=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

* 31 марта ст.ст., воскресение 5-е Вел. поста -
{пам. прп. Марии Египетской;
по новой пасхалии (у католиков) - Вход Господень в Иерусалим}
-
на литургии читается: Евр.9:11-14#; Мк.10:32-45# *.

* 1 апреля ст.ст., пн - {пам. прп. Марии Египетской}
церковные чтения: Ис.48:17-49:4#; Быт.27:1-41#; Притч.19:16-25#.
{Седмица 5-я Великого поста, по нов. пасхалии (кат.) - Страстная седм.}

> Ст. 35-37 – Если это событие действительно следовало за третьим предсказанием о смерти, то оно свидетельствует о полном непонимании учеников. Ведь для Иисуса уже начался крестный путь. Но из слов предсказания им, вероятно, запомнился лишь титул Сына человеческого, который, по их мнению, означает славу и триумф. Предполагается, что те, кто следуют за Ним, готовы разделить Его участь, но вместо этого они думают лишь о собственной выгоде, о почетных местах, когда Иисус провозгласит себя Царем в Иерусалиме. Мест`а по правую и левую руку принадлежали самым высокопоставленным придворным царя, это могли быть и почетные места на мессианском пиршестве. Матфей <(Мф. 20:20-28)> пытается смягчить неблагоприятное впечатление от сцены, выставив в роли просительницы их мать, а не братьев.

> Ст. 38 – На это Иисус отвечает, что они не знают, о чём просят. Готовы ли они разделить Его участь? Этот вопрос выражен с помощью двух метафор. Первая метафора  –  чаша. Можете ли выпить чашу, которую Я пью? В Ветхом Завете также встречается образ чаши: она могла быть «наполнена» благом (Пс. 23(22):5) или бедствиями (Пс. 75:8 (74:9). Но здесь она полна страданий. Или погрузиться в пучину, в которой Я омываюсь? Второй вопрос дословно звучит: можете погрузиться в воду, как Я погружаюсь? Вода также символизирует несчастье и смуту. Глагол «бапт`идзомай», первоначально означавший «погружаться в воду с головой», приобрел переносное значение «испытывать беды, гибнуть». О таком погружении в пучину бед говорится в Пс. 42:7 (41:8); Ис. 43:2; ср. Лк. 12:50.

> Ст. 39-40 – Та легкость, с которой братья дают утвердительный ответ, говорит о том, что Иаков и Иоанн не восприняли слов`а Иисуса серьезно, не поняли их трагического смысла. Так потом Петр будет уверять Иисуса, что уж он-то никогда не отступится (14:29, 31). Братья могли бы занять места на крестах справа и слева от Иисуса, но они бежали, и вместо них там оказались два безымянных преступника.

> Иисус предсказывает мученическую кончину братьев. И, действительно, Иаков погиб самым первым из апостолов, в 40-х гг. его казнил внук Ирода Великого Ирод Агриппа I, ставший царем после прихода к власти римского императора Клавдия (Деян. 12:2). Согласно церковной традиции, Иоанн дожил до преклонных лет и умер своей смертью, но и он подвергался гонениям, был в ссылке. Впрочем, эти слова Марка, вероятно, послужили причиной возникновения легенды, зафиксированной в рукописях V – IX веков и утверждающей, что Иоанн умер в молодом возрасте, вместе со своим братом.

> Иисус снова и снова объясняет братьям, что Его и их путь к славе лежит через отвержение, страдания и смерть. И не в Его власти (по крайней мере, во время Его земной жизни) распределять и раздавать почетные места. Они достанутся тем, кому они предназначены Богом. В этих словах Иисуса слышен и горький укор, и разочарование, и призыв думать о Божьем, а не о своем.

> Ст. 41 – Остальные ученики, узнав об их просьбе, негодуют, но их возмущение вызвано, скорее всего, не поведением братьев, а тем, что те их опередили. Поэтому Иисус подзывает всех: то, что Он собирается сказать, предназначено не только Иакову с Иоанном, но всем.

> Ст. 42-44 – Иисус в очередной раз объясняет Своим ученикам, что они представляют собой ядро нового Израиля, нового человечества, в котором ценности старого мира потеряли свое значение. Их желание быть наверху вполне объяснимо, потому что общество ориентировано на успех, оно внушает своим членам, что править и руководить очень почетно, что к этому надо стремиться. Но у вас пусть будет не так! У последователей Христа должны быть иные ценности и иные приоритеты.

