=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

* 18 августа ст.ст., воскресенье {11-е по Пятидесятнице}
литургические чтения: 1Кор.9:2-12#; Мф.18:23-35# .

 

> Мф.18.21-35 ПРИТЧА О НЕПРОСТИВШЕМ СЛУГЕ

/*кто не хочет читать всё, см. главное тут - комм. к ст.35*/

> Ст. 23 – В доказательство великого милосердия Божьего Иисус рассказывает притчу, дающую представление о том, что такое Его Царство. Хотя дословно говорится, что Царство подобно царю, на самом деле это значит, что сравнивается вся ситуация с царем и его слугами. В Библии слугами царя обычно называются люди, занимающие высшие посты (министры, казначеи). Именно этим может объясняться огромный размер долга. Здесь же, вероятно, подразумеваются правители целых областей или даже покоренных народов.

> Ст. 24 – Один из его рабов оказался должен гигантскую сумму – по-гречески «десять тысяч талантов».

> Таланты в те времена были разными, золотыми и серебряными, и могли довольно значительно отличаться по весу драгоценного металла, поэтому определить точно размер суммы невозможно Некоторые называют пятьдесят миллионов денариев, а в наши дни, особенно с учетом инфляции, это составило бы миллиарды долларов. В любом случае эта сумма немыслима для одного человека. Вероятно, под ней понимается дань, которую должна уплатить целая страна. Известно, что высший чиновник лично отвечал за неуплату податей с области, которой он управлял. Но даже в этом случае долг колоссальный. Вот пример для сравнения: согласно Иосифу Флавию, в 4 г. до н. э. Иудея, Идумея и Самария вместе взятые должны были выплатить Риму шестьсот талантов. Поэтому некоторые ученые, сравнивая эту притчу с притчей в 25.14-28, полагают, что Иисус говорил о гораздо меньшей сумме (десять талантов или десять тысяч денариев), но в устной традиции или в Евангелии Матфея она возросла до максимально мыслимой величины (десять тысяч была самой большой цифрой древнего счета на Ближнем Востоке и могла обозначать бесконечную величину). Другие же справедливо указывают на то, что перед нами не исторически достоверный финансовый отчет, а притча, детали которой сознательно преувеличены, что создать нужное впечатление. В притчах Иисуса вообще много гипербол; ср., например, три пуда теста в притче о дрожжах и горчицу, вырастающую до размеров дерева (13.31-33).

> Ст. 25 – Жена и дети раба также считались собственностью господина, которой он волен распоряжаться по своему усмотрению. Продажа в рабство должника и его семьи вряд ли могла компенсировать потери, ведь средняя цена раба колебалась от пятисот до двух тысяч денариев. Но это скорее всего было наказанием, а не средством выколачивания долга. Некоторые комментаторы видят в этой подробности указание на то, что Иисус имел в виду римского императора, потому что в языческих странах широко практиковалась продажа в рабство семьи, в то время как в Палестине разрешалось продавать в рабство только вора, не сумевшего вернуть украденное, а продажа его жены была запрещена {J. Jeremias, The Parables of Jesus, p. 211.}.

> Ст. 26-27 – Конечно же, просьба об отсрочке и обещание вернуть долг были лишь способом потянуть время. Отдать такую сумму все равно было невозможно. Ни его родственники, ни друзья не могли ее собрать. Господин это прекрасно понимал и поступил так, как вряд ли мог поступить какой-то земной правитель: вместо того, чтобы предоставить ему отсрочку, он сжалился над должником и простил его. Господин сделал для слуги гораздо больше того, о чем тот просил. Так поступает только Бог.

> Ст. 28-30 – Оказалось, что слуге тоже должны – сумму в сто серебряных монет. Должник был, вероятно, его подчиненным. Сто денариев – это значительная сумма, но вернуть ее вполне реально. В любом случае она была меньше того долга, который был прощен ему самому, в пятьсот или шестьсот тысяч раз. Прощенный должник поступил не так, как поступили с ним. Хотя его умоляли теми же словами, какие только что произносил он сам, он применил к должнику даже физическое насилие – схватил его за горло, вероятно, чтобы не дать ему убежать, а затем бросил в тюрьму.

