=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

* 27 марта ст.ст., ср -
церковные чтения: Ис.41:4-14#; Быт.17:1-9#; Притч.15:20-16:9#.
{Седмица 5-я Великого поста}

> ЕДИНЫЙ БОГ

> Символ веры начинается словами: "Верую в Единого Бога Отца, Вседержителя". Верующих в Единого Бога всегда было меньшинство. Усилия проповедников единобожия  – христиан, иудеев, мусульман  – приносят определенные плоды, но индуисты, негры и китайцы  – оплот многобожия  – всё равно размножаются с опережением. К тому же большинство "равнодушных к религии" людей мыслит о мире совершенно многобожнически. Наконец, многие христиане (и иудеи, и мусульмане) живут так, как если бы они верили в то, что богов  – много.

> Но сколько это  – "много"? Система счисления проста как "раз-два": "один-много". Два бога  – уже слишком, уже многобожие. Вера во многих богов удобнее, практичнее и рациональнее, чем вера в единого Бога. В многобожии у каждого бога точное пространство, за которое он отвечает. Лучше всего это видно в древней римской религии. Юнона отвечала за брак, <...> Термин  – за границы земельных участков. Марс воюет, Ганимед пирует. Главное удобство многобожия: за хорошее отвечают одни боги, за плохое  – другие, у которых тоже можно кое-что вымолить (соседу  – беду, себе  – нейтралитет). Собственно, не обязательно почитать десять тысяч богов, чтобы быть многобожником  – достаточно верить, что у богов общество классовое, что классов по меньшей мере два и в каждом хотя бы одному божеству: один хороший, один плохой. Один бог отвечает за всё хорошее, другой  – за всяческое свинство. "А всё оттого,  – говорил кролик медвежонку Винни,  – что кто-то слишком много ест..." Это  – отличный пример атеистического многобожничества. За всё хорошее отвечает у кролика бог по имени Воздержание, за всё плохое  – бог по имени Обжорство или, что почтительнее, Многоядение. Проще, правда, всё хорошее приписывать самому себе (так обычно и поступают, и не только атеисты), а всё плохое  – ну, здесь выбор безграничен. Добрый бог  – это мое "я", кроткое и милое, источник всяческого добра в мире. Злым богом можно объявить недостаток образования или его избыток, масонство или КГБ,  – что угодно или всё скопом. До сих пор встречаются люди, которые считают причиной всякого зла нежелание или неспособность человечества точно договориться о смысле каждого слова. Чем это не возрожденная вера в бога Термина и в его сатанинского противника по имени Терминологическая Неопределенность? Желание свалить вину с Бога на кого-то еще (кроме себя) и легкость, с которой разум эту свалку устраивает, стали причиной того, что в ветхозаветные времена иудеи то и дело впадали в поклонение идолам, что в христианнейшее средневековье то и дело зарождались ереси двубожнические, манихейские, богумильские, в которых возрождалась вера в злого бога, что в наше, наконец, время получил такое распространение "Научный Взгляд на Мир"  – не ради удовольствия познания большинство людей ценит науку, а за возможность найти вокруг, вне себя, всё новые и новые причины зла в мире. И тогда будет легко и ясно жить  – но тогда человек покидает царство веры и переходит в царство очевидности, материализма, где всё можно объяснить, но ничего нельзя полюбить. Верить в  богов легко. Два их класса  – добрые и злые  – словно два ящика, в который мы с ходу раскладываем всё, что происходит вокруг. От Бога  – от Сатаны, от Творца  – от демиурга. Хорошо  – от Хорошего, плохо  – от Плохого. Хорошее  – от соответствия производственных отношений производительным силам, плохое  – от несоответствия. Вера же в Единого Бога  – безумие, бред и практический кретинизм, попытка свалить в один ящик и конфеты, и навоз, одной причиной объяснить жару и холод, взвалить на Одного ответственность и за героизм героев, и за подлость подлецов. Спокойно назвать Единого Бога Часовщиком и думать, что сделали Ему комплимент, могли только сытые, холеные, глухие к злу аристократы восемнадцатого века с золотыми брегетами на животах своих. Французская революция напомнила им: мир похож на часы не больше, чем мина с часовым механизмом. И современные атеисты, в отличие от просвещенных баронов, не столько отрицают Бога, сколько сердятся на Него. Разумных объяснений единобожию быть не может. Если бы веру в Единого Бога придумали люди, нашлись бы люди, которые бы эту придумку разъяснили. Но нет! От Экклезиаста до Бердяева  – чем более верует ум, тем уверенней он знает невозможность объяснить зло существованием злого бога. Верующие в Единого Бога  – мучаются (м`уку эту никто лучше Достоевского не описал), но от объяснений "через сатану" откажутся. Могут даже от Бога отказаться, "вернуть билет в Царство Божие"  – из-за слезинки ребенка, но что Он  – Единый Творец, Всё держащий  – от веры в это не откажемся, потому и плюнем, что веруем в это. И отношения с Единым Богом у народа Израиля  – как отношения с отцом у подростка, всё еще считающего отца всесильным, ответственным за всё, что с ним, ребенком, происходит  – но уже он злится, недоумевает, обижается, ибо понимает, что происходит с ним и ладное, и неладное. Столкновения детей с родителями  – не только от самоутверждения, но и от веры детей в то, что родители их  – вседержители, творцы неба и земли, всего видимого и невидимого. Взрослея, мы утрачиваем эту веру и восстанавливаем с родителями мир. Цена этого мира  – утраченная вера! Многобожие  – а через него прошли все народы земные  – это попытка примириться с Богом утратой веры в Него как Единого Бога, поставлением в качестве еще одного бога, эдакого аварийного выхода, мусорного ведра  – злого сатаны, на которого списывается ответственность за зло. Произнося же "верую в Единого Бога", Вы отказываетесь от примирения такой ценой, Вы говорите: "Бог  – Един и Вседержитель. Он действительно всё может и за всё ответственен, а как нам помириться при таком раскладе  – я не знаю". К счастью, христианская вера не кончается догматом о Едином Боге, а только начинается с него, и примирение с Единым Богом зависит не от нашего понимания или непонимания, а от Сына Божия, распятого перед нашими глазами.

