=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Любовь, милость и мир от Бога Отца и Христа Иисуса, нашего Господа! (2Тим.1:2)

* 6 января ст.ст., вс - Богоявление - Крещение Иисуса Христа -
на литургии читается: Тит.2:11-14; 3:4-7#; Мф.3:13-17#*.

> (Ст. 13) Этот стих почти напоминает собой ст. 1, в котором впервые в евангельском повествовании появляется фигура Иоанна. Вероятно, Матфей таким образом хочет подчеркнуть преемственность их служения. Иисус приходит из Галилеи, следовательно, все неизвестные годы Своей жизни Он провел в Назарете. Галилея была территорией, с точки зрения иудеев и особенно жителей Иерусалима, сомнительной в отношении правоверия, потому что в ней жило много язычников, и ее даже называли языческой (см. <Мф.>4:15). Итак, Божий Помазанник живет в захудалом городке, в глухой провинции. Слов`а Иоанна исполнились <{см. ст. 11-12: «Тот, кто идет за мной, сильнее меня, я недостоин даже сандалии Его нести. Он омоет вас Духом Божьим и огнем.  У Него в руках лопата, Он провеет зерно на току: пшеницу соберет в закрома, а мякину сожжет в огне неугасимом.»}>, но читатель может почувствовать себя даже разочарованным: вместо грозного явления с бурей и громами, с трубой архангела, вместо Того, у ног которого прострется Иоанн <…>, к Иоанну на Иордан пришел незаметный в толпе других паломников, внешне ничем из них не выделяющийся человек. <…> никакой бури и землетрясений. Это человек из провинции. Вместо того чтобы омывать Духом, Он сам приходит, и приходит к тому, кто недостоин развязать у Него ремни на сандалиях. Человеческие ожидания никогда не исполняются буквально – Бог всегда неожиданен.

> Иисус пришел к Иоанну для того же, для чего приходили к нему тысячи – для омовения. У всякого христианина, читающего эти строки, тотчас возникает вопрос: «А зачем?» Безгрешность Иисуса  – это неколебимый догмат христианства, об этом часто говорится в Новом Завете (см. Деян. 3:14; Ин. 8:46; 2Кор 5:21; Евр. 7:26; 1Петр. 1:19). А Иоанн, как мы знаем, омывал в знак очищения.

> Существует множество предположений о том, зачем Иисус пришел принять омовение. Возможно, Он понимал омовение, которое совершал Иоанн, как начало собирания святого «остатка» перед наступлением суверенного правления Бога, и Иисус приходит, чтобы присоединиться к этому остатку. Возможно, Он отождествляет себя с грешниками, и тогда омовение становится началом искупительного крестного пути. Или же Он смиренно исполняет Свой религиозный долг, так как видит в омовении волю Небесного Отца. Будучи Мессией и Сыном человеческим, Иисус становится представителем народа, нуждающегося в прощении. Сохранился небольшой отрывок из апокрифического Евангелия евреев, где говорится о том, что Иисус пошел к Иоанну по настоянию семьи: «Мать и братья Господа сказали Ему: “Иоанн Креститель крестит в отпущение грехов, пойдем и крестимся”. Но Он сказал им: “Какой грех Я совершил, что Я должен креститься от него? Разве только Мои слова есть грех по неведению”». Юстин Мученик сообщал, что, по мнению некоторых, Мессия должен быть помазан Ильей и только после этого Он осознает себя Мессией и обретет силу (ср. Ин. 1:32-33 <…>). В таком случае Иисус приходит на Иордан, чтобы Иоанн, отождествляемый с Ильей, явил Его миру.

> Итак, мы видим, что предположений было высказано много и что на этот вопрос очень трудно дать однозначный ответ. Вероятно, евангелисты по-разному  понимали смысл этого события, потому что каждый слегка по-иному рассказывает о нём: если Марк никак не комментирует это событие, то у Матфея Иоанн говорит о том, что он недостоин омыть Иисуса, а рассказ Луки позволяет понять, что омовение Иисуса совершилось не руками Иоанна (3:21), в четвертом же Евангелии сцена омовения не изображена вовсе.

> (Ст. 14) Евангелист не сообщает нам, каким образом Иоанн узнал, что перед ним Помазанник. Согласно Ин. 1:32-34, ему становится это известно лишь после того, как он видел сошествие Духа на Иисуса. Хотя у четвертого евангелиста нет сцены омовения, мы догадываемся, что это произошло после того, как Иисус был омыт. Можно предположить, что перед омовением Иоанн задавал какие-то вопросы тем, кто к нему приходил, и сделал такой вывод на основании ответов Иисуса. Это я нуждаюсь в том, чтобы Ты омыл меня, а Ты пришел ко мне! Иоанн был уверен, что с приходом Того, кто неизмеримо выше него, его собственная миссия завершена. Пришедший должен был  исполнить вторую, эсхатологическую часть миссии  – погружение грешников в огонь. Иоанн не мог совершить по отношению к Нему никаких очистительных обрядов. Только больший может очистить или благословить меньшего – это аксиома. Вскоре мы увидим, что у него было неадекватное представление о Помазаннике, об этом свидетельствует его вопрос из тюрьмы: «Ты Тот… ?» (<Мф.>11:2-3). Вместо грозного Судьи пришел Божий Вестник, принесший Радостную Весть о прощении грешников и скором наступлении Божьего владычества. Вероятно, поэтому Иисус скажет об Иоанне, что тот остается в пределах Старого Века (<Мф.>11:11). <…>

[ В.Н.Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. КОММЕНТАРИЙ.  
М., 2002; стр. 66-9 ]

-------------------------------------
* параллели к еванг. чтению: Мк. 1:9-11; Лк. 3:21-22; (Ин. 1:29-34);
эпизод № 21 по "Брюссельскому согласованию"

(ЕВАНГЕЛЬСКИЙ СИНОПСИС, (ПСТБИ, 2001): эпизод 21)


*Великая Божья доброта осияла светом спасения всё человечество.
Бог учит нас жить в этом мире разумно, честно и свято,
отказавшись от безбожной жизни и суетных страстей,
и дожидаться блаженного Дня надежды -
явления в славе великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Он отдал себя за нас, чтобы выкупить из рабства злу
и очистить народ,
который будет принадлежать Ему одному и ревностно стремиться к добру. ...
Мы когда-то были глупы, упрямы, беспутны,
были рабами всевозможных желаний и удовольствий,
жили, полные злобы и зависти, сами ненавистные и ненавидящие друг друга.
Но когда миру была явлена доброта нашего Спасителя Бога и Его любовь к людям -
не по нашим "праведным" делам, которые мы совершали, но по Его милости, -
Он спас нас, очистив водой возрождения и обновив Святым Духом.
Он щедро излил Свой Дух через Иисуса Христа, нашего Спасителя,
чтобы мы, оправданные по Его великой доброте,
стали наследниками вечной жизни, на которую уповаем.*
(Тит. 2:11-14; 3:3-7)

Этот день в российском правосл. церковном календаре 212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Jan/19.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»