=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Любовь, милость и мир от Бога Отца и Христа Иисуса, нашего Господа! (2Тим.1:2)

* 31 декабря ст.ст., пн - {отдание праздника Рождества Христова} -
на литургии читается: 1Пет.2:21-3:9#; Мк.12:13-17#*.
{седмица 30-я по Пятидесятнице; рядовые чтения 33-й седмицы}

> Чтобы выявить библейские корни десакрализации/*1/ политической власти, <которая имеет место в современном западном мире>, необходимо сосредедоточить внимание на Исходе <евреев из Египта под предводительством Моисея>. <....> Это было восстание против законного монарха - фараона, чьи притязания на верховную власть основывались на его родстве с богом Солнца Ра. <....> Это событие символизировало освобождение человека от сакрально-политического порядка и вступление <его> в мир истории и социальных перемен; <это было> освобождение от правителей, чья власть легитимирована/*2/ религией, и вступление в мир, где политическая власть основана на способности решать конкретные социальные задачи.

> <....>

> В западной политической философии, начиная с Августина, всегда существовало и признавалось напряжение иудео-христианской религии и политического абсолютизма. По сути, только библейская вера сделала по-настоящему возможным противостояние между Церковью и государством. Такое противостояние невозможно, если вера полностью отделена от политики, как, например, в мистериальных культах, или если она незаметно сливается с политической системой, как это было в случае культа императора в Римской империи. Мистериальные культы отворачивались от "этого мира" и таким образом полностью открывали дорогу любой политической тирании. А культ императора попросту отождествлял государственное устройство с волей богов. Только с возникновением христианской Церкви стало возможным настоящее противостояние, сущность которого сформулировал Августин. Он пишет, что государство "имеет свои блага на земле", но это не высшие и не лучшие блага. Государство есть социальный порядок, и этот порядок хорош лишь в той мере, в какой это допускает человеческая греховность. "Земной град" не может помочь человеку спастись. Признание некоторых достоинств государства наносит тирании более сильный удар, чем полное отрицание государства, позволяющее Церкви вновь уйти в катакомбы {Св. Августин. О Граде Божием, кн.XV, гл.1-2, кн.XV1, гл.10. <...>}.

> Жизнь раннехристианской Церкви - хороший пример того, как на практике происходит десакрализация политической власти. Тогда это выразилось не в полном отрицании политической власти как таковой, а в ее условном признании. Первые христиане были готовы молиться за императора, но не хотели участвовать в его культе. Разница между этими двумя действиями имеет решающее значение. Молиться за императора - значит признавать за ним право осуществлять свою власть в некоторой ограниченной области, рамки которой определяются не им самим, а тем, кто за него молится. Отказываться участвовать в религиозном поклонении императору - значит отрицать всякую сакрально-религиозную основу его власти. Таким образом, ранние христиане заметно способствовали десакрализации политической власти. В этом смысле можно сказать, что они упорно и последовательно осуществляли секуляризацию.

> Говоря словами Дитриха Бонхёффера, ранние христиане проявляли своего рода "святую отмирность/*3/". Они отвергали культы Кибелы, Изиды и Митры потому, что эти мистериальные религии стремились увести человека от реальной жизни, а христиане не желали покидать мир, созданный Богом, тот мир, куда, как они верили, скоро вернется их Господин во всей силе и славе. Но христиане отвергали также и культ императора, потому что этот культ, будучи "отмирным", не был, однако, святым. Он был несовместим с учением о непреодолимом разрыве между Богом и всякой политической системой, которое исповедовали христиане, называя Иисуса единственным истинным Господом. Культ императора противоречил десакрализации политической власти, начавшейся в связи с Исходом и продолжавшей ставить под сомнение любые сакрально-политические системы. Поэтому христиане, поддерживавшие противостояние "отмирного" и святого, представляли собой угрозу для тиранов Римской империи. Из-за этого их жестоко преследовали, но в конце концов пала сама Империя.

> Обращение <императора> Константина стало для христиан новым испытанием. Некоторые богословы попытались теперь превратить христианство в некую имперскую идеологию, и на какое-то время им это почти удалось. Но их попытки вернуть политической власти сакральный характер так и не смогли разрушить представление о напряжении между Богом и политическим порядком, возникшее в человеческом сознании под влиянием библейской веры. С этого времени уже ни одна политическая система не могла уверенно претендовать на непосредственную и неоспоримую сакральную легитимацию и никакой правитель не имел права посягать на ту сторону жизни своих подданных, которая требовала от них подчинения высшей по сравнению с ним власти. <.....>

[ Х.Кокс. МИРСКОЙ ГРАД. (I.1)  
М., 1995; стр. 39-43 ]

/** Прим. ред. рассылки:
/*1/ Десакрализация - устранение священного из понимания каких-либо реальностей. <.....> [Л.И.Василенко. КРАТКИЙ РЕЛИГ.-ФИЛОС. СЛОВАРЬ]
/*2/ Легитимировать - здесь - давать права, полномочия, законные основания.
/*3/ Отмирность - приверженность "миру сему", т.е. существующему в мире (в данном контексте - в обществе) порядку вещей.
**/

-------------------------------------
* параллели к еванг. чтению: Мф.21:33-46; Лк.20:9-19;
эпизод №132 по "Брюссельскому согласованию"

          -----------------------------------------------
         /     *На ту же тему см. также на сайте:*       \
        |            Комментарий В.Н.Кузецовой            |
        |         к Мк.12:13-17 ("Вопрос о подати")       |
        |             а также выпуски рассылок            |
        |            №156 (*власти от Бога?*) и           |
         \            №279 (*Кесарево и Божье*)          /
          ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

*К Иисусу подослали несколько фарисеев и иродиан,
чтобы те поймали Его на слове.
Они приходят и говорят:
"Учитель, мы знаем, что Ты человек прямой,
никого не боишься и никому не угождаешь,
а прямо и ясно учишь, как надо жить по-Божьи.
Скажи, позволительно платить подать цезарю или нет?
Платить нам или не платить?"
Иисус, увидев их неискренность, сказал:
"Что вы Меня испытываете? Принесите Мне посмотреть денарий".
Они принесли. Иисус спрашивает их:
"Чье здесь изображение и чье имя?"
Они отвечают: "Цезаря".
Тогда Иисус сказал им:
"Цезарево отдайте цезарю, а Божье – Богу".
Они были поражены Его ответом.* (Мк.12:13-17)

* * *
*Христос страдал за вас и оставил вам пример, чтобы вы следовали по Его стопам.
"Он не свершил греха, и не было обмана в устах Его".
Когда Его оскорбляли, Он не отвечал оскорблениями,
когда страдал, не отвечал угрозами, но предавал себя в руки праведного Судьи.
Он сам в Своем собственном теле принес наши грехи на крест,
чтобы мы умерли для грехов и жили для праведности.
Вы были исцелены Его ранами.* (1Пет.2:21-24)


Этот день в российском правосл. церковном календаре 212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Jan/13.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»