=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7)

*  9 сентября ст.ст., пн -
литургические чтения: Гал.2:11-16; Мк.5:24-34 .
{Седмица 15-я по Пятидесятнице}

Ст. 11<.....>

> <Но когда Кефа пришел в Антиохию>, я открыто выступил против него: он повел себя предосудительно <....>.

Спор между двумя великими апостолами вызывал сильное смущение у христиан еще в древние времена <....>. Климент Александрийский выдвинул предположение, что Кефа, о котором здесь говорится, был не верховным апостолом, а одним из семидесяти, якобы имевшим такое же прозвище. Другие же Отцы Церкви приводили этот случай как пример того, что ради истины христианин, в данном случае Павел, имеет право противостоять более высокому по рангу человеку, даже такому, каким, с их точки зрения, был Петр.

Ст. 12 – До того, как туда прибыли люди от Иакова – Эти слова разительно напоминают Деян 15.1: «Из Иудеи пришли [в Антиохию] несколько человек и стали учить братьев: “Если не обрежетесь, как заповедал Моисей, не будет вам спасения”». Действительно, нельзя исключить того, что и  сейчас эти же люди пытались убедить христиан из язычников, что они прошли лишь часть пути к Богу, но без обрезания им не стать членами народа Божьего.

> Люди от Иакова<....> Некоторые предполагают, что на самом деле эти люди не были посланцами Иакова, а лишь утверждали, что их направил брат Господень, чтобы этим придать себе больший авторитет.

Но есть и другое толкование: люди Иакова пришли не к христианам из язычников, а к евреям и прежде всего к Петру. Его дружеские отношения с язычниками вызывали сильное раздражение в Иерусалиме и могли повлечь за собой нарекания на христиан Иудеи, а возможно, и прямые гонения со стороны воинственной националистической партии <(зелотов)>, которая рассматривала такое «братание» как предательство.{F. F. Bruce, Paul: Apostle of the Free Spirit, p. 177}

> Он принимал участие в общих трапезах с бывшими язычниками – Трапезы были не только общинные, но и евхаристические. Ведь первоначально в древней Церкви между ними не было большой разницы: преломление хлеба, или евхаристия, было частью трапезы, на которую собиралась вся христианская община. Кроме того, на Востоке любая совместная еда символизировала дружбу и единение. Евреи не могли садиться за один стол с язычниками из-за возможной ритуальной нечистоты и их самих, и их пищи. Она могла быть ритуально нечистой (в мясе не была сцежена кровь) или запретной для евреев (мясо некоторых животных запрещалось употреблять в пищу). Но самое страшное это то, что она могла быть частью жертвы, принесенной языческим богам (см. 1 Кор 8).

> А когда те явились в Антиохию, пошел на попятную и отделился – Петр, получивший прямое указание от Бога не считать скверной то, что очистил Бог, еще раньше побывал в гостях у язычника Корнелия и ел в его доме. <(см. Деян 10)> Как и для Павла, пища для него не была чем-то удаляющим от Бога. Поэтому его поведение было свободным, но лишь до определенного времени. После прихода людей от Иакова он <...> перестал принимать участие в трапезах с язычниками. Антиохийская община была многочисленной. Скорее всего, она состояла из евреев и язычников, а не была разделена на две этнические группы. Теперь все евреи стали собираться на трапезу отдельно.

Что это значит? Проявилась ли в таком поведении слабость и даже трусоватость Петра, характерная для него в евангельских рассказах? «Как пророки Ветхого Завета, так и Апостолы, действуя под влиянием Святого Духа, не теряли при этом человеческого сознания и воли… В обыкновенных делах Апостолы не чужды были ошибок… В данном случае Ап. Петр явился таким же непостоянным человеком, каким был при троекратным отречении от Господа. Здесь и там в критический момент твердость характера оставила его, уступив место безотчетному страху, под влиянием которого он на деле противоречил самым святым своим убеждениям, делал не то, что хотел, с чем соглашался, что непогрешимо проповедовал».{о. Галахов, с. 171-172. Цит. по изд.: Толковая Библия, т. 11, с. 200}

