=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

*  9 марта ст.ст., сб - на литургии читается: Евр.3:12-16#; Мк.1:35-44#.

> <История классификации греха>: IV век: в поисках тайных грехов

> Превращение христианства в господствующую религию, <.> имело и другие последствия. Христианин – настоящий христианин, не формальный  –  освободился от страха, что его будут пытать, требуя отречения от Христа. Убивать или блудить человек тоже не собирался. Казалось бы, человеку нечего было стыдиться перед обществом. Человек с чистой совестью уходил от общества общаться с Богом – не из-за разочарования в людях, и из-за очарованности Богом. Там, наедине с Богом, этот человек, однако, обнаруживал внутри себя целый огромный мир тайного греха, греха мысли.

> Чтобы победить этот мир, открывшийся в уединении, надо было объединяться с подобными себе. Так монашество, начавшееся как отшельничество, быстро, в течение четвертого столетия, превратилось в общежительное монашество, в жизнь коллективную. Но это был особый коллектив, социум, в котором почти не обращали внимания на грехи против коллектива (разве что осуждали “тайноядение”, когда монах ел тайком не в час общей трапезы). Тут всё было сосредоточено на борьбе с грехом, разлагающим не коллектив, а члена коллектива. Более опытные помогали новичкам справляться с бурей, которая, оказывается, бушует в душе каждого человека  –  только не каждый заглядывает в собственную душу.

> <Монахи первого поколения> уже знали практически все “тайные грехи”. Стефан Фиваидский перечислял: монаху следует отречься от гордыни, зависти, тщеславия, злословия, многоглаголания, похотей очей, двоедушия, превозношения, малодушия, ярости и гнева, ропота и возмущения, своенравия, желаний чрева, смеха, развлечения, от желания насмехаться над человеком, соперничества, злонравия, худых мыслей, избегать печали, уныния, невоздержанности, робости, слатолюбия, бесстыдства лица, сребролюбия, притворства, желания чужого, алчности, лукавства, плотских похотей, лжи, упрямства, беспокойства, любви к суете мира, мысли о перемене мест, непослушания, злонамеренности, коварства. Легко было Стефану сказать “избегай всех этих грехов”. Но как запомнить, чего именно избегать? У <апостола> Павла было 23 порока <(см.Рим.1:29-31)>, и то невозможно всех упомнить, а тут  –  сорок один! Нужна была какая-то классификация, не слишком пространная, не слишком короткая (и в этом смысле недостаточно оказывалось разделение всех пороков, которое провел апостол Иоанн: “похоть плоти, похоть очей и гордость житейская” (1Ин.2:16).

> Середина IV века <..>:
классификации Аммона, Макария и Григория Нисского

> Из многочисленных учеников Антония Великого, основателя монашества (который сам грехов не классифицировал) двое занялись классификацией грехов. Авва Аммон выделил четыре главных греха, авва Макарий – одиннадцать. Аммон выделил гордыню, злопамятство, осуждение, ненависть. Гордыня и ненависть есть и у Макария, но злопамятство и осуждение он не почтил особым вниманием. Он выстроил лестницу из одиннадцати пороков, в которой каждый следует из предыдущего: любовь к наслаждениям рождает нетерпение, а дальше одно за другим: уныние, пренебрежение, праздность, нерадение, жестокосердие, неверие, гордыня, ярость, ненависть. Этим одиннадцати ступеням порока противостоят одиннадцать ступеней добродетели: простота  -  послушание  -  вера  -  надежда  -  праведность  -  служение  -  смирение - кротость  -  радость - любовь  -  молитва. Схема не так проста, как может показаться. Достаточно заметить, что вере противостоит не неверие, а праздность, гордыне  –  не смирение, а радость, смирение же противопоставлено жестокосердию или, говоря современным русским языком, отчуждению и ожесточению против людей.

> Четыре порока оказалось слишком мало, одиннадцать  –  многовато. Что четыре порока маловато, чувствовал и Аммон, почему он писал, что этим страстям предшествует чревоугодие, а завершает их – самооправдание. Получалось шесть пороков. Что до Макария, то он в разных своих сочинениях (впрочем, возможно, что эти сочинения написаны разными людьми и только приписаны Макарию) явно искал другие способы классификации пороков. То он разделял их на явные и “скрытые страсти души” (“коварство, гордыню, вражду, злонравие, хвастовство, ненависть и несмысленность”  –  ровно семь, хотя из семи смертных грехов, известных нам, тут лишь гордыня). То он выделил восемь помыслов “тщеславия, ненависти, кичливости, коварства, похоти, неверия, зависти и любоначалия”, причем оба списка совпадают лишь наполовину. Разделение на явные и тайные грехи было еще неустойчивым и, с нашей точки зрения, далеко не всегда логичным. Например сребролюбие и корыстолюбие Макарий относил именно к явным грехам.

> Во всяком случае, Макарий, в отличие от Аммона, всё время пытался сделать классификацию двухуровневой, чтобы группа в шесть-семь пороков разбивалась на меньшее число классов: “Людей, чьи д`уши страстны, можно сравнить с различными источниками. Чревоугодников и пьяниц - с грязными источниками; сребролюбцев и корыстолюбцев - с источниками, полными лягушек; гордецов и клеветников, даже обладающих в`едением, - с источниками, питающими змей. Слово бьет ключом в этих источниках, но никто не может зачерпнуть вод`ы из них и вкусить ее, ставшую горькой”.

> Григорий Нисский, младший современник Аммона и Макария, предпочел одиннадцать грехов разделить на явные, “совершаемые в деяниях”, и “тайно пожирающие челоевка и незаметно направляющие его на мучительный путь порока”. Вышло шесть явных (“воровство и хищничество, прелюбодеяние и корыстолюбие, блуд и болезнь языка”) и пять тайных (“путь зависти, неверия, злонравия, коварства, желания того, что не должно желать”). Но при этом терялась связь с иерархией добродетелей, которым ведь соответствовали одиннадцать сплошь тайных пороков.

[ Яков Кротов. ИСТОРИЯ КЛАССИФИКАЦИИ ГРЕХА  
www.Krotov.info/yakov/past/001237.html ]


*Так смотр`ите же, братья,
пусть ни у кого из вас сердце не будет столь злым и неверующим,
что окажется способным отступиться от Живого Бога!
Напротив, изо дня в день ободряйте друг друга, пока еще время зовется СЕГОДНЯ,
чтобы никто из вас, обманутый грехом, не сделался строптивым!
Мы ведь стали сподвижниками Христа,
если, конечно, до конца сохраним ту твердость, что была у нас с самого начала.
Когда Писание говорит:
"Сегодня, если голос Его слышите, / сердцам своим не дайте стать строптивыми,
как это было в дни, когда вы воспротивились", -
кто были те, что услышали, но воспротивились?
Не все ли те, кого Моисей вывел из Египта?
А кем Бог возмущался сорок лет?
Не теми ли, кто согрешил и устлал своими телами пустыню?
А кому Бог поклялся, что они не вступят в страну, где их ждет Его отдых?
Тем, кто не подчинился Ему!
И мы видим, что они действительно не смогли войти туда -
из-за своего неверия!* (Евр.3:12-19)
* * *
"Кто пресытился, и медовые соты растопчет, /
а голодному и горькое покажется сладким". (Пр.27:7)

Этот день в российском правосл. церковном календаре:

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»