=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Любовь, милость и мир от Бога Отца и Христа Иисуса, нашего Господа! (2Тим.1:2)

* 31 января ст.ст., чт - на литургии читается: 1Пет.4:12-5:5#; Мк.12:38-44# *.
{седмица 34-я по Пятидесятнице; рядовые чтения 33-й седмицы}

> <...> доброе действие может быть приятным, и чем лучше человек, тем оно ему приятнее. Но <...> одно доброе дело - предание своей воли - непременно связано с неприятным чувством у падших существ. К этому надо прибавить, что это доброе дело включает в себя все добрые дела. Мы поворачиваемся обратно, к раю, развязываем тугой узелок, затянутый Адамом, когда против всех желаний и чувств просто подчинимся Богу. Именно такое действие может быть названо "тестом", то есть испытанием; потому и говорили наши предки, что беды посланы, чтобы нас испытать. Обычно приводят в пример испытание Авраама, когда он должен был принести в жертву Исаака. Я <...> попытаюсь ответить на вопрос: "Если Господь вездесущ, Он знал, что сделает Авраам; зачем же Он его мучил?" Как заметил еще Августин, Бог знал, но Авраам не знал, что выдержит испытание. А пока он не знал, что выберет, нельзя говорить о выборе. Реальность его послушания - само его действие. Бог именно и знал, что Авраам сделает так, а не иначе. Считая, что проверка не нужна, мы, в сущности, объявляем ненужным всё, в`едомое Богу.

> Страдание разбивает броню дурной самодостаточности, но высшее испытание учит самодостаточности доброй. Когда нет низших, естественных причин и подмог, мы пользуемся лишь той силой, которую дает нам Господь. Воля становится поистине творческой и поистине нашей, когда она принадлежит Богу, и это  - один из многих смыслов парадокса о том, что спасающий душу свою погубит ее. Во всех других случаях волю питают наши желания, которые нам поставляет организм и наследственность. Когда же мы действительно действуем от себя, то есть от Бога в себе, мы - соработники творения, Его живые орудия. Потому такие действия и разрубают нетворческие узы, которыми Адам связал свой нечестивый род. Тем самым, если самоубийство лучше всего выражает самую суть стоицизма, а битва  - суть воинственности, высшим выражением христианства остается мученичество. Христос перешел на Голгофе все мыслимые пределы добровольно принятой смерти, ибо у Него не только не было естественных подмог, но и Сам Отец Его оставил, а Он не перестал Его слушаться.

> Эту истину о смерти знают не одни христиане. Сама природа начертала ее на полотнище мира, где непрестанно умирают зёрна и родится колос. Наверное, у природы и научились ей люди, когда приносили в жертву людей или животных, столетиями утверждая, что "без пролития крови не бывает прощения" (Евр.9:22), а позже в мистериях изображали духовную смерть и воскресение. Индус, умерщвляющий тело на ложе, утыканном гвоздями, преподает нам ту же истину, и греческий мудрец говорит нам, что мудрая жизнь - упражнение в смерти. <...> Словом, отбросив христианство, мы не спасемся от этого взгляда. Эта весть открывалась человеку всюду, где он жаждал истины, и до нее доходила пытливая мудрость. Христианство отличается лишь тем, что облегчает такой взгляд, дает силу его власти, возвещая, что дело уже начато и твердая рука ведет нашу руку, когда мы выводим страшные буквы. Кроме того, в отличие от других учений оно требует не полной смерти, а исправления, перемены. Христианин совсем не обязан пройти через высшую муку. Исповедники спасаются, как и мученики, а многие несомненно святые люди знают спокойную и радостную старость. Ученики Христовы по-разному воспроизводят Его жертву - от злейших мук до той победы над собой, которую с виду не отличишь от разумной умеренности. Я не знаю, как идет выбор; но удивляет меня не то, что хорошие и набожные люди терпят беды, а то, что не все они их терпят. Сам Спаситель объяснял спасение богатых только всемогуществом Божиим (Мк.10:27).

> Доводы, оправдывающие страдание, вызывают неприязнь к автору. Всякому хочется узнать, как же ведет себя он сам, когда страдает, а не пишет. Обо мне вы можете не гадать, я сам скажу вам: я трус. Когда я думаю о тревоге, снедающей, как пламя, и о сухой пустыне одиночества, о гнусной каждодневной нищете, о тупой боли, закрывающей от нас мир, и о боли тошнотворно острой, мне так страшно, что я бы от них застраховался, если бы знал, как это сделать. Но при чём тут мои чувства? Вы их и так знаете, ведь они и ваши. Я просто хочу показать, что в старой мысли о спасении через м`уку (*Евр.2:10*) что-то есть, а не доказать, что это приятно.

[ Клайв Стейплз Льюис. СТРАДАНИЕ (VI)  
СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В 8 ТОМАХ. Т. 8;  
М., СПб., 2000; стр. 174-7 ]

-------------------------------------
* Рядовые чтения этого дня совпадают с 16/1/03
(вып. расс. № 313 - *Набожность, разъединяющая с Богом*)

Параллели к еванг. чтению: Мф. 23; Лк. 20:45-21:4; (11:37-52);
эпизоды №№134,135 по "Брюссельскому согласованию"
(ЕВАНГЕЛЬСКИЙ СИНОПСИС, (ПСТБИ, 2001): эпизоды 136, 137)

*Если вас оскорбляют за имя Христа, то вы счастливы,
это значит, что Дух Божьей славы, Его Дух покоится в вас.
Если кто-то из вас страдает,
пусть это будет не за то, что он убийца, или вор,
или преступник, или доносчик.
А если за то, что христианин, пусть не стыдится,
пусть славит Бога, что носит это имя!
Потому что близко время Суда. И начнется он с Божьих домочадцев.
А если он начинается с нас,
то какой конец ждет тех, кто отвергает Божью Весть?!
"Если праведный еле спасется, что же будет с порочным и грешным?"
Так пусть те, кто страдает по Божьей воле,
полностью доверятся Творцу – Он всегда верен –
и устремят все помыслы на добрые дела. ...
Пусть вашим одеянием будет смирение, с которым вы служите друг другу,
потому что
"Бог противится гордецам, но любит смиренных".*
(1Пет.4:14-19;5:5)

* * *
*Иисус учил народ и говорил:
"Остерегайтесь учителей Закона,
которые любят расхаживать в длинных одеждах
и чтобы их почтительно приветствовали на площадях;
в синагогах они стремятся сидеть в первом ряду
и на пиру – на почетных местах.
Они пожирают имущество вдов, а потом напоказ долго молятся!
Этих ждет самый суровый приговор!"* (Мк.12:38-40)


Этот день в российском правосл. церковном календаре:
212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Feb/13.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»