Или, может быть, он действовал так в интересах христиан Иудеи? Если их смущало его поведение, он готов был изменить его. Не вел ли он себя точно так же, как Павел, позже писавший коринфской церкви: «С евреями я вел себя как еврей, чтобы приобрести евреев, то есть с людьми, исполняющими Закон, я вел себя как человек, исполняющий Закон (хотя я и неподвластен Закону), чтобы приобрести исполняющих Закон. С теми, кто не знает Закона, я вел себя как человек, не знающий Закона (хотя знаю закон Бога, будучи подвластен Христу), чтобы приобрести людей, не знающих Закона. Для слабых я стал слабым, чтобы приобрести слабых. Я становился всем для всех, чтобы любыми способами спасти хотя бы некоторых. Всё это я делаю ради Радостной Вести» (1 Кор 9.20-23). Разве не сам Павел больше всего боялся стать камнем преткновения для брата и призывал «ничего не делать такого, что могло бы смутить брата или ввести его в грех» (Рим 14.13; см. также ст. 15,21; 1 Кор 8.13)?

Что же в таком случае стало причиной гневной реакции Павла? Он видит в поведении Петра не искренность, но объясняет его только страхом: он отделился из страха перед сторонниками обрезания. Но кого он боялся? Неужели Иакова? Ведь сам Петр – это один из столпов Церкви, один из авторитетнейших руководителей. Несомненно, он испытывал к брату Господа глубокое уважение, тот был мощной и неординарной личностью. Возможно, Павел, говоря о страхе, тем самым вольно или невольно желает принизить как Петра, так и Иакова. Но, возможно, страх у Петра вызывают не Иаков и его люди, а зелоты и консервативно настроенные христиане в Иерусалиме, бывшие фарисеи. В таком случае именно они названы сторонниками обрезания, и, значит, Петр боится не за себя, а за братьев в Иудее. В глазах Павла подобное поведение есть признак лицемерия, двуличия. Это уже более серьезное обвинение, чем простая трусость. «Если бы такое поведение отражало нравственную позицию Петра, дело его совести, то вполне понятно, что Павел не возражал бы ему в этом случае. Однако ранее Петр показывал, что не видит ничего необычного, никаких нарушений в принятии пищи вместе с язычниками. Его непоследовательное поведение, отказ от такого общения позволяли полагать, что язычники не воспринимались им как равноправная часть народа Божьего».{Новый Библейский Комментарий, часть 3, с. 515}

Петр отделился из практических побуждений, и, будь ситуация другой, Павел мог бы его понять. Сейчас же был кризисный момент, когда <...> от поведения Павла зависело, каким станет языческое христианство. Если <христиане из язычников> увидят, что они не подходящие для общения люди, они будут вынуждены или стать евреями, приняв вместе с обрезанием Закон Моисея, или отколоться от иерусалимской Церкви. В первом случае это резко сократило бы численность язычников-христиан, так как подобные требования для многих затруднили бы вхождение в Церковь. Но что делать с огромным количеством тех, кто уже был крещен и получил дары Святого Духа без обрезания? «Какими бы ни были мотивы Петра, Павел рассматривал их как ничтожные по сравнению с прогрессом языческой миссии и благом христиан-язычников».{F.F. Bruce, Paul: Apostle of the Free Spirit, p. 177} Их ждало бы унижение, разочарование, им бы ясно дали понять, что они христиане второго сорта, что с ними нельзя вступать в евхаристическое общение. Разве Христос разделился на части, разве Его смерть не разрушила стен, воздвигнутых людьми? Для Павла это означало бы крах христианства.

<....>

Ст. 14 – И вот, когда я увидел, что они уклоняются от прямого пути, то есть от истинного смысла Радостной Вести<...> В глазах Павла смысл Радостной Вести был под угрозой искажения. И Павел бросается в бой. <...> Я в присутствии всех заявил Кефе – Павел резко выступил против Петра во время собрания антиохийских христиан и в присутствии самого Петра.

