=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

* 23 апреля ст.ст., ср – литургические чтения: Деян.4:13-22; Ин.5:17-24
{Седмица 2-я по Пасхе}.

> До  тридцати  трёх   лет   Рамон <Льюль (или Раймунд Люллий)>  ничем
> не выделялся среди придворных португальского короля Жауме. <...>

> Вдруг  он увидел распятого Христа. <...> Видение повторилось — и так
> до пяти раз. И Рамон влюбился в Христа. Как он  сам  говорил:  сошел
> по Иисусу с ума. Рамон перенес на Христа привычный ему язык любовной
> лирики, и лучшее его сочинение называется «О любящем и Возлюбленном»
> (1275 г.).   «Любящим»  Льюль называл себя, «Возлюбленным» — Христа.
> Может   показаться   эгоизмом   —   не  смиреннее  ли  считать  себя
> возлюбленным,  пассивной  стороной, а Иисуса — Любящим? На что Льюль
> отвечает совершенно в духе Пастернака:

> «Неведома   Любящему   и  Возлюбленному  разница   между   близостью
> и  разлукой.  Ибо  подобно тому как смешивают вино и  воду,  смешана
> и  любовь Любящего и Возлюбленного; и как нерасторжимы тепло и свет,
> такова  и  взаимная  любовь  их; подобно сущности и  сущему  тянутся
> и стремятся они друг к другу»{Льюль Р. Книга любящем и возлюбленном.
> СПб., Наука, 1997. С.12-13}.

> Но  это  святое неведение разницы между близостью и разлукой не есть
> неведение различия между собой и Богочеловеком:

> «Премного  выше  любви  Возлюбленный, премного ниже  любви  Любящий.
> А любовь,  находясь  посередине,  помогает  Возлюбленному спуститься
> к  Любящему,  а  Любящему  —  подняться  к  Возлюбленному.  И в этом
> колебании   между  восхождением  и  нисхождением  —  природа  любви,
> благодаря которой чахнет Любящий и славится Возлюбленный»
> {Там же. С.50}.

> Льюль  смирился  не  столько  перед бесконечно высшим, сколько перед
> бесконечно  более добрым, перед невозможностью  человека  сравняться
> с  Богом.  У  него  первого, возможно, встречаются слова, из которых
> выросло  любимое  многими  католиками острое словцо про то, что весь
> смысл жизни в том, что сперва Бог делает человеку подарок  —  жизнь,
> а  затем  человек  отдаривает  Бога. Правда, Льюль не питает иллюзий
> насчет того, насколько это ценные подарки:

> «В  день  Страшного суда велит Возлюбленный человеку  по  одну  руку
> от себя положить то, чем наградил Он его в этой жизни; а по другую —
> то,  чем  сам  человек  одарил  этот  мир,  дабы  стало  ясно, какой
> безмерной  любовью он был любим и какой из двух даров оказался более
> ценным и щедрым»{Там же. С.68}.

> В  любовной  лирике той эпохи любили парадоксы. Любил  их  и  Льюль.
> Он  обращается  к  Христу  с  молитвой  о просвещении мира — но Свет
> Христов, убежден он, сделает невидимым ад:

> «Когда же рассеется мрак на земле, дабы затерялись  дороги,  ведущие
> в ад? А вода, что течет неизменно вниз, когда, изменив природу свою,
> потянется  она  в небо? И когда же наконец праведников будет больше,
> чем грешников?»{Там же. С.5}

> Определенность  границы между адом и раем оборачивается уничтожением
> границы  между  страданием  и  наслаждением,  счастьем и несчастьем.
> Счастье Рамон определяет как «несчастье, которое претерпеваешь из-за
> любви»{Там же. С.15}.  И хотя без Воскресения христианства  нет,  но
> если  уж  христианство есть, смерть становится столь же драгоценной,
> как  Воскресение:  «Умер  Любящий от великой любви. У Себя похоронил
> его  Возлюбленный,  и  воскрес  тогда Любящий. Неясно лишь, какой из
> этих даров был для Любящего бесценнее»{Там же. С.48}.  И здесь же  —
> намек    на    то,   почему   в   современном   мире   наука   стала
> двойником-соперником  христианства  (с другой религией такое было бы
> невозможно):

> «Две  думы  непрестанно думал Любящий: во-первых, пытался он постичь
> природу и достоинства своего Возлюбленного,  и,  во-вторых,  пытался
> он  постичь  сущность  Его  творений. Неясно лишь, какая из этих дум
> была  вдохновеннее  и  упоительнее  как  для  Любящего,  так  и  для
> Возлюбленного»{Там же. С.48}.

