=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

* 22 марта ст.ст., пт -
церковные чтения: Ис.29:13-23#; Быт.12:1-7#; Притч.14:15-26#.
{Седмица 4-я Великого поста}

> Иерусалим, 640-622 гг. <до н.э.>

> Иудейская аристократия в течение почти полувека привыкла ориентироваться на Ниневию, но постепенно многие стали замечать симптомы болезни, разъедавшей империю. Видимо, с этими переменами был связан заговор 640 года, жертвой которого пал Иудейский царь Аммон. <....> «Народ земли», простые иудеи встали на защиту дома Давидова, в котором видели символ нации и залог ее будущего. После расправы с заговорщиками старейшины Иудеи провозгласили царем сына Аммона — Иосию, который в то время был еще восьмилетним мальчиком.

> <...>

> Тем временем в Иерусалиме стала возрождаться религиозная оппозиция. Подобно многим людям, жившим на заре XX века, последователи пророков предчувствовали, что надвигается какая-го новая эпоха. И действительно, события тех лет означали перелом в истории: то был конец эры древних семитических держав и выступление на сцену молодых индоевропейских народов.

> Вулкан профетизма/*/ , долгое время казавшийся потухшим, в этот тревожный час пробудился. Вчера еще жестоко гонимая вера и нравственный протест лучших людей неожиданно вновь обрели свой голос.

> Первым выступил пророк Софония, знатный иерусалимлянин из школы Исайи. Во время богослужения в храме, где полагалось славить Бога и царя, он возвестил, что чаша беззаконий переполнена, как некогда во дни Ноя. Довольно искушали нечестивые долготерпение Божие! Возмездие обрушится на тиранов и идолопоклонников как взрыв, как смерч, как апокалиптическая катастрофа. Мир отверг Бога и Его заветы и тем самым обрек себя на гибель. Вселенная содрогнется под тяжестью людских преступлений, в конвульсиях изрыгая смерть и ужас.

> Подобно Савонароле, Софония обращается к картинам всемирного потопа, который сметает все мерзости с лица земли.

> Древние образы стихийных богоявлений воскресают в этом леденящем кровь пророчестве: грохот бури и извержения — голос Страшного Суда.

> Вот чем будет город торжествующий,
>           живущий беспечно,
> Говорящий в сердце своем:
>           «Только я, и нет подобного мне!» ...
> Каждый проходящий мимо
>           свистнет и махнет рукою.
>                                                   (Соф.2,15)

> Однако не только угнетатель и соблазнитель будет осужден, но и Израиль, который пошел по его стопам. Софония открыто выступил против тех, кто «на кровлях поклоняется воинству небесному», против «царских сыновей» и «вельмож, одевающихся в иноземную одежду». Он угрожал расплатой служителям Ваала, Молоха и Астарты и предсказывал, что сам Ягве/**/ пройдет по улицам Иерусалима со светильником; тогда не укрыться скептикам, насмешливо говорившим: «Не в силах Ягве сделать ни добра, ни зла».

> Чем чаще гимны и проповеди Софонии звучали в храме, тем яснее начинал народ сознавать свою вину. А пророк не уставал твердить: «Опомнитесь, одумайтесь, люди, лишенные стыда, пока не совершилось еще предназначенное вам, пока не настигло вас пламя гнева Господня».

> Пророк призывал переживших гонения верных, которых он называл «кроткими земли», сплотиться под стягом Завета. «Взыщите Ягве, все кроткие земл`и, исполняющие законы Его, взыщите праведности, обретите кротость, быть может, спасетесь вы в День Ягве».

> <.....>

> Борьба за духовное возрождение шла рука об руку с борьбой за независимость и объединение страны. Когда в 626 году пришло известие, что правитель Вавилона Набопаласар порвал с Ниневией и в союзе с мидийцами начал против нее войну, Иосия решил, что время приспело: он повел свое войско на север и изгнал оттуда ассирийские гарнизоны. Поход сопровождался низвержением языческих эмблем. Впервые после разделения царств Палестина обретала единство, как при Давиде и Соломоне.

> Казалось, рассвет Израиля, которого уже отчаялись ждать, наконец наступает. Даже пророк Софония смягчил тон своих проповедей. Тему Страшного Суда в них сменили предсказания о грядущем Царстве Божием. Он уже не называл День Ягве истребительным потопом; этот День рисовался ему как торжество «бедных» и «кротких», которое наступит, когда человечество будет прощено и обратится к истинному Богу:

> Я дам народам уста чистые,
> чтобы все призывали имя Ягве
> и служили Ему единодушно.
>                                         (Соф.3,9)

[ Александр Мень. ВЕСТНИКИ ЦАРСТВА БОЖИЯ (9)  
http://yakov.works/library/13_m/myen/1_6_gl_09.html  
http://www.alexandrmen.ru/books/tom5/5_gl_09.html ]

------------------------------------------
/*/ Профетизм - служение пророков, пророч. движение

/**/ Ягве, или Яхве - так по мнению совр. библеистов вероятно произносилось имя Божье JHWH (в древности в евр. яз. писались только согласные). С древних времен в иудаизме получил распространение запрет на произнесение этого имени - так была понята заповедь "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно" (Исх.20:7). В синодальном переводе Библии это имя Бога чаще всего передается словом "Господь", а иногда - Иегова.
/Прим. ред. рассылки/

  ***************************** ***************************
 **  См. также: вып. № 37: Антоний, митр. Сурожский:      **
  **                    *КАК ЖИТЬ С САМИМ СОБОЙ (4)*       *
  **  (пятница 4-й седмицы Вел. поста в прошлом году)    * *
  ***************************** ***************************
                               *

*И сказал Господь:
"Так как этот народ приближается ко Мне устами своими, /
языком своим чтит Меня,
сердце же его далеко от Меня, /
благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих;
то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, / чудно и дивно,
так что мудрость мудрецов его погибнет, /
разума у разумных его не станет.
Г`оре тем, которые думают скрыться в глубину, /
чтобы замысл свой утаить от Господа,
которые делают дела свои во мраке и говорят: /
„Кто увидит нас? Кто узнает нас?"
Какое безрассудство! /
Разве можно считать горшечника, как глину?
Скажет ли изделие о сделавшем его: /
„Не он сделал меня"?
Скажет ли произведение о художнике своем:
„Он не понимает"? ...
И в Тот День глухие услышат / слова книги,
и прозрят из тьмы и мрака / глаза слепых.
И страждущие более и более будут радоваться о Господе, /
и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля.
Потому что не будет более обидчика, и хулитель исчезнет, /
и будут истреблены все поборники неправды,
которые запутывают человека в словах, /
и требующему суда у ворот расставляют сети, /
и отталкивают правого".*
(Ис.29:13-16,17-21)
* * *
*Легковерный всякому слову доверится, /
осмотрительный перед каждым шагом подумает.
Мудрый страшится и чурается зла, /
а глупец буянит и ничего не боится.
Кто скор на гнев - натворит глупостей, /
кто коварен, того возненавидят.
Удел простаков - глупость, / венец проницательных - знание.
Злодеи склонятся перед добрыми людьми /
и нечестивцы - перед воротами праведника. ...
Кто презирает соседа - грешит, / но блажен, кто заботится о несчастных. ...
От тяжких трудов - всегда прибыток, / от пустословия - лишь нужда.
Венец мудрецов - их богатство их, / украшение глупцов - их дурь. ...
Страх Господень - надежная защита, / прибежище тебе и твоим детям.*
(Пр.14:15-19,21,23-24,26)

Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Apr/4.htm     http://www.DAYS.ru/Days/mart22.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»