> Ст. 31 – Другие слуги царя, бывшие свидетелями обеих сцен, были потрясены и опечалены. Они сообщили о случившемся господину.

> Ст. 32-34 – И тогда разгневанный царь отменяет свое прежнее решение. За то, что негодный раб не проявил милосердие к своему должнику, он велел применить к нему пытки. Пытки достаточно часто применялись на Востоке по отношению к местным правителям, медлившим с уплатой подати, их целью было заставить их или указать, где припрятаны деньги, или побудить их близких собрать нужную сумму. Пытки были широко распространены и в римских тюрьмах. В еврейском законодательстве они были запрещены, так что упоминание о них должно было вызвать у слушателей притчи еще больший ужас. А поскольку сумму в десять тысяч талантов все равно нельзя было вернуть, это должно было значить, что тюремное заключение будет пожизненным и такими же будут пытки. Но царь поступил со слугой так же, как тот намеревался поступить с собственным должником. 

> Ст. 35 – Уже не в первый раз Иисус говорил о том, что критерии, по которым Бог судит человека, очень просты: как ты относишься к людям, так Бог отнесется к тебе (6.12; 7.1-2; 25.31-46). Это очень серьезное предостережение всякому христианину: прощенный ему Богом долг огромен и не может быть никогда уплачен. Но Бог его простил, сделав из грешного человека сына Божьего и дав пример для подражания: нужно прощать другим, тем более что земные обиды, наносимые нам людьми, несравнимы по размеру с нашим собственным долгом Богу. Но если христианин не прощает, Бог будет судить его по справедливости, а не по милости. От всего сердца – то есть не на словах, а совершенно искренно.

> Иногда указывают на то, что притча не совсем подходит на роль иллюстрации о безграничности прощения: ведь царь простил только один раз. Но это говорит об очевидном непонимании ее смысла, ведь притча о другом. Иисус сказал Петру, что прощать нужно бесчисленное количество раз, а притча – о том, что если христианин откажется простить, он не исполнит волю своего Небесного Отца.

[ В.Н.Кузнецова  
Евангелие от Матфея. Комментарий  
(М., 2002) ]

&&& &&&  &&&   &&&    & На тему ПРОЩЕНИЕ см.: &    &&&   &&&  &&& &&&
  •в темат. каталоге сайта: с. Христ.Просвещ./temy/p/prscheni.htm#0
  В рассылке:
  •К.Барт о вере в отпущение грехов:
                            с. Христ.Просвещ./rasylka/002/155.htm#0
  •Я.Кротов об этой притче: с. Христ.Просвещ./rasylka/002/184.htm#0
  и др. (см. в темат. каталоге)
*=================================*================================*

Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

Иисус сказал:
"Ведь Царство Небес вот с чем можно сравнить.
Вот представьте себе:
некий царь решил потребовать отчета от своих слуг.
Когда начались денежные расчеты,
к нему привели одного человека,
который был должен ему много миллионов серебряных монет.
Так как вернуть эти деньги он не мог,
то господин приказал продать в рабство для уплаты долга
и его самого, и его жену, и детей, и всё имущество.
Слуга, простершись перед ним ниц, говорил:
«Потерпи с моим долгом! Я всё тебе верну!»
Господин сжалился над слугой, отпустил его и простил ему долг.
Слуга, уйдя, встретил одного из своих собратьев,
который был должен ему всего-навсего сто серебряных монет.
Он схватил его за горло и стал душить, приговаривая:
«Верни мне долг!»
Тот, упав на колени, молил его: «Потерпи, я верну!»
Но он не согласился, а бросил его в тюрьму —
до тех пор, пока не вернет долг.
Другие слуги, увидев это, были вне себя,
они пошли и доложили обо всём, что произошло, своему господину.
Тогда господин, призвав его, говорит:
«Негодный раб! Ты просил меня, и я простил тебе весь твой долг.
Разве не должен был и ты проявить милосердие к собрату,
как я проявил к тебе?»
И разгневанный господин велел пытать его до тех пор,
пока тот не отдаст весь свой долг.
Так и Мой Небесный Отец поступит с вами,
если не простите брата от всего сердца".
(Мф.18:23-35)

Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Aug/31.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»