Дух Утешитель (3). Смирение. Сила Божья в человеческой слабости. Парус

=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

* 30 мая ст.ст., чт –
литургические чтения: Деян.25:13-19 #; Ин.16:23-33 #.
{Седмица 7-я по Пасхе, попразднство Вознесения}

••• продолжение. см. вып. №№ 456, 457 •••

> Но Дух Святой есть также Тот, Кто дает нам крепость; крепость, > силу - но силу не земную и не для земных вещей, хотя эта сила движет > всем тварным и всем земным. Святым, мученикам дана была крепость, > которую никакая сила воли, никакое напряжение человеческих сил, > никакие переживания не могут дать. Иным святым давалась мудрость, > иным - прозрение в пути Божии и умение их воплотить в жизнь; > давались с такой крепостью и таким смирением, потому что крепость > Божия и смирение человеческое нераздельно связаны. Смирение нам > представляется почти всегда как самоуничижение, как состояние, > в котором мы находимся, когда о себе говорим дурное, зная, однако, > что это не так. На самом деле смирение - состояние человека, когда > он до конца про себя забыл и отдал себя в руку Божию. Западное слово > для +смирения+ - humilitas происходит от слова, означающего > плодотворную землю. Смиренный человек подобен плодотворной почве: > о почве никто не вспоминает; по ней ходят, и она безмолвствует; > на землю бросают всё: и семя, которое принесет плод, и всё > ненужное, - и она не оскверняется, а приносит плод. И она лежит > перед лицом неба и под ногами людей, безмолвная, отданная, открытая > и плодотворная. Сила Божия совершается именно в таком смирении; > о таком смирении, я думаю, говорит и апостол Павел, когда, > взмолившись, чтобы Господь его освободил от того, что лишало его > крепости и силы, услышал голос Христов: Довольно тебе Моей > благодати; сила Моя в немощи совершается (2Кор.12,9). И, вдруг поняв > это, апостол восклицает: Да, и отныне я буду радоваться только > в немощи моей, чтобы во всём была только сила Господня! > Но это не немощь бессилия, это не немощь лени, расслабленности - это > другая немощь; ее, может быть, можно уловить несколькими образами. > Когда ребенка начинают учить писать, мать вкладывает в его руку > карандаш, берет его руку в свою и карандашом водит по странице; > и ребенок с удивлением видит, как красиво, гармонично ложатся > линии - прямые, округлые - до момента, когда вдруг он поймет, > что это делается его рукой. Когда он думает, что понял, он начинает, > как ему кажется, помогать, и дергает материнскую руку с карандашом > невпопад, не туда, и всё делается путаным узором. Так бывает > и с нами: пока мы просто отдаемся на волю Божию, > пока мы прислушиваемся и не только делаем то, что понимаем, но даем > Богу делать, что Он захочет, в нас, тогда всё хорошо. Это - немощь > плодотворная, творческая. В других областях это называется > вдохновением; в духовной жизни, во внутреннем возрастании это - > одухотворенность. > Другой пример. Как хрупка, тонка перчатка хирурга - ее можно > прорвать ногтем; и потому, что она такая тонкая, потому, что она > такая хрупкая, рука в ней всё может чувствовать и действовать > свободно и творчески; замени ее тяжелой перчаткой - ничего нельзя > сделать. > И еще пример: парус на лодке - самое хрупкое, что в ней есть; > но направленный верно, этот парус может быть охвачен ветром и нести > лодку к цели. Если мы подумаем, что на древних языках +ветер+ > и +дух+ - одно и то же слово, то легко поймем, что ст`оит внутри > себя иметь такую хрупкость, такую гибкость, которая может быть > захвачена дыханием Духа, и Он нас повлечет к цели; а цель всегда - > Спаситель Христос, всегда - жизнь преизбыточествующая, жизнь > ликующая, о которой говорит Иоанн Златоуст в своем пасхальном > послании. Крепость, несокрушимая крепость этого Божия Духа, ветра, > дыхания. > И опять встает перед нами вопрос: что мы об этом знаем? Не повторяем > ли мы без конца, постоянно, что у нас нет сил: нет сил жить, нет сил > исполнять заповеди Христовы, нет сил любить, нет сил молиться, > нет сил стоять перед лицом противоречивых течений - нет сил > ни для чего; мы носимы ветром, как соломинка; нас уносит, как поток > уносит стружки. Разве мы не говорим это всё время, на каждой > исповеди? «Не хватило сил»; «нет сил»; «откуда взять силы?»; «я так > слаб». Тело, душа, ум, сердце, воля - всё в состоянии > расслабленности... > Но ведь есть Святой Дух, Который дышит, где хочет, Который может > Собой заполнить любой парус и понести любую ладью, через любое море; > есть Кормчий Христос у руля; сила Божия с нами. Апостол Павел был, > как мы, хрупкий человек - и что только он не сумел пережить, против > чего он не сумел устоять! И обнаружив, что никакой силой > человеческой он не может совершить свое служение Богу, потому что > то, что он должен был совершить, было Божие, а не человеческое, > он повторяет: Да, сила Божия в немощи совершается, но всё мне > возможно в укрепляющем меня Господе Иисусе Христе (2Кор.12,9; > Флп.4,13). Всё возможно каждому - в разной мере, но никто > не покладай рук! Конечно, если мы сначала определим духовную жизнь > как цепь возвышенных мыслей, дивных переживаний, тогда > мы оказываемся с самого начала у разбитого корыта. Но если думать > о духовной жизни как об осуществлении Самим Богом в нас того, > что Он предусмотрел, того, для чего Он нас призвал жить, тогда > мы можем спокойно дать простор Богу, и сила Божия совершится в нас.

[ Митрополит Сурожский Антоний.  
ДУХ СВЯТОЙ УТЕШИТЕЛЬ  
(в кн. ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД БОГОМ)  
www.mitras.ru/pered3/pb_312.htm  ]


Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Иисус сказал:
'Я говорил вам об этом иносказаниями,
но час наступает, /
когда Я скажу об Отце вам открыто, / без иносказаний.
И в тот день вы просить Его будете, / Мое имя призвав.
Не говорю, что Я буду за вас умолять Отца.
Отец ведь сам любит вас, / потому что вы Меня полюбили /
и поверили, что Я от Бога пришел.
Я пришел от Отца в этот мир / и снова мир покидаю и ухожу к Отцу'.
Его ученики говорят:
'Вот теперь Ты говоришь открыто, без иносказаний.
Теперь мы поняли, что Ты всё знаешь, даже прежде, чем Тебя спросят.
Поэтому мы верим, что Ты от Бога пришел'.
Иисус сказал им в ответ:
'Поверили наконец?
Вот наступает час, / он уже наступил,
когда вы все по домам разбежитесь, / оставив Меня одного.
Но Я не один, / потому что Отец со Мною.
Я вам это сказал, / чтобы вы обрели во Мне мир.
В мире вас ждут скорби, но вы мужайтесь: / Я победил этот мир!'
(Ин.16:25-33)

Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Jun/12.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»