=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7)

*  11 сентября ст.ст., ср - {память преп. Силуана Афонского, †1938}
литургические чтения: Гал.3:15-22 #; Мк.6:7-13 # .
{Седмица 15-я по Пятидесятнице}

> Ст. 15 Братья, приведу пример из повседневной жизни: если человек сделает завещание по всем правилам, его никто не сможет ни опротестовать, ни что-либо к нему прибавить – Апостол переходит к примеру, который всем понятен,  потому что взят из обычной жизни. Но надо знать, что греческое слово «диат`эке» («завещание, последняя воля»), которым в Септуагинте было переведено еврейское слово «бер`ит» («завещание»; «договор, завет»), тоже приобрело второе значение «договор, завет». В этом отрывке апостол Павел употребляет его в обоих значениях сразу.

Всем известно, что правильно составленное и подписанное в присутствии свидетелей завещание имеет обязательную юридическую силу: его нельзя ни опротестовать, ни что-либо к нему прибавить.

Ст. 16Аврааму же и его потомку дал обещание Бог (заметьте, что сказано не «потомкам», как говорят, когда речь идет о многих, а «твоему потомку» – так говорят об одном, это Христос) – Этот стих немного нарушает последовательность мысли, поэтому многие комментаторы видят в нём распространенное приложение. Обещание, данное Богом Аврааму, называется тем же греческим словом, но в значении «договор». О нём говорилось выше, в ст. 8: «Через тебя все народы получат благословение Бога» (Быт 12.3). См. также Быт 15.18-21; 17.2-14; 18.18. Но здесь особенно важен текст Быт 22.18: «И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа моего». В Быт 26.4 и 28.13-14 потомству Авраама обещана земля (ср. Рим 4.13, где наследием названа вселенная).

Сказано не «потомкам» (буквально: «семенам»), как говорят, