Дух Утешитель (3). Смирение. Сила
Божья в человеческой слабости. Парус
=Ежедневная
рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
ХРИСТОС
ВОСКРЕС!!!
* 30 мая ст.ст., чт
литургические чтения: Деян.25:13-19 #;
Ин.16:23-33 #.
{Седмица 7-я по Пасхе, попразднство Вознесения}
••• продолжение. см. вып. №№
456, 457 •••
> Но Дух Святой есть также Тот, Кто дает нам крепость; крепость,
> силу - но силу не земную и не для земных вещей, хотя эта сила движет
> всем тварным и всем земным. Святым, мученикам дана была крепость,
> которую никакая сила воли, никакое напряжение человеческих сил,
> никакие переживания не могут дать. Иным святым давалась мудрость,
> иным - прозрение в пути Божии и умение их воплотить в жизнь;
> давались с такой крепостью и таким смирением, потому что крепость
> Божия и смирение человеческое нераздельно связаны. Смирение нам
> представляется почти всегда как самоуничижение, как состояние,
> в котором мы находимся, когда о себе говорим дурное, зная, однако,
> что это не так. На самом деле смирение - состояние человека, когда
> он до конца про себя забыл и отдал себя в руку Божию. Западное слово
> для +смирения+ - humilitas происходит от слова, означающего
> плодотворную землю. Смиренный человек подобен плодотворной почве:
> о почве никто не вспоминает; по ней ходят, и она безмолвствует;
> на землю бросают всё: и семя, которое принесет плод, и всё
> ненужное, - и она не оскверняется, а приносит плод. И она лежит
> перед лицом неба и под ногами людей, безмолвная, отданная, открытая
> и плодотворная. Сила Божия совершается именно в таком смирении;
> о таком смирении, я думаю, говорит и апостол Павел, когда,
> взмолившись, чтобы Господь его освободил от того, что лишало его
> крепости и силы, услышал голос Христов: Довольно тебе Моей
> благодати; сила Моя в немощи совершается (2Кор.12,9). И, вдруг поняв
> это, апостол восклицает: Да, и отныне я буду радоваться только
> в немощи моей, чтобы во всём была только сила Господня!
> Но это не немощь бессилия, это не немощь лени, расслабленности - это
> другая немощь; ее, может быть, можно уловить несколькими образами.
> Когда ребенка начинают учить писать, мать вкладывает в его руку
> карандаш, берет его руку в свою и карандашом водит по странице;
> и ребенок с удивлением видит, как красиво, гармонично ложатся
> линии - прямые, округлые - до момента, когда вдруг он поймет,
> что это делается его рукой. Когда он думает, что понял, он начинает,
> как ему кажется, помогать, и дергает материнскую руку с карандашом
> невпопад, не туда, и всё делается путаным узором. Так бывает
> и с нами: пока мы просто отдаемся на волю Божию,
> пока мы прислушиваемся и не только делаем то, что понимаем, но даем
> Богу делать, что Он захочет, в нас, тогда всё хорошо. Это - немощь
> плодотворная, творческая. В других областях это называется
> вдохновением; в духовной жизни, во внутреннем возрастании это -
> одухотворенность.
> Другой пример. Как хрупка, тонка перчатка хирурга - ее можно
> прорвать ногтем; и потому, что она такая тонкая, потому, что она
> такая хрупкая, рука в ней всё может чувствовать и действовать
> свободно и творчески; замени ее тяжелой перчаткой - ничего нельзя
> сделать.
> И еще пример: парус на лодке - самое хрупкое, что в ней есть;
> но направленный верно, этот парус может быть охвачен ветром и нести
> лодку к цели. Если мы подумаем, что на древних языках +ветер+
> и +дух+ - одно и то же слово, то легко поймем, что ст`оит внутри
> себя иметь такую хрупкость, такую гибкость, которая может быть
> захвачена дыханием Духа, и Он нас повлечет к цели; а цель всегда -
> Спаситель Христос, всегда - жизнь преизбыточествующая, жизнь
> ликующая, о которой говорит Иоанн Златоуст в своем пасхальном
> послании. Крепость, несокрушимая крепость этого Божия Духа, ветра,
> дыхания.
> И опять встает перед нами вопрос: что мы об этом знаем? Не повторяем
> ли мы без конца, постоянно, что у нас нет сил: нет сил жить, нет сил
> исполнять заповеди Христовы, нет сил любить, нет сил молиться,
> нет сил стоять перед лицом противоречивых течений - нет сил
> ни для чего; мы носимы ветром, как соломинка; нас уносит, как поток
> уносит стружки. Разве мы не говорим это всё время, на каждой
> исповеди? «Не хватило сил»; «нет сил»; «откуда взять силы?»; «я так
> слаб». Тело, душа, ум, сердце, воля - всё в состоянии
> расслабленности...
> Но ведь есть Святой Дух, Который дышит, где хочет, Который может
> Собой заполнить любой парус и понести любую ладью, через любое море;
> есть Кормчий Христос у руля; сила Божия с нами. Апостол Павел был,
> как мы, хрупкий человек - и что только он не сумел пережить, против
> чего он не сумел устоять! И обнаружив, что никакой силой
> человеческой он не может совершить свое служение Богу, потому что
> то, что он должен был совершить, было Божие, а не человеческое,
> он повторяет: Да, сила Божия в немощи совершается, но всё мне
> возможно в укрепляющем меня Господе Иисусе Христе (2Кор.12,9;
> Флп.4,13). Всё возможно каждому - в разной мере, но никто
> не покладай рук! Конечно, если мы сначала определим духовную жизнь
> как цепь возвышенных мыслей, дивных переживаний, тогда
> мы оказываемся с самого начала у разбитого корыта. Но если думать
> о духовной жизни как об осуществлении Самим Богом в нас того,
> что Он предусмотрел, того, для чего Он нас призвал жить, тогда
> мы можем спокойно дать простор Богу, и сила Божия совершится в нас.
[ Митрополит Сурожский Антоний.
ДУХ СВЯТОЙ УТЕШИТЕЛЬ
(в кн. ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД БОГОМ)
www.mitras.ru/pered3/pb_312.htm ]
Желаю всяческих успехов! |
|
редактор-составитель рассылки |
|
Александр Поляков |
My ICQ # 112678438
|
*Иисус сказал:
'Я говорил вам об этом иносказаниями,
но час наступает, /
когда Я скажу об Отце вам открыто, / без иносказаний.
И в тот день вы просить Его будете, / Мое имя призвав.
Не говорю, что Я буду за вас умолять Отца.
Отец ведь сам любит вас, / потому что вы Меня полюбили /
и поверили, что Я от Бога пришел.
Я пришел от Отца в этот мир / и снова мир покидаю и ухожу к Отцу'.
Его ученики говорят:
'Вот теперь Ты говоришь открыто, без иносказаний.
Теперь мы поняли, что Ты всё знаешь, даже прежде, чем Тебя спросят.
Поэтому мы верим, что Ты от Бога пришел'.
Иисус сказал им в ответ:
'Поверили наконец?
Вот наступает час, / он уже наступил,
когда вы все по домам разбежитесь, / оставив Меня одного.
Но Я не один, / потому что Отец со Мною.
Я вам это сказал, / чтобы вы обрели во Мне мир.
В мире вас ждут скорби, но вы мужайтесь: / Я победил этот мир!'
(Ин.16:25-33)
|