Те, кого смущает конфликт между апостолами и поведение Павла, обычно приводят слова Господа Иисуса: «Если твой брат провинится перед тобой, ступай к нему и упрекни его с глазу на глаз» (Мф 18.15). Вероятно, сам Павел имеет в виду то же в Гал 6.1: «Братья, если кого-то уличат в грехе, вы, духовные, должны его поправить. Только делать это надо кротко и мягко». Вероятно, Павел так поступил бы в случае, если бы обида была нанесена лично ему: он поговорил бы с Петром наедине. Но здесь речь идет о другом. Даже если предположить, что Павел сначала имел с Петром частную беседу, оскорбление язычникам было нанесено публично, следовательно, обличение и исправление тоже должно было быть публичным. Ср. 1 Тим 5.19-20: «Тех [старейшин], кто продолжает грешить, обличай при всём народе, чтобы и остальным было боязно». Один из комментаторов даже написал: «Возникла серьезная проблема. Но Бог не покинул Свою Церковь. Церковь была спасена через Павла… Павлу была раскрыта полнота Евангелия; для него свобода язычников стала делом принципа, и он не переставал отстаивать его ни при каких обстоятельствах».{J. Gresham Machen, The Origin of Paul’s Religion, p. 102. Цитируется по изд.: Новый Библейский Комментарий, часть 3, с. 515}

<...>

Чем же закончился конфликт? Это нам неизвестно. Большинство комментаторов убеждено в том, что Павел одержал верх и сумел убедить и Петра, и всех присутствующих. Но и есть и иное мнение: Павел потерпел поражение, и антиохийская церковь в целом встала на сторону Петра. Это доказывается тем фактом, что Павел вскоре практически разорвал связи с Антиохией, сделав центром миссионерской деятельности Коринф, а затем Эфес (Деян 18.11; 19.10). Из Деяний мы узнаём, что он посетил Антиохию потом лишь один раз (18.22). Это же стало и основной причиной разрыва с Варнавой. Возможно, всё это заставило Павла заново продумать взаимоотношения в смешанной общине, состоящей из евреев и язычников и смягчить свою позицию, что отразилось в 1 Кор 8; 10.23–11.1 и Рим 14.1–15.6 (ср. также Деян 21.20-26).{Дж. Данн, Единство и многообразие, с. 254 <>} Кроме того, постоянно усиливается вражда к Павлу со стороны консервативно настроенных евреев-христиан (Деян 21.21; Псевдоклементины).

[ В.Н.Кузнецова.  
КОММЕНТАРИЙ НА ПИСЬМО ЦЕРКВАМ ГАЛАТИИ.  
М., 2003; стр.73-84  ]

* Дополнительно по теме смотри:
 ** комм. Мартина Лютера к Гал.2:16:
  *** с. Христ.Просвещ./rasylka/002/205.htm#0

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Когда Кифа пришел в Антиохию, я открыто выступил против него:
он повел себя предосудительно.
До того, как туда прибыли люди от Иакова,
он принимал участие в общих трапезах с бывшими язычниками,
а когда те явились в Антиохию, пошел на попятную и отделился
из страха перед сторонниками обрезания.
•Так же двулично, как он, повели себя и остальные евреи.
Двуличию этому поддался даже Варнава.
И вот, когда я увидел, что они уклоняются от прямого пути,
то есть от истинного смысла Радостной Вести,
я в присутствии всех заявил Кефе:
"Если ты, еврей, живешь как язычник, а не как иудей,
что же ты заставляешь язычников "иудействовать"?"
•Мы по рождению евреи, а не какие-нибудь “грешники-язычники”.
•Но мы знаем,
что ни один человек не будет оправдан делами Закона,
а только верой в Иисуса Христа.
Поэтому и мы поверили в Христа Иисуса,
чтобы получить оправдание верой в Христа, а не делами Закона,
так как делами Закона "не оправдается никто из живущих".*
(Гал.2:11-16)

Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Sep/22.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»