=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

* 13 апреля ст.ст., Великая Суббота;
литургич. чтения: - Рим.6:3-11; Мф.28:1-20 *.

> Как же понять <.> творящееся в мире зло? Да не надо его понимать - > с ним надо бороться. Побеждать зло добром, как зовет нас апостол > Павел: больных лечить, нищих одевать и кормить, войну останавливать > и т.д. Неустанно. А если не получается, если сил не хватает, тогда > склоняться перед Твоим крестом, тогда хвататься за его подножие > как за единственную надежду. > "Бога не видел никто никогда". И только одна нить соединяет нас > с Ним - человек по имени Иисус, в Котором вся полнота Божия > пребывает телесно. И только одна нить соединяет нас с Иисусом - имя > этой нити любовь. > Он умер на кресте как преступник. Мучительно. Туринская плащаница > со страшными следами кровоподтеков, со следами от язв, по которым > современные патологоанатомы в деталях восстанавливают клиническую > картину последних часов жизни Иисуса - вот действительно подлинная > святыня для ХХ века. Весь ужас смерти, никем и никак не прикрытый! > Посмотрев на картину Гольбейна "Мертвый Христос", герой Достоевского > воскликнул, что от такой картины можно веру потерять. А что бы он > сказал, если бы увидел Туринскую плащаницу, или гитлеровские > концлагеря, или сталинщину, или просто морг в детской больнице > в 1995 году? > Что было дальше? В начале 20-й главы Евангелия от Иоанна мы видим > Марию Магдалину, потом апостолов Петра и Иоанна и чувствуем > пронзительную боль, которой пронизано всё в весеннее утро Пасхи. > Боль, тоску, отчаяние, усталость и снова боль. Но эту же > пронзительную боль, эту же пронзительную безнадежность, о которых > так ярко рассказывает Евангелие от Иоанна, я ощущаю всякий раз > у гроба ребенка... Ощущаю и с болью, сквозь слезы и отчаяние, верю - > Ты воистину воскрес, мой Господь. <...> Один мальчик признался мне > на днях, что не верит в загробную жизнь и поэтому боится, > что он плохой христианин. Я возразил ему на это, что трудности > с восприятием того, что касается жизни за гробом, свидетельствуют > как раз об обратном - о честности его веры. > И вот почему. Один, причем не очень молодой, священник как-то сказал > мне, что ему очень трудно судить о смерти и учить своих прихожан > не бояться ее, поскольку он сам никогда из людей по-настоящему > близких никогда не терял. Честно. Очень честно. И очень верно. > Мне всегда страшно смотреть на вчерашнего семинариста, который важно > и мягко, но чуть-чуть свысока втолковывает матери, потерявшей > ребенка, что на самом деле это хорошо, что Бог так благословил, > и поэтому слишком уж убиваться не надо. > "Бог не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы", - да, > об этом говорит нам Христос в своем Евангелии (Лк.20,38). > Но для того, чтобы эта весть вошла в сердце, каждому из нас > необходим личный опыт бед, горя и потерь, опыт, ввергающий нас > в бездну настоящего отчаяния, тоски и слез, нужны не дни или недели, > а годы пронзительной боли. Эта весть входит в наше сердце - только > без наркоза и только через собственные потери. Как школьный урок > ее не усвоишь. Смею утверждать: тот, кто думает, что верит, > не пережив этого опыта боли, ошибается. Это еще не вера, > это прикосновение к вере других, кому бы нам хотелось подражать > в жизни. И более: тот, кто утверждает, что верит в бессмертие > и ссылается при этом на соответствующую страницу катехизиса, вообще > верит не в Бога, а в идола, имя которому - его собственный эгоизм. > Вера в то, что у Бога все живы, дается нам только если мы делаем всё > возможное для спасения жизни тех, кто нас окружает, только если > мы не прикрываемся этою верой в чисто эгоистических целях, чтобы > не слишком огорчаться, чтобы сражаться за чью-то жизнь или просто > чтобы не было больно. > Но откуда всё-таки в мире зло? Почему болеют и умирают дети? > Попробую высказать одну догадку. Бог вручил нам мир ("Вот я дал вам" > - Быт.1,29). Мы сами все вместе, испоганив его, виноваты если > не во всех, то в очень многих бедах. Если говорить о войне, то наша > вина здесь видна всегда, о болезнях - она видна не всегда, но часто > (экология, отравленная среда и т.