается: Иак.2:1-13#; Мк.10:23-32# *.
{седмица 28-я по Пятидесятнице, рядовые чтения 31-й седмицы}

Продолжение. Начало в предыдущем выпуске

> (Ст. 21) <.....> Иисус не подвергает слов`а богача сомнению, наоборот, в этом Евангелии единственный раз говорится о любви Иисуса: он сразу Ему полюбился. <...> Любовь Иисуса, как всегда в Священном Писании, прежде всего означает поручение, миссию. Возможно, Иисус захотел сделать его Своим учеником. <.....>

> Иисус ставит ему условие: он должен продать всё свое имущество и раздать бедным.

> (Ст. 22) И это оказалось для него неодолимым препятствием. Ему тяжело, он помрачнел и ушел печальный. Только тут мы узнаём, что этот человек был очень богат. Чарльз Додд говорит так: «Обратим внимание, сколько в этих словах сочувствия — Иисус знал, как много Он требует, однако вызов Свой бросил. И всё же, когда юноша отказался, Он не пытался убедить его или заставить — просто отпустил, и тот с печалью отошел. Это власть, но власть, уважающая человеческую свободу». {Ч. Додд, Основатель христианства, с. 45.}

> Богач спрашивал, что он еще должен сделать, а Иисус ответил: «всё». Он требует от человека полной самоотдачи, а не какой-то части. Вне всякого сомнения, это был хороший человек, он помогал бедным, делясь с ними частью своего дохода, но ему стало страшно лишиться всего дохода, дававшего ему положение в обществе, обеспеченность, уверенность в завтрашнем дне. Полезно сравнить этот отрывок с рассказом о Сапфире и Анании в Деян. 5. Они продали поле, но рука не поднялась отдать все деньги апостолам, и они оставили немножко на черный день, а сказали, что отдали всё. Но ведь это и есть проверка искренности веры — надеется ли человек на Бога или на деньги. Многие христиане думают, что к ним этот рассказ не имеет никакого отношения, ведь они не богаты. Но таким камнем преткновения необязательно являются деньги. Мы не знаем, о ком шла речь в Лк. 9:59, тот человек мог быть бедняком, но и для него Иисус лишь на втором месте — после родителей. У каждого — своя преграда.

> (Ст. 23) После ухода богача Иисус обратился к ученикам: «Как трудно зажиточным войти в Царство Бога!» Эти слова поразили учеников. <...> Для того, чтобы понять, почему так удивлены ученики, надо знать, каким было отношение к богатству в Библии.

> Первоначально богатство считалось видимым знаком благоволения Божьего, наградой за праведность, оно свидетельствовало о том, что человек был с Богом в состоянии мира и гармонии. Недаром так подробно описывалось, сколько было у праотцев скота, серебра, земельных участков. Испытывая Иова, Бог лишил его всего, но потом вернул ему всё утерянное в семикратном размере. Но постепенно в библейских текстах появляется и другой взгляд на богатство: богачи угнетают бедных, которым больше не на кого надеяться, кроме как на Бога. Об этом постоянно говорят пророки. Они резко обличали богачей: те, не помогая бедным, совершали грех, Бог же любит бедняков и заботится о них. Особенно это относится к вдовам, сиротам, пришельцам (то есть чужеземцам, не имеющим полных прав) и левитам. Богачи, не заботящиеся о бедных, тем самым разрывают договор (завет) с Богом, и, следовательно, Бог рассматривает их как угнетателей тех, кого Он защищает, и как Своих врагов. Бедняк же уповает на Господа, взывает к Нему день и ночь. Постепенно слово «бедный» становится почти что синонимом слова «праведный», а «богатый» — синонимом слов «грешный, надменный, не признающий Бога» (ср. Иак. 1:9-10; 2:5-7; 5:1-6).

> Иисус разделяет позицию пророков: Он призывает Своих последователей не заботиться о богатстве, объявляет великий эсхатологический переворот: последние станут первыми, те, у кого ничего нет, станут обладать Царством, унаследуют землю (Мф. 5:3-5). Человек может служить или Богу, или богатству (Мф. 6:24). Иисус сам выбрал путь добровольной бедности и бездомности, отказавшись, ради выполнения Своей миссии, от всех земных уз. Но у Него нет классовой ненависти к бoгатству, Он не демонизирует его, так как само по себе богатство не является злом, оно становится таковым лишь в результате неверного отношения к нему, когда человек, сознательно или бессознательно, делает из него некое божество, подменяющее собой истинного Бога.

> Но изначальное понимание богатства как Божьего благословения продолжает присутствовать в религиозной мысли, и эти два противоположные отношения сосуществуют, не пересекаясь, как параллельные прямые.

> (Ст. 24-25) Вероятно, очень многие люди, включая учеников, видели в богатстве благословение. Ведь ученики во многом еще остаются «людьми этого века», с трудом воспринимающими абсолютные требования Царства. Хотя они и последовали примеру Уч`ителя, они всё еще верят в заслуги, которые принесут им зримую, материальную награду на земле. Трудный процесс перевоспитания потребует много времени.

[ В.Н.Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА. КОММЕНТАРИЙ  
М., 2000; стр.182-4 ]

-------------------------------------
* параллели к еванг. чтению: Мф. 19:23-30; Лк.18:24-31;
эпизод №120 по "Брюссельскому согласованию"


*Когда Иисус отправлялся в путь, к Нему подбежал человек
и, упав перед Ним на колени, спросил:
"Добрый Учитель, что мне делать, чтобы получить вечную жизнь?"
Иисус сказал:
"... Ты знаешь заповеди Божьи:
не убивай, не нарушай супружескую верность, не кради,
не давай ложных показаний, не обманывай, почитай отца и мать".
Тот ответил Иисусу: "Учитель, я с юных лет соблюдаю всё это".
Иисус взглянул на него, и он сразу Ему полюбился. Иисус сказал:
"Одного тебе не хватает. Иди, продай всё, что есть у тебя, и раздай бедным.
Тогда богатство будет у тебя на небе. А потом приходи и следуй за Мной".
Но тот помрачнел от этих слов и ушел печальный: он был очень богат.
Иисус, оглядевшись вокруг, сказал ученикам:
"Как трудно зажиточным войти в Царство Бога!"
Учеников изумили Его слова. Но Иисус повторил:
"Дети мои, как трудно войти в Царство Бога!
Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко,
чем в Царство Бога войти богачу".
Они были так поражены, что между собой говорили:
"Кто же тогда может спастись?"
Иисус, посмотрев на них, сказал:
"Для людей это невозможно, но не для Бога. Для Бога всё возможно".*
(Мк.10:17-27)
* * *
*Пусть неимущий брат гордится, когда Бог его возвышает,
а богач гордится, когда Бог его унижает,
потому что богатство его так же мимолетно, как полевой цветок.* (Иак.1:9-10)


Этот день в российском правосл. церковном календаре 212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Jan/3.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»