> Парадоксу   привольно   в  христианстве,  потому  что  Христос  есть
> парадокс  — Бог вроде бы оказывается частью мира, но не растворяется
> в  мире.  Этот  парадокс объясняет столь по видимости жестокие слова
> Христа  о  необходимости  бросить всех и вся ради следования за Ним.
> Льюль  словно  слышит  удивление  самого Иисуса перед его решимостью
> исполнить  эту  заповедь: «Что оставишь ты тогда своему сыну, своему
> брату,  своему  отцу?»  — и отвечает: «Ты настолько во всём, что для
> каждого, кто весь Тебе покорится, Ты можешь быть всем»
> {Там же. С.16}.

> Парадокс христианства есть еще и парадокс  человека,  который  встал
> на  голову и обнаружил, что открыл свое нормальное положение. «Чудо»
> для  Льюля  —  это  грех,  чудо  «склоняться  в  любви   к  видимому
> и  тленному,  а не к невидимому и нетленному» — но ведь  это  сплошь
> и   рядом,  когда  склоняются  «к  тому,  чего нет,  а  не  к  тому,
> что есть»{Там же. С.19}.

> Парадокс  есть  и отражение парадоксальности  человеческой  психики,
> в  которой  все  состояния  перетекают  друг в друга, и каждый порыв
> вверх  есть,  увы,  одновременно   и  падение.  Задавшись  вопросом,
> что  лучше — страдания ради Христа или блаженство во Христе, — Льюль
> отвечает   сам   себе: «В страданиях грозит  опасностью  нетерпение,
> а в блаженстве — невежество»{Там же. С.48}.

[ Яков Кротов. ЛЮБЯЩИЙ РАБОВЛАДЕЛЕЦ  
в кн. ВВЕДЕНИЕ В ЖИЗНЬ.  
(М., 2003; стр.222-4)  
о кн. см. www.Krotov.info/kniga.html  ]

    // *** *** *** ***  *** *** *** ***  *** *** ***
   *    СМ. ТАКЖЕ - в архиве рассылки:           **
  *   вып. №68: ... Бог верен. Бог не судит...  **
   *     (митр. Антоний Блум)                    **
    *    с. Христ.Просвещ./rasylka/002/068.htm#0  **
     \\ *** *** *** ***  *** *** *** ***  *** *** ***

Best regards,  
redaktor rassylki
Alexandr Polyakov
My ICQ # 112678438

*Иисус сказал им в ответ:
"Говорю вам истинную правду:
Сын ничего от себя самого не может делать,
пока не увидит того, что делает Его Отец.
И что делает Тот, то же делает Сын.
Ведь Отец любит Сына
и показывает Ему всё, что делает Сам.
Он покажет Ему и гораздо большее,
так что вы все удивитесь.
Как Отец поднимает мертвых
и дает им жизнь,
так и Сын дает жизнь тем, кому хочет.
Отец никого даже не судит,
всю власть судить Он Сыну доверил,
чтобы все чтили Сына
точно так же, как чтят Отца.
Тот, кто Сына не чтит,
не чтит и Отца, который послал Его.
Говорю вам истинную правду:
тот, кто слышит Слово Мое
и верит Тому, кто послал Меня,
обрел вечную жизнь.
Не предстанет он перед Судом –
он уже перешел от смерти к жизни".* (Ин.5:19-24)
* * *
*Пётр с Иоанном ответили:
"Посудите сами, вправе ли мы перед Богом слушаться вас больше, чем Его?
Мы не можем не говорить о том, что видели и слышали!"* (Деян.4:19-20)

Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/May/7.htm   http://www.DAYS.ru/Days/aprel'24.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»