=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

* 12 февраля ст.ст., вт -
на литургии читается: 1Ин.3:11-20#; Мк.14:10-42#*.

> <...> После благодарственной молитвы над чашей вина Иисус сказал: «Это Моя кровь, которая проливается за стольких людей, кровь Нового Договора». Красное вино стало метафорой для крови. Евреям было запрещено употреблять кровь в пищу, она принадлежала только Богу, будучи носительницей жизни, и всегда тщательно сцеживалась. Наверно, трудно себе представить, что ученики стали бы пить вино, если бы его назвали кровью. Многие ученые обращают внимание на формулировку слов над чашей у Луки и Павла, где внимание акцентируется на чаше, а не на ее содержимом и где говорится о Новом Договоре «через Его кровь». Кроме того, у Марка ученики сначала пьют вино, и лишь затем Иисус интерпретирует его. Поэтому, возможно, главный смысл здесь – в причастности всех верующих к Новому Завету, то есть то, что мы называем причащением. Это причастность к Иисусу и причастность друг к другу (ср. 1Кор 10.16-17). Его кровь проливается за стольких людей  – дословно: «за многих». <В семитских языках слово «многие» употреблялось в инклюзивном («включающем») значении, обозначая «множество (безотносительно к количеству)», а не в эксклюзивном («исключающем») значении, как в русском и в других европейских языках, где слово «многие» подразумевает «но не все» – комм. к Мк 10.45.> Кроме того, здесь очевидна перекличка между словами Иисуса и Ис 53.12 (как и в 10.45).

> Итак, хлеб и  вино были истолкованы Иисусом как Его тело и Его кровь. «Плотью и кровью» в Библии назывался весь человек, так как он состоял из материи и крови, носительницы жизни. Но у этого словосочетания было и другое, сакральное значение. Так называлось жертвенное животное, которое после заклания разделялось на  эти две составные части. Иисус говорит о себе на языке жертвоприношения. Особенно это видно из слова «проливается», так как кровь жертвы обязательно сцеживалась. Смерть жертвы означала, что кровь, носительница жизни, покидала его тело. Итак, Иисус называет себя жертвой. В контексте пасхальной трапезы такой язык был понятен и уместен, потому что кровь жертвенного барашка  даровала евреям спасение. Иисус и есть истинный пасхальный барашек. Ср. 1Кор 5.7: «Потому что наш пасхальный ягненок, Христос, уже принесен в жертву» и 1Петр 1.18-19: «Знайте, что не тленным серебром или золотом вас выкупили на свободу от этого бренного существования, что досталось вам от отцов, но драгоценной кровью Христа, как кровью непорочного и чистого ягненка».

> Кроме того, во время Исхода Бог заключил с народом Израиля Договор, или Завет (евр. бер`ит), что считалось важнейшим событием священной истории Израиля. В древности все договоры и союзы всегда сопровождались жертвоприношением, когда закланное животное разрубалось пополам и договаривающиеся стороны проходили между рассеченными частями (как в Быт 15.9-18) или когда они окроплялись кровью этой жертвы, что символизировало скрепление договора нерушимыми узами крови (ср. Исх 24.8: «Вот кровь завета, который Господь заключил с вами»; ср. также 1Петр 1.2, где о христианах сказано, что они окроплены кровью Христа).

> Пророки давно предвещали наступление времени, когда Бог установит со Своим народом Новый Договор, который придет на смену прежнему. Иеремия говорит об этом так: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, – не такой завет, какой Я заключил с отцами их, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (31.31-33). В пасхальную ночь в комнате на втором этаже одного из домов Иерусалима Иисус заключает такой Договор между Богом и двенадцатью учениками, представляющими весь Израиль, причём Он сам является жертвой, скрепляющей его (ср. 1Петр 1.2).

> Здесь возможен еще один аспект: если за греческим словом «с`ома» («тело») сто`ит арамейское «гуп», то акценты будут немного смещены, потому что «гуп» означает не часть человека, а целокупного человека. В таком случае слова «Это Мое тело» будут, вероятно, означать «Это Я». Тогда Иисус на прощальной трапезе с учениками, раздавая им хлеб, раздает себя самого. Даже после ухода Иисуса Он остается с ними «до скончания века». Если это так, то слов`а над хлебом будут иметь преимущественно эсхатологическое значение, а слов`а над чашей  – символико-жертвенное. Это одновременно и предсказание о смерти Иисуса как заместительной и искупительной жертвы (она наступит в тот же день), и указание на Его вечное присутствие среди учеников (1Кор 11.26; 10.16), и на Его возвращение в славе. Ведь у Луки, вслед за словами о чаше, Иисус говорит: «Я дарую вам Царство, которое Мне даровал Мой Отец. Вы будете есть и пить за Моим столом в Моем Царстве, правя двенадцатью племенами Израиля».

> Конечно, во время трапезы, которая длилась несколько часов, Иисусом было сказано гораздо больше, Он, вероятно, прощался с учениками и давал им последние наставления, что видно из Лк 22.24-37 и особенно Ин 1317.

[ В.Н.Кузнецова.
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА. КОММЕНТАРИЙ
М., 2000; стр. 267-9 (14:24) ]

-------------------------------------
* Параллели к еванг. чтению:
Мф. 26:14-46; Лк. 22.3-23,31-34,39-46; Ин. 13:36-38; 18:1;
эпизоды №№139b-141,143-144,147-148 по "Брюссельскому согласованию"
(ЕВАНГЕЛЬСКИЙ СИНОПСИС, (ПСТБИ, 2001): эп. 141, 142, 143.(1,3,4), 145, 146)


*Когда они ели, Иисус взял хлеб, произнес над ним молитву благодарения,
разломил и дал им со словами:
'Возьмите, это Мое тело!'
Взяв чашу, Он произнес молитву благодарения и подал им. И все пили из нее.
Он сказал им:
'Это Моя кровь, которая проливается за стольких людей, кровь Нового Договора.
Говорю вам: уже не пить Мне вино – плод виноградной лозы.
Я буду пить новое вино в Царстве Бога'.
Пропев псалом, они ушли на Масличную гору.* (Мк.14:22-26)

Этот день в российском правосл. церковном календаре:
212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Feb/25.htm  http://www.DAYS.ru/Days/fewral'12.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»