=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

*  6 февраля ст.ст., ср - {попразднство Сретения Господня}
на литургии читается: 2Пет.3:1-18#; Мк.13:24-31#*.

> Процесс не только мирового, но и личного спасения совершается историей, так как судьба личности зависит от судьбы мира. Спасение не есть дело уединенное, оторванное от вселенной <...>. Спасающейся личности предназначено жить в божественном космосе, в преображенном мире, и надежда на спасение есть надежда на всеобщее воскресение, воскресение мировой плоти. Прогресс совершается для всех людей, поколений прошлых, настоящих и будущих, для каждой былинки бытия. Дело спасения есть дело вселенское, и путь спасения есть путь вселенской истории. Спасение есть победа над первоисточником мировой испорченности, вырывание корней зла; спасение есть полное преобразование всего бытия, рождение к новой жизни самой материи мира. Спастись – не значит умереть для этого мира и перейти в мир иной, спастись  – значит так преобразить этот мир, чтоб над ним не властвовала смерть, чтобы в нём всё живое воскресло. Спасение есть дело жизни, а не смерти, дело этого мира, а не другого. Элементы этого же мира должны быть подготовлены для вечности, плоть этого мира и каждого существа в этом мире должна стать нетленной. Победа над смертью и мировое воскресение завоевывается лишь всемирной историей и явится лишь в ее конце. Слишком ясно для полного религиозного сознания, что спасение есть дело всемирно-исторической жизни, всемирно-исторической творческой работы над плотью этого мира, всемирно-исторической подготовки воскресения, а не индивидуального перехода в другой мир путем смерти, путем выхода из исторической жизни. Религия Христа зовет нас к борьбе за жизнь, к мировой победе над смертью, к завоеванию воскресения историей и творчеством. Религиозный человек должен дорожить жизнью больше, чем нерелигиозный, и должен больше ненавидеть смерть.

> <.....>

> Но религиозно осмыслить исторический прогресс – значит увидеть двойственность будущего, которую не видят прогрессисты. Прогрессисты понимают историю как улучшение, как бесконечное совершенствование этого мира, уничтожение зла прошлого и нарождение добра будущего. <....> Теория прогресса в обыденном сознании бестрагична – это прекраснодушная теория, которая хотя и утверждает страдальческий и кровавый путь истории, но верит, что всё идет к лучшему в этом лучшем из миров. Раздвоения этого мира на добрую и злую стихию, роста не только добра, но и зла обычное прогрессистское сознание не замечает. Прогрессисты видят внешнюю цель истории и не замечают внутренней ее драмы, которая всё более и более обостряется. Только в свете религиозного сознания видна двойственность исторических судеб человечества, видно грядущее в мире разделение на конечное добро и конечное зло, виден трагический и трансцендентный конец истории, а не благополучный и имманентный. Смысл мировой истории не в благополучном устроении, не в укреплении этого мира на веки веков, не в достижении того совершенства, которое сделало бы этот мир не имеющим конца во времени, а в приведении этого мира к концу, в обострении мировой трагедии, в освобождении тех человеческих сил, которые призваны совершить окончательный выбор между двумя царствами, между добром и злом (в религиозном смысле слова). Религиозное сознание видит в истории трагедию, которая должна кончиться катастрофой. <...> Задача истории  – в творческой победе над источником зла, а не в благополучии. Но, чтобы зло было побеждено, должно выявиться его окончательное ничтожество; оно должно предстать перед человечеством в окончательной своей форме. Пусть сбудутся все обещания древнего змия и змииного пути, тогда выявится ложь этих обещаний. Для свободы выбора человечество должно: 1) стать на ноги, укрепить свою человеческую стихию и 2) увидеть царство правды и царство лжи, конечную форму обетований добра и обетований зла. Первое условие достигается нейтральным гуманистическим прогрессом, элементарным освобождением человечества; это общее поле, на котором работают и силы божеские, и силы дьявольские и на котором дано будет окончательное сражение. Второе условие есть выявление путем исторического прогресса сверхчеловеческих сил, встреча обетований Божьих с обетованиями дьявольскими. Всё в мире должно быть доведено до конца, изобличено, обнажено. Окончательное ничтожество зла может быть увидено, лишь в конце истории, когда зло достигнет предельной своей формы, манившей и соблазнявшей людей. Непосредственные, первоначальные последствия первородного греха устраняются человеческим прогрессом; человечество выходит из состояния первобытного зверства и рабства. Внешние и грубые формы зла постепенно отмирают в истории, и прогрессисты справедливо провидят в будущем уничтожение этого первобытного зла. Люди не будут уже поедать друг друга, не будет таких убийств, казней и разбоев, не будет такой тьмы и невежества, такой нужды и беспомощности перед природой. Но тоска усилится, радости будет еще меньше, ужас пустоты и небытия достигнет размеров небывалых. Внутренняя отчужденность и внешняя связанность будут возрастать по мере внешнего освобождения и насильственного соединения людей. Самые радикальные социальные перевороты не затрагивают корней человеческого бытия, не уничтожают зла, а лишь отводят его. И самый страшный ужас ждет человечество впереди, самое страшное зло воплотится в будущем, когда окончательно исчезнут первоначальные формы зла. Для победы над грядущим злом растет сила царства Божьего, сила творческая; воплотится в будущем и высшее добро. В этом сущность апокалипсических пророчеств о смысле и конце истории.

[ Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ (V.5)  
www.Krotov.info/berdyaev/1911/pil_sv05e.html ]

-------------------------------------
* Параллели к еванг. чтению: Мф.24:29-35; Лк.21:25-33;
эпизоды №№137,138 по "Брюссельскому согласованию"
(ЕВАНГЕЛЬСКИЙ СИНОПСИС, (ПСТБИ, 2001): эп. 139,140.1


/* О смысле истории см. тж. в интервью Якова Кротова (2001):
messia.ru/bibliotk/k/krotov/otvety01.htm#hristosmedlit */

*Прежде всего вы должны знать,
что в последние дни появятся насмешники,
идущие на поводу у собственных желаний.
Они будут, насмехаясь, говорить:
"Где же Его обещанное пришествие?
Вот уже и отцы наши упокоились,
а всё как было от сотворения мира, так и осталось". ...
Любимые мои, вот чего вы не должны забывать:
для Господа один день — что тысяча лет и тысяча лет — что один день.
Господь не медлит с обещанным, даже если некоторые считают это промедлением.
Наоборот, Он очень терпелив к вам, Он не хочет, чтобы кто-либо погиб,
но хочет, чтобы все раскаялись.
А День Господа придет внезапно, словно вор.
В тот день исчезнут с громовым раскатом небеса,
разрушатся и сгорят небесные тела
и земля с ее делами будет признана виновной.
И если всё будет так разрушено, какими же должны быть вы,
какой святой и преданной Богу должна быть ваша жизнь,
раз вы с нетерпением и жаждой дожидаетесь Дня пришествия Бога,
когда небеса, охваченные пламенем, разрушатся и небесные тела расплавятся в огне!
Мы ждем, как Он нам обещал, новых небес и новой земли,где будет обитать праведность.
Вот почему, любимые мои, в ожидании этого
старайтесь быть чистыми и безупречными, чтобы оказаться в мире с Богом.
А еще считайте, что безграничное терпение Господа —
это ваш шанс на спасение,
как об этом вам писал, с мудростью, данной ему Богом,
и наш любимый брат Павел.* (2Пет.3:3-4,8-15)

Этот день в российском правосл. церковном календаре:
212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Feb/19.htm  http://www.DAYS.ru/Days/fewral'6.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»