=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7)

* 10 августа ст.ст., сб -
литургические чтения: Рим.15:30-33#; Мф.17:24-18:4# .
{Седмица 10-я по Пятидесятнице, Успенский пост, Попразднство Преображения}

> Мф.17.24-27. УПЛАТА ПОДАТИ


*>  (24) Когда они пришли в Капернаум, к Петру подошли сборщики подати
*>             в две драхмы. - Ваш учитель платит подать, не так ли? -
*>                                                       спросили они.
*>                                            (25) - Да, - ответил он.
*>     Когда Петр вошел в дом, Иисус заговорил первым. - Симон, как ты
*> думаешь? - спросил Он. - С кого земные цари взимают подати и сборы?
*>   Со своих или с чужеземцев? (26) - С чужеземцев, - ответил Петр. -
*> Тогда свои свободны, - сказал Иисус. (27) – Но не будем смущать их.
*>          Ступай к морю, закинь удочку и возьми первую рыбу, которая
*> попадется на крючок, открой ей рот и там ты найдешь монету в четыре
*>                          драхмы. Возьми ее и отдай им за нас обоих.


> <ст.>24 ||Исх 30.13; 38.26

> Ст.24  –  Так  как  Капернаум  был местом проживания Петра и Иисуса,
> сборщики  податей  пришли  к  ним,  когда те вернулись к себе домой.
> Среди  комментаторов  нет единого мнения о том, какого рода была эта
> подать.   Большинство   считает,   что   это   налог  на  содержание
> иерусалимского   Храма.  <...>  Храмовым  налогом  облагался  каждый
> мужчина-еврей,  достигший  двадцатилетнего возраста, вне зависимости
> от  того,  жил  ли  он  в Палестине или за ее пределами, в диаспоре.
> Налог составлял две драхмы, что было равно половине шекеля, это была
> средняя плата за два рабочих дня.

> Храмовый  налог  был  установлен  Законом Моисея, поэтому был строго
> обязательным.  Вот почему вопрос сборщиков, платит ли Иисус п`одать,
> звучат  немного  странно.   Но  есть  сведения,  что некоторые  люди
> не  считали  себя  обязанными платить этот налог ежегодно: например,
> ессеи   толковали   текст   Писания   (Исх.30.13)   как   требование
> единовременного  взноса, уплачивавшегося раз в жизни, а не ежегодно.
> Кроме  того,  священники и люди, полностью посвятившие себя служению
> Богу,  не платили налог. Некоторые полагают, что в I веке его всегда
> платили только фарисеи.  Сборщики начинали собирать  храмовый  налог
> за  месяц  до Пасхи,  а накануне праздника можно было заплатить  его
> в самом Храме (<...>). Может быть, этим объяснялся вопрос сборщиков.

> Но  некоторые  ученые  считают,  что  в  этом отрывке имеется в виду
> какой-то  гражданский  налог:  подушная  подать или транзитный сбор,
> налагаемые  Римом.  Именно  так  понимали  это  многие  Отцы  Церкви
> (Ириней,   Климент   Александрийский,  Ориген,  Амвросий,  Августин,
> Григорий  Назианзин).  Правда,   никаких  сомнений  в том,   платить
> или  не  платить,  римляне не допускали.  Можно  лишь  предположить,
> что  Иисус,  считавшийся  жителем  Назарета,  мог не платить п`одать
> в Капернауме, чем и объясняется в таком случае вопрос сборщиков.

> <...>

> Ст.25  –  Петр  подтвердил, что Иисус не отказывается платить налог.
> Хотя  Иисус не присутствовал при разговоре, Он знал, о чём шла речь.
> =Дом=,  вероятно,  принадлежал  Петру.  Иисус  задает  Петру вопрос,
> сформулированный  в  виде  короткой  притчи.  =Земные  цари=  – это,
> вероятно,  не  только  римляне, но и земные власти вообще. =Со своих
> или  с  чужеземцев=   –  дословно:  «с сыновей  или  с посторонних».
> Если  речь  идет  о  римской  подати,  то  имеются  в виду те сборы,
> которыми  облагались  только  завоеванные  территории, но не римские
> граждане.  Но  возможно  и  иное  понимание:  цари,  обязывая  своих
> подданных  платить подати, не облагали ими членов собственной семьи.
> В  таком  случае,  говоря о сынах,  Иисус имел в виду сынов  Божьих,
> то  есть  народ Израиля, или,  скорее всего,  себя и Своих учеников,
> а также всех христиан вообще.

