=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7)

* 13 августа ст.ст., вт - {Отдание праздника Преображения Господня}
литургические чтения: 2Кор.2:14-3:3#; Мф.23:23-28# .
{Седмица 11-я по Пятидесятнице, Успенский пост}

> Бывают  общества,    где   всё  запрещено,   но  не бывает  обществ,
> где   всё   разрешено.  Можно  представить  себе  народ,  совершенно
> незлобивый  по  отношению  к другим  нациям,  терпимый  по отношению
> ко  всем  верованиям,  ко  всяким людям. Но какие-то нормы, какой-то
> закон существует даже в кружк`ах абсолютных анархистов.

> Вовсе  без  силы  не  может  быть  ни  воспитания  ребёнка, какая-то
> иерархия  есть  и среди абсолютно смиренных людей, — пускай иерархия
> добровольная,   закон  мягкий,   употребление  авторитета  разумное.
> На  место  ограничений  можно  поставить  самоограничение,  но вовсе
> лишить  общество  механизмов  регуляции  нельзя.   В  этот  механизм
> и вклинивается Иисус.

> Римляне  побоялись  уничтожить  Синедрион; Иисус же более всего слов
> тратит   на   обличение  религиозных  авторитетов  —  и  официальных
> (книжников)  и  неофициальных (фарисеев). Они сидят на месте Моисея,
> говорят  правильные  слова — но г`оре им. Они лицемерят, обманывают,
> извращают религию. "Г`оре вам, книжки и фарисеи, лицемеры, что даёте
> десятину  с мяты,  аниса и тмина,  и  оставили  важнейшее  в Законе:
> суд,  милость  и  веру;  сие  надлежало делать, и того не оставлять.
> Вожди   слепые,   оцеживающие   комара,   а  верблюда  поглощающие!"
> (Мф.23,24).

> Если бы Иисус только упрекнул религиозных вождей Израиля в лицемерии
> и  извращении  Закона, Его слова не волновали бы на протяжении веков
> людей, сроду не выращивавших ни аниса, ни тмина. Борьба с лицемерием
> превосходнейшим  образом  сама может стать частью Закона религиозной
> жизни,     поглотить    всю  энергию  проповедника,   иссушить  его.
> Проповеди   Иисуса  говорят  о  большем:  хуже  лицемерия  и  глубже
> лицемерия — неумение взглянуть на себя и на Закон со стороны.

> Закон нужен и благ  —  "Не думайте,  что Я пришёл нарушить Закон ...
> не  нарушить  пришёл  Я,   но  исполнить"  (Мф.5,17).    Только  вот
> что означает "исполнить"?

> В  русском  языке  слово  "исполнить"  относится  и  к  музыкальному
> произведению.  "Исполнить  песню"  означает  спеть  её; недостаточно
> взять ноты и посмотреть на них. "Исполнить Закон" означает не только
> поступать  по  заповедям  Закона,  но  и  ещё сделать нечто столь же
> непохожее  на  поступок,  как  пение непохоже на чтение. "Исполнить"
> означает  "дополнить"  — фарисеи и книжники грешат тем, что не могут
> прорваться к этому дополнению.

> "Если  праведность   ваша   не  превзойдет   праведности   книжников
> и фарисеев, — ставит Иисус невыполнимую задачу,  —  то вы не войдёте
> в  Царство   Небесное"  (Мф.5,20).   Иисус   предпочитает   говорить
> об  "исполнении"  именно  образом: есть пространство, в которое надо
> прорваться,  и  это  пространство есть Царство Божие. Закон — дверь,
> через  которую  только  и  можно  войти,  и  любые  учителя  —  лишь
> привратники,  сторожа.   "Г`оре вам,  книжники и фарисеи,  лицемеры,
> что  затворяете Царство Небесное человекам" (Мф.23,13) — религиозное
> лицемерие есть главный стимул атеизма в мире.

> Себе  в  ученики  Иисус  призывает,  к  ужасу окружающих, "мытаря" —
> сборщика  налогов, презираемого всеми <...>; Он не прогоняет от Себя
> людей, считавшихся праведниками,  говоря:  "Не здоровые имеют  нужду
> во враче, но больные" (Лк.5,32).

> Самое  же    неуютное,   что  даже  нелицемерное  исполнение  Закона
> ещё  не  означает  правильного исполнения.  Забыто  людьми  главное:
> не  целовать  нужно дверь, не молиться на неё, а ждать, когда придёт
> хозяин  дома,   чтобы  открыть  ему  дверь.   Притязание  законников
> на  вечность  Закона  есть  притязание привратников на то, что дверь
> вечно будет закрыта, что сторож — главный человек в доме.

> Закон   —   замечательная,   великолепная  дверь,   но   замечателен
> и  великолепен  Закон  тем,  что, как и всякая дверь, он должен быть
> открыт,   он  должен  не  заслонять   дорогу,    а   указывать   ее.
> И  это относится не только к Моисееву Закону, но ко всякому порядку,
> существующему  в  мире,  ко  всякой  политической  или  нравственной
> системе, ко всякой национальной или государственной традиции.