п.). Мир в библейском смысле этого > слова, мир, который лежит во зле, т.е. общество или мы все вместе, > вот кто виноват. > <...> > Иисус не только страдает сам, но и спускается во ад, чтобы там > разделить боль других. Он всегда зовет нас с собою, говоря нам: > "По мне гряди". Часто мы стараемся, действительно, идти вслед > за ним. Но тут... > Тут мы стараемся не видеть чужой боли, зажмуриваем глаза, затыкаем > уши. В советское время мы прятали инвалидов в резервациях (как, > например, на Валааме), чтобы никто их не видел, как бы жалея психику > своих соотечественников. Морги в больницах часто прятали на заднем > дворе, чтобы никто никогда не догадался, что здесь иногда умирают. > И проч., и проч. Мы и теперь, если считаем себя неверующими, > пытаемся играть со смертью в "кошки-мышки", делать вид, будто > ее нет, как учил Эпикур, отгораживаться от нее и т.д. <...> > Если же мы считаем себя верующими, то поступаем не лучше: говорим, > что она не страшна, что на то воля Божия, что не надо горевать > по усопшему, потому что тем самым мы ропщем на Бога и проч. Так или > иначе, но подобно неверующим также отгораживаемся от боли, заслоняем > себя от нее инстинктивно, словно от удара занесенной над нами руки, > то есть тоже используем если не наркотик, то во всяком случае > анальгетик. > Это для себя. А для других мы поступаем еще хуже. Человеку, которому > больно, пытаемся внушить, что это ему только кажется, причем > кажется, ибо он Бога не любит и т.д. и т.п. А в результате человека, > которому плохо, тяжело и больно, мы оставляем наедине с его болью, > бросаем одного на самом трудном месте жизненной дороги. > А надо бы просто спуститься с ним вместе в ад вслед за Иисусом - > почувствовать боль того, кто рядом, во всей ее полноте, > неприкрытости и подлинности, разделить ее, пережить ее вместе. > Когда у моей восьмидесятилетней родственницы умерла сестра, > с которой они вместе в одной комнате прожили всю жизнь, примерно > через год она мне сказала: "Спасибо вам, что вы меня не утешали, > а просто всё время были рядом". Думаю, что в этом и заключается > христианство, чтобы быть рядом, вместе, ибо утешать можно человека, > который потерял деньги или посадил жирное пятно на новый костюм, > или сломал ногу. Утешать - это значит показывать, что то, > что с кем-то случилось, не такая уж большая беда. К смерти близкого > такое утешение отношения не имеет. Здесь оно больше чем > безнравственно. > Мы - люди Страстной Субботы. Иисус уже снят с креста. Он уже, > наверное, воскрес, ибо об этом повествует прочитанное во время > <литургии> Евангелие, но никто еще не знает об этом. Ангел еще > не сказал: "Его здесь нет. Он воскрес", об этом не знает никто, пока > это только чувствуется, и только теми, кто не разучился > чувствовать...
[ Свящ. Георгий Чистяков. НИСХОЖДЕНИЕ ВО АД в кн. РАЗМЫШЛЕНИЕ С ЕВАНГЕЛИЕМ В РУКАХ М.: Путь, 1997; стр.44-50 * * ] ######################################################## ## См. также: ## ## В АРХИВЕ РАССЫЛКИ: вып. N56: ## ## Воспом. Страстей Иисуса Христа (митр. Антоний) - ## ## с. Христ.Просвещ./rasylka/002/056.htm#0 ## ## ## ## проповеди митр. Антония о Страстной Пятнице: ## ## www.mitras.ru/inname/in_95.htm ## ## ## ## проповедь митр. Антония о литургии Великой Субботы (1977): # ## www.mitras.ru/inname/in_96.htm # ## ### #### ##### ###### ####### ######## ######### ########### ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мк.16:1-8,14-18; Лк.24:1-12,36-49; Ин.20:1-12,19-23; Деян.1:6-8 -- Best regards, redaktor rassylki mailto:alr_pol@pochtamt.ru Alexandr Polyakov My ICQ # 112678438
--------------------------------------------- *Иисус же говорил: "Отче! прости им, ибо не знают,что делают".* (Лк.23:34) *********************************************

Этот день в российском правосл. церковном календаре: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Apr/26.htm http://www.DAYS.ru/Days/aprel'13.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»