=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7)

* 2 августа ст.ст., пт –
литургические чтения: 1Кор.14:26-40 #; Мф.21:12-14 #, 17-20 # .
{Седмица 9-я по Пятидесятнице, , Успенский пост}

> «ВСЁ ДОЛЖНО БЫТЬ БЛАГОПРИСТОЙНО И ЧИННО»

> В  богословской  науке прочно утвердилось мнение, что первоначальное
> христианство,   во  всяком  случае   вне-палестинское,    находилось
> в состоянии благодатного  анархизма.  Конец  благодатного  анархизма
> был  концом  харизматической  эпохи и началом твердой и определенной
> организации   церковной   жизни.   <....>   Для   обоснования  этого
> утверждения   <указывают    на   изобилие>     благодатных    даров,
> не повторившемся ни в одну последующую эпоху. <...> другой аргумент,
> который  с первого взгляда может показаться бесспорным: <считается>,
> что ап. Павел, главный деятель первоначального христианства, не имел
> задачи  дать  твердую  организацию  основанным им церквам в виду его
> веры  в  близость парусии. Основывая церкви, он ограничивался только
> тем,   что давал  самые  необходимые  правила  для церковной  жизни,
> чтобы  церкви  могли просуществовать до второго пришествия Христа{}.
> Этот   аргумент   всецело   ставит   организацию   церковной   жизни
> в зависимость от личного желания или  нежелания  ап. Павла,  упуская
> из  виду,   что  основы  церковной  жизни,   как  они   существовали
> в  первоначальном  христианстве  и  как они существуют и в настоящее
> время, не являются некой случайностью, а вытекают из самого существа
> Церкви.    Не говоря  о том,   что  христиане  эпохи  Деяний  знали,
> что  им  не  дано  знать времена и сроки пришествия Христа (Дн.1,7),
> вопрос   о том,  сколько  времени  должна  просуществовать  Церковь,
> не  мог играть никакой роли в организации местных церквей. Если даже
> церкви  должны были просуществовать только один день,  то всё  равно
> у  них  должна была быть «организация» церковной жизни, т.к. ни одна
> церковь  не  могла  существовать  ни  одного  дня,  как  мы  увидим,
> без  предстоятеля.  Поэтому  остается  неясным,  <почему из изобилия
> благодатных  даров делают вывод об анархизме, и как> оскудение даров
> <приводит>      к  твердому      церковному      устройству.  <....>
> Как  и  в первоначальной церкви, так и в современной, живет Св. Дух;
> как  в  апостольскую  эпоху,  так  и  теперь, ниспосылаются в Церкви
> благодатные    дары.    Харизматическая    эпоха    не   окончилась,
> но   продолжается   в  Церкви,  хотя  и  в  ином  виде.  Прекращение
> харизматической эпохи  было бы  прекращением  самого  бытия  Церкви,
> т.к. Церковь была и остается благодатным организмом.

> «Всё    должно   быть    благопристойно    и    чинно» (1Кор.14,40),
> т.к.   «Бог  не  есть  Бог  неустройства,    но  мира» (1Кор.14,33).
> Это увещание Апостола совершенно подрывает утверждение о благодатном
> анархизме первоначального христианства. Там, где имеется чин, строй,
> порядок  (taxis),  там не может быть анархизма. <...>  Если изобилие
> и  богатство даров вызвало некоторые недостатки церковной жизни этой
> эпохи,  то  они  были  связаны,  главным  образом,  или  даже  почти
> исключительно,  с  крайним экстатическим состоянием некоторых членов
> Церкви. У нас нет никаких оснований полностью распространять картину
> жизни  Коринфской  церкви  на  иные  церкви,  основанные ап. Павлом.
> Экстатическое  состояние  первых  христиан  не  было  исключительной
> особенностью  только  этого  времени.  Мы  его  находим  в то время,
> когда  почти  по  общему  убеждению  церковная  жизнь вышла из своей
> стадии  анархизма   и   вошла   в  организационный   период.  <....>
> Что  касается  недостатков,  то  в истории одни недостатки сменялись
> другими.  С  концом «харизматического периода» недостатки не исчезли
> из   церковной   жизни,   а   наоборот   усилились,   когда   в  ней
> организационный  момент стал переходить  в формализм  и  бюрократию.
> Не  толкнули  ли  Тертуллиана  недостатки  современной   ему   жизни
> в  объятия  монтанизма,  несмотря на весь его юридический склад ума?
> Вдохновение   уходило   из   церковной   жизни,  и  церковные  будни
> становились  тусклыми  и серыми.  Окрепшая церковная иерархия  несла
> с   собою   свои   недостатки.   Тертуллиан   горько   иронизировал,
> что  апостолы  для  того  только  основали  церкви,  чтобы  епископы
> пользовались  церковными   доходами,   старательно   ограждая   себя
> от  каких-либо  опасностей  со стороны римской власти{}, или что они
> устраивали  посты  в  своих  церквах  в  целях личного обогащения{}.
> Филиппики   Оригена  по  своей  остроте  превосходили  даже  сарказм
> Тертуллиана.  Он  говорил  о том, что епископ должен быть служителем
> всех,  чтобы быть всем полезным в деле спасения. В действительности,
> епископы  по  своей  гордости  превзошли  даже злых  вождей  народов
> и  готовы  окружать  себя гвардией, как цари. «Мы страшны, добавляет
> он,  недоступны,  особенно  для  бедных. Когда к нам доходят и к нам
> обращаются  с  просьбой,  мы  более  наглы,  чем  тираны  и наиболее
> жестокие  вожди  для  своих  подданных.  Вот что можно видеть в ряде
> знаменитых  церквей,  особенно в тех,  которые в больших городах»{}.
> В  поисках  угасшего  пророческого  вдохновения  римский юрист искал
> «благочестивых  женщин»,  чтобы  через  них   получить   откровение,
> а  Ориген  пытался найти выход из трагизма жизни в учении о небесной
> церкви.