> Ст. 45 – В Дан. 7:14 о Сыне человеческом говорится, что «Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и яз`ыки служили Ему». Но Иисус, Сын человеческий, утверждает, что Он не длятого пришел, чтобы Ему служили, а чтобы служить. Обычно ученики прислуживали своему учителю, такова была всеобщая практика. Рабби Йоханан даже говорил, что это необходимо: «Всякий, кто мешает Своим ученикам служить ему, подобен тому, кто отказывает им в любви». Но мы знаем, что и здесь Иисус нарушает сложившиеся традиции. Не Ему служат, а Он служит. В 4-м Евангелии даже рассказано, что Иисус вымыл ноги Своим ученикам (13:1-20).

> Здесь Иисус впервые сказал не только о необходимости Своих страданий и смерти, о чём Он говорил раньше, но и о том, зачем нужна Его смерть. Иисус видит в Своей судьбе исполнение пророчеств о Страдающем Служителе Божьем (Ис. 53). Бог предназначил Иисусу стать выкупом. Первоначально словом «выкуп» называлась сумма денег, уплаченная за освобождение пленного или раба, но позже это слово приобрело религиозное значение. Так, например, Бог называется Искупителем Израиля, выкупившим его из египетского рабства, хотя никакого выкупа фараону Он не платил. Это слово становится синонимом спасения. В еврейской традиции была идея, что любая смерть имеет искупительную силу, смерть же невинного мученика может искупить грехи всего народа (ср. 4Макк. 6:29; 17:22; 2Макк. 7:37-38). Так и Иисус совершает выкуп и отдает Свою жизнь за множество людей. В оригинале сто`ит «за многих», но в семитских языках слово «многие» употреблялось в инклюзивном («включающем») значении, обозначая «множество (безотносительно к количеству)», а не в эксклюзивном («исключающем») значении, как в русском и в других европейских языках, где слово «многие» подразумевает «но не все». Его искупительная жертва выкупает из-под власти греха и смерти всех тех, кто захочет ответить на призыв Иисуса и последовать за Ним, кто хочет свободы от рабства. Его жертва носит заместительный характер, ведь Он умирает не за свои грехи, а берет на себя грехи других.

[ В.Н.Кузнецова.  
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА. КОММЕНТАРИЙ  
М., 2000; стр.188-90 ]

-------------------------------------
* Параллели к еванг. чтению: Мф.20:17-28; Лк.18:31-34;
эпизоды №№122-123 по "Брюссельскому согласованию"
(www.Krotov.info/spravki/temy/h/hri_chro.html)
(ЕВАНГЕЛЬСКИЙ СИНОПСИС, (ПСТБИ, 2001): эп. 124,125)


*Подходят к Иисусу Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея.
Они говорят: "Учитель, сделай для нас то, что мы попросим".
Он спросил: "Что для вас сделать?"
Они ответили:
"Сделай, чтобы мы, когда Ты будешь прославлен,
сидели рядом с Тобой – один по правую руку, а другой по левую".
Иисус сказал им:
"Вы не знаете, чего пр`осите.
Можете выпить чашу, которую Я пью,
или погрузиться в пучину, в которой Я омываюсь?"
Они ответили: "Можем".
Но Иисус сказал им:
"Чашу, которую Я пью, вы выпьете
и в пучине, в которой Я омываюсь, омоетесь.
А сесть по правую руку Мою или по левую -
дать это не в Моей власти:
там сядут те, кому предназначено Богом".
Когда остальные десять услышали слова Иакова и Иоанна, они стали возмущаться.
Но Иисус, подозвав их, сказал:
"Вы знаете, что у язычников первые люди господствуют над ними
и великие ими полностью распоряжаются.
Но у вас пусть будет не так!
Пусть тот, кто хочет быть у вас главным,
будет вам слугой,
и кто хочет быть среди вас первым,
тот пусть будет для всех рабом.
Ведь и Сын человеческий не для того пришел,
чтобы Ему служили,
а чтобы служить и отдать Свою жизнь
как выкуп за множество жизней".*
(Мк.10:35-45)

13 апр. / 31 марта в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Apr/13.htm     www.DAYS.ru/Days/mart31.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»