[ Яков Кротов. ЕДИНЫЙ БОГ.  
(опубл.: Мир и ты. - Март-апрель 1998г.  
 под псевд. Максим Гаврилов)
? Krotov.info/yakov/vera/unumdeus.html ]

     ************************** ************************
   **                    СМОТРИ ТАКЖЕ:                 **
 **  вып. расс. № 40: Антоний, митр. Сурожский:         **
  **                    *КАК ЖИТЬ С САМИМ СОБОЙ (8)*     *
  **  (среда 5-й седмицы Вел. поста в прошлом году)      *
  ***************************** *************************
                               *

*Когда Авраму было девяноста девять лет, Господь явился ему и сказал:
"Я Бог Всесильный. Живи пред лицом Моим и будь непорочен.
Я заключу с тобою договор и дарую тебе множество потомков".
Аврам пал ниц, и Бог сказал:
"Ныне Я заключаю с тобой договор.
Ты станешь прародителем многих народов.
И имя тебе будет не Аврам, но Авраам,
ибо Я сделаю тебя отцом многих народов.
Многочисленным сделаю Я твой род:
целые народы произойдут от тебя
и царями будут твои потомки!
У Меня будет договор с тобой и с твоими потомками -
договор навеки, из рода в род:
Я буду твоим Богом и Богом твоих потомков.
Я отдам тебе и твоим потомкам эту землю, в которой ты странствуешь, -
всю землю ханаанскую Я отдам твоим потомкам в вечное владение
и буду их Богом. ...
Но и ты должен соблюдать договор со Мною,
а после тебя - твои потомки, из рода в род".* (Быт.17:1-9)

* * *
*А ты, Израиль, раб Мой, / Иаков, которого Я избрал, / семя Авраама, друга Моего, -
ты, которого Я взял от концов земли / и призвал от краев ее,
и сказал тебе: "Ты Мой раб, / Я избрал тебя и не отвергну тебя":
не бойся, ибо Я с тобою; / не смущайся, ибо Я Бог твой;
Я укреплю тебя, и помогу тебе, / и поддержу тебя десницею правды Моей.
Вот, в стыде и посрамлении останутся / все, раздраженные против тебя;
они будут как ничто / и погибнут препирающиеся с тобою.
Будешь искать их, и не найдешь их, / тех, кто враждует против тебя;
борющиеся с тобою / будут как ничто, совершенно ничто.
Ибо Я Господь, Бог твой; / Я держу тебя за правую руку,
и говорю тебе: "Не бойся, / Я помогаю тебе".
Не бойся, червь Иаков, / малолюдный Израиль, -
Я помогаю тебе, - говорит Господь / и Искупитель твой, Святый Израилев.*
(Ис.41:8-14)

* * *
*Разумный поднимается по дороге жизни, / прочь от глубин Преисподней. ...
Стяжатель на свой дом навлекает беду, / а кто взяток не терпит - будет жить. ...
Далек Господь от нечестивцев, / но молитву праведников слышит.
Светлый взор радует сердце, / добрая весть укрепляет кости.
Кто внемлет здравым упрекам, / неразлучен будет с мудрецами.
Кто отвергает наставления - себе вредит; / а кто внемлет упрекам, обретает разум.
Страх Господень научит мудрости, / славе предшествует смирение.
Сердце человека вынашивает замыслы, / но решение - от уст Господних.
Каждый считает свой путь неполрочным, / но Господь испытывает души.
Вверяй Господу свои дела, / и замыслы твои свершатся.
Всё создано Господом для своей цели, / и нечестивец - для дня беды.
Надменное сердце - мерзко Господу, / ни за что не уйти ему от наказания.
Вера и правда искупают вину, / страх Господень отводит беду.
Если Господу угодны пути человека, / Он примирит с ними даже врагов.
Лучше малость, да с праведностью, / чем богатая прибыль, да с беззаконием.
Человека избирает свой путь, / но твердость шагам придает Господь.*
(Пр.15:24,27,29-16:9)


Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Apr/9.htm     http://www.DAYS.ru/Days/mart27.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»