> Можем  ли  мы  сравнивать  недостатки,  о которых говорил  ап. Павел
> в  своем  послании  к  Коринфянам,   с искажениями церковной  жизни,
> в  которой  церковное  право  уже  твердо  установилось? Дикие сцены
> избиения  на  Ефесском  соборе  449  года, может быть, были не очень
> обычным  явлением  церковной жизни, но насилие и принуждение во всех
> возможных  формах  были  обычным  явлением  на  всех  почти соборах.
> Недостатки  церковной жизни неизбывны в ней, но только потеря всякой
> исторической   объективности   может  объяснить  суждение  о  мнимом
> анархизме  первоначального  христианства. Если крайний экстатизм был
> бы   нормой   церковной   жизни,   то   зачем  было  бы  ап.  Павлу,
> харизматически  наиболее  одаренному,  устанавливать «taxis» - строй
> и  порядок  церковной   жизни,  который  для него  восходил  к Богу,
> т.к. +Бог не есть Бог неустройства+ и, скажем,  анархии,  +но мира+.
> В  этих  словах  ап.  Павла выразилось основное восприятие церковной
> жизни,   устройство  которой  покоится  на откровении  воли  Божьей.
> Если  откровение  создавало  анархию,  то  это  значит,  что принцип
> анархии   надо   возвести   к  Богу,  и  тогда  Бог  окажется  Богом
> неустройства,  а  не  мира. Организационный момент наступает во II-м
> веке  не  как «deus ex machina» <(т.е. неожиданно, неизвестно откуда
> появившийся)>, но он перешел в нее из первоначальной эпохи. С самого
> начала  местные  церкви  выступают  в упорядоченном и стройном виде.
> Этому  нисколько  не  противоречит  то,  что  <...>  местные  церкви
> находились  в  состоянии  <становления>. Они только нащупывали форму
> своего   эмпирического   устройства.  Здесь  возможны  всякого  рода
> неясности  и  отклонения  от  установившегося порядка. Тем не менее,
> основы  устройства  выступают  везде  одинаково,  т.к.  эмпирическое
> множество  местных   церквей   выявляло   единство   Церкви  Божьей.
> «Так  бывает во всех церквах  у святых» (1Кор.14,33){}.  Эти  основы
> не  являются  чем-то  внешним,  навязываемым  ап.  Павлом,  но  были
> выявлением  строя и порядка самой Церкви.  Этот порядок  повторяется
> в  каждой  церкви,  т.к.  в  каждой  пребывает  вся Церковь, которая
> остается равной самой себе во все эпохи исторического бытия церквей.
> Ап.  Павел  знал  лучше  и больше, чем кто-либо другой, что в Церкви
> действует  воля  Божия, а не человеческая, даже благодатно одаренных
> лиц, каким он был сам.

[  протопресв. Николай Афанасьев  
ЦЕРКОВЬ ДУХА СВЯТОГО (V.1)  
www.golubinski.ru/ecclesia/ecclesia5.htm  ]

  ____________
 / См. также: \================================\ `   `        `
 :  *Свящ. Александр Мень АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ  \=======\   `   `  `
 :`   вып.№489: с. Христ.Просвещ./rasylka/003/489.htm#0  \==========\
 :  *Свящ. Николай Афанасьев "Дары  различны, но Дух тот же"              |
 :`   вып.№519: с. Христ.Просвещ./rasylka/003/519.htm#0  ` ` ` ` ` ` |
 *~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~*

Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Когда вы собираетесь вместе,
пусть у одного из вас будет гимн,
у другого проповедь, у кого-то откровение от Бога,
у кого-то весть на языках, у кого-то ее истолкование.
Но всё должно иметь целью созидание Церкви. ...
Пророки же пусть говорят двое или трое,
а остальные пусть проверяют, что они сказали.
А если кому-то другому из сидящих вдруг будет откровение от Бога,
то пусть первый тогда замолчит.
Ведь вы все можете по очереди пророчествовать,
чтобы всех чему-то научить и всех ободрить.
Пророки должны уметь управлять своим духом,
потому что Бог — это Бог не беспорядка, а мира. ...
Всякий, кто считает себя пророком или человеком духовным,
должен признать:
то, что я вам пишу, есть заповедь Господа.
А если не признает, пусть и его не признают.
Итак, братья, добивайтесь дара пророчества,
но не препятствуйте говорить и на языках.
Но всё должно происходить благопристойно и чинно.*
(1Кор.14:26,29-33,37-40)

Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Aug/15.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»