=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

* 15 мая ст.ст., ср –
литургические чтения: Деян.13:13-24; Ин.6:5-14.
{Седмица 5-я по Пасхе}

> <.....>  Евангелист  Иоанн  <.> говорит, что чудесное дарование пищи
> было перед Пасхой (март–апрель).

> Иисус  взял  эту обычную для рыбаков Галилеи скудную пищу и произнес
> над  ней  молитву  благодарения  (буквально:  «благословил»).  Перед
> началом  еды  евреи  всегда  читали  благодарственную  молитву Богу,
> которая   начиналась   словами:   «Благословен   Ты,  Господь,  Царь
> вселенной,  выведший  хлеб  из  земли»,  а затем хозяин или наиболее
> уважаемый  гость  разламывал  хлеб  и раздавал его остальным, а если
> гостей  было  очень много, то это делали помощники или слуги. Иисус,
> выступая хозяином трапезы, поступает так же.

> <..> И всем *пяти тысячам* хватило хлеба и рыбы, все наелись досыта,
> и еще осталось двенадцать корзин остатков – гораздо больше, чем было
> в  начале!  Хотя на самом деле количество едоков было больше, потому
> что женщины и дети не входили в это число.

> Но  что  же  все-таки  произошло? Нам более или менее понятны чудеса
> исцеления,  ведь врачи тоже лечат, просто Иисус лечит успешнее. Были
> тогда  и  экзорцисты,  изгонявшие  бесов.  Иисус делал  это  быстрее
> и  легче  и  всегда  с  успехом.  Но  каким  образом умножился хлеб?
> Неоднократно  предпринимались попытки рационального объяснения того,
> что произошло. Гиперкритики утверждали, что число людей, евших хлеб,
> сильно  преувеличено,   как   часто   бывает  в  народных  рассказах
> (ср.:  один  прокаженный  у  Марка и десять у Луки; один иерихонский
> слепой  у Марка и два у Матфея; количество убитых Иродом вифлеемских
> младенцев,  согласно церковной традиции, в несколько раз превосходит
> количество  всех жителей этого городка). Другие  толкователи  видели
> в  насыщении  своего рода евхаристию, где каждому достался крошечный
> кусочек.   Кое-кто   допускал,   что  имело  место  чудо,  но  «чудо
> пробуждения человечности»: дескать, у некоторых в толпе были припасы
> и,  когда  ученики отдали собственный хлеб, остальные тоже развязали
> свои  мешки  и  поделились с соседями. Но в рассказе евангелиста нет
> никаких оснований для подобных утверждений.

> В  Ветхом Завете есть несколько отчасти похожих рассказов. Известно,
> что  не  убывали  мука  и масло у сарептской вдовы  (3Цар.17.11-16);
> пророк  Елисей  умножил  масло в кувшине другой  вдовы (4Цар.4.1-7);
> тот   же   пророк  накормил двадцатью ячменными хлебцами сто человек
> (4Цар.4.42-44).  Но  самое  большое  сходство – не столько в деталях,
> сколько  в  духовном  смысле  события  – видно в рассказе о чудесном
> насыщении народа Израиля манной в пустыне.

> Из  этого  рассказа  мы  вряд  ли  узнаем,  как  Иисус  это  сделал,
> но  мы  узнаем  нечто  очень важное о  Нём  самом.  Иисус  предстает
> как   новый  Моисей, но Он превосходит его, о  чём  прямо  говорится
> в  Ин.6.32-33. Об этом свидетельствует даже тот факт, что здесь пищи
> осталось целых *двенадцать корзин*, в то время как манны нельзя было
> собрать  больше,  чем  человек  мог  съесть. Кроме того, в еврейской
> традиции  манна,  данная  через Моисея, стала символом Торы, то есть
> Закона  Моисея.  Так  и Иисус, прежде чем дать народу изобилие пищи,
> сначала их многому учил, то есть духовно насыщал Своим учением.

> <...> Как Бог, спасая Свой народ от рабства, насыщает его в пустыне,
> так  и  Помазанник,  приход  которого, согласно народным верованиям,
> ожидался  на Пасху, спасает народ от рабства у греха и тоже насыщает
> его в пустыне, тем самым предваряя эсхатологический мессианский пир.

> Конечно  же,  христиане,  слушая  или  читая этот  текст,  не  могут
> не  увидеть  параллели  с  рассказом  о  последней  трапезе  Иисуса.
> Там  те же слова: «взял, поблагодарил, разломил, дал». Так проходила
> и  евхаристия в ранней Церкви: христиане сидели за столом, а диаконы
> обносили их евхаристическим хлебом. Евангелист Иоанн прямо связывает
> рассказ  о  чудесном насыщении с установительными словами евхаристии
> (Ин.6.51).

[ В. Н. Кузнецова  
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. КОММЕНТАРИЙ  
М.: Общедоступный правосл. ун-т,  
основанный прот. Александром Менем, 2002;  
стр. 308-10 (Мф.14:18-21)  ]


Best regards,  
redaktor rassylki
Alexandr Polyakov
My ICQ # 112678438

*Иисус, взглянув, увидел, что к Нему направляется большая толпа,
и говорит Филиппу:
"Где бы нам купить хлеба, чтобы накормить их?"
Он, конечно, знал, что сделает, но говорил так, желая его испытать.
Филипп ответил:
"Тут и на двести денариев хлеба не хватит.
Даже по кусочку каждому не достанется".
Один из учеников – это был Андрей, брат Симона Петра, –
говорит тогда Иисусу:
"Здесь есть один мальчик, у него пять ячменных хлебов и две рыбы.
Но что это значит для такой толпы?"
Иисус сказал: "Велите людям сесть".
В том месте была густая трава.
А всех сидевших было около пяти тысяч.
Иисус взял хлеб
и, произнеся благодарственную молитву, раздал его сидящим.
И с рыбой сделал то же, дав каждому столько, сколько кому хотелось.
Когда люди наелись, Иисус сказал ученикам:
"Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало".
Они собрали оставшиеся у евших куски от пяти ячменных хлебов
и наполнили целых двенадцать корзин кусков.
Люди, увидев, какой знак Им совершен, стали говорить:
"Он и вправду тот самый Пророк, который должен прийти в мир!"*
(Ин.6:5-14)


Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/May/28.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»