> Все  они хороши, и чем более человеколюбивы и боголюбивы, тем лучше,
> но  все  они  — лишь дверь, а не само Царство и, тем более, не Царь.
> Вот  почему  никакое   бегство   от  фарисейства,  от законничества,
> от  лицемерия  не увенчивается успехом,  если оно  —  только бегство
> от искажающих Закон, а не бег к Творцу Закона и людей.

> В  самом  идеальном  обществе антифарисейские проповеди Иисуса будут
> бить  по  нервам,  потому  что  и  самого хорошего, свободного духом
> человека  ежесекундно  нагоняет гордость тем,  что он такой  хороший
> и свободный —  а раз нагнала, значит,  уже и  не такой  уж  хороший.
> Да и не может быть идеального общества.

> У воды есть предел упругости — сколько силы ни прикладывай, а больше
> определённой   (и  очень  небольшой)    степени    не сожмешь    её.
> Так и в обществе есть очень ощутимый предел упругости: можно и нужно
> увеличивать  пространство  свободы и терпимости,  но  не бесконечно,
> и  даже  очень  скоро  обнаруживается, что и в самом демократическом
> государстве  демократии  не  так  уж  и  много,  в самой совершенной
> монархии нет идеального самодержавия,  а тошнее всего  —  если этого
> не замечают, и считают, что достигнут идеал.

> Трагедия  эта повторяется и в обществе,  и в личности.  В состязании
> с  самолюбием человек всегда  проигрывает,  и  существование  Закона
> тут  помочь  не  может,    только  мешает  (отсутствие Закона мешает
> ещё  больше).  Это  порочный  круг, о выходе из которого и возвещает
> Евангелие.

> Христос   вновь   и   вновь   не  ленится   обличать  законничество.
> Он  не  трогает  Закон  государства,  лишь походя бросает: "кесарю —
> кесарево"  (и  это не учение о государстве, а всё та же <..> притча,
> когда  на  вопрос  о  том,  нужно  ли  платить налоги, да еще налоги
> завоевателям,  Иисус просто показал подвернувшуюся под руку  монетку
> с  профилем  императора  —  императоров профиль, вот и отдавайте его
> императору).

> Государственная  власть,  разумеется,  не лучше власти религиозной —
> прямо  наоборот.   Если  священники  и   проповедники   имеют   дело
> со  святыней,   с  чем-то,   что  может  и  должно  быть  непорочным
> и  свободным  от  всякого  лицемерия,  то  императоры  и президенты,
> солдаты  и губернаторы не могут ничего осквернить, потому что далеки
> от  святыни.  Храм  -  вот  та  дверь,  через  которую  только можно
> спастись, и г`оре привратникам этой двери, во-первых, потому что они
> не  дают  выйти  ни себе, ни людям, во-вторых, потому что они и Богу
> мешают через эту дверь войти к погибающим.

[  Яков Кротов. ЖИЗНЬ ИИСУСА.  
в кн. ВВЕДЕНИЕ В ЖИЗНЬ  
/М., 2003; стр.143-6/*  
(старый вар-т см.:  
www.Krotov/yakov/past/01/Gospel.html)  ]

      •######## см. также: # # # # # # # # # #*
      | +Текст из той же главки того же очерка #
      |  (предшествующий этому отрывку)         #
      |  с. Христ.Просвещ./rasylka/003/339.htm#0 #
      | +"Фарисейство" в тематич. указателе:      #
      |   с. Христ.Просвещ./temy/f-c.htm#frsjstvo #
      | +митр. Антоний Блум:                      #
      |  *основы веры и человеческие предания*    #
      |  с. Христ.Просвещ./rasylka/002/179.htm#0 #
      •==========================================•

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

Иисус сказал:
"Г`оре вам, учител`я Закона и фарисеи! Святоши!
Вы пл`атите десятину с мяты, укропа и тмина,
а самое важное в Законе:
справедливость, милосердие и верность — отбрасываете!
А делать надо это, и о другом не забывая! ...
Вы чистите снаружи чашу и блюдо,
а внутри они наполнены тем, что вы в своей алчности награбили! ...
Вы как побеленные гробницы:
снаружи они кажутся красивыми,
а внутри полны мертвых костей и всяческой мерзости!
Так и вы: снаружи вы кажетесь людям праведниками,
а внутри полны лицемерия и порока".
(Мф.23:23,25,27-28)

* * *

*Благодарение Богу —
Он всегда ведет нас как пленников в триумфальном шествии Христа
и всюду являет через нас знание о Себе, как сладостное благоухание.
Потому что мы и есть то благовоние,
которое Христос приносит в жертву Богу
среди идущих путем спасения и идущих путем погибели.
Для одних мы — смертоносный запах смерти,
для других — живоносное благоухание жизни. ...
Всем видно, что вы и есть письмо Христа,
оно написано ... не чернилами, а Духом живого Бога.
И не на каменных скрижалях, а на скрижалях сердца из плоти.*
(2Кор.2:14-16; 3:2-3)


Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Aug/26.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»