> Ст.26-27а  –  Естественно,  что  платят не свои,  а чужие.  Но Иисус
> ограничивает  собственную  свободу,  заботясь  об  интересах  других
> людей,  в данном случае сборщиков подати. Он не хочет смущать их или
> вызывать  у  них  гнев, тем самым толкая их на грех. Греческое слово
> «скандал`идзо»,   которое  передано  здесь как  =«толкать на грех»=,
> а  ниже (ст.8) как  «вводить в грех»,   очень  трудно  для перевода. 
> Оно первоначально значило   «ставить  западню»,   «ловить  в силок».
> Затем  слово приобретает переносное значение: «направить на неверный
> путь»,  «стать  причиной  отпадения  от веры»,  «помешать поверить», 
> «стать   камнем  преткновения».  Вот  как  пишет  об этом  У.Баркли:
> «Иисус  говорит вот что: “Мы должны уплатить, чтобы не подать плохой
> пример  другим.  Мы  должны не только исполнять свой долг, но должны
> идти  дальше  того,  что  повелевает нам долг, чтобы показать другим
> добрый  пример”...   Христианство  неразрывно  связано с исполнением
> гражданского  долга».{}   Например,   апостол  Павел  всегда  ставил
> на  первое место не собственную свободу, а интересы других (Флп.2.4;
> 1Кор.8.9-13). Ср. также 5.39-41.

> Ст.27б  –  Чудо,  о  котором здесь рассказывается,  сто`ит особняком
> в  ряду  других  могущественных  деяний  Иисуса.  Обращает  на  себя
> внимание  его  поразительное  сходство  с  многочисленными  чудесами
> апокрифических   евангелий,   а   также   его  отсутствие  в  других
> канонических  Евангелиях.  Кроме  того,  мотив  чуда  с  рыбой очень
> распространен    в  легендах    разных  народов.    Так,   например,
> богатый   и  удачливый  царь  Поликрат  бросил  в  море  драгоценный
> перстень,  чтобы  задобрить  богов, но вскоре рыбак принес ему в дар
> огромную  рыбу,  во  рту  которой  был  найден  этот самый перстень.
> Похожий   рассказ   есть    и    Талмуде.   Поэтому   есть   мнение,
> что  «первоначально  ст.27  имел вид: “Забрось удочку в море, продай
> улов  и  из  выручки уплати храмовый налог”».{И.Иеремиас, Богословие
> Нового Завета, с.108.}  Но  потом,   под влиянием  народных  легенд,
> появилась  версия о рыбе с серебряным статером (монетой достоинством
> в  четыре  драхмы)   во рту.   Никто  не может  ответить  на вопрос,
> почему  подать  была уплачена только за Иисуса и Петра, а не за всех
> учеников.

[  В.Н.Кузнецова  
Евангелие от Матфея. Комментарий  
М., 2002; стр. 356-60  ]

       """"""""""""""""""""""""""""""""""""
      : •Комм. В.Н.Кузнецовой к Мф.18:1-4  """""
      :   ("Кто больше всех в Царстве Небес?")  """"":
      :      с. Христ.Просвещ./rasylka/002/176.htm#0 #
      : •Размышления Р.Гвардини о том же отрывке:   #
       \  с. Христ.Просвещ./rasylka/002/176a.htm#0 #
        ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*В это время пришли к Иисусу ученики.
Они спросили: "Кто больше всех в Царстве Небес?"
Иисус, подозвав ребенка, поставил его перед ними и сказал:
"Верно вам говорю,
пока не изменитесь / и не станете такими, как дети,
не войдете в Царство Небес.
Кто умалит себя и станет таким, / как этот ребенок,
тот больше всех в Царстве Небес".*
(Мф.18:1-4)

Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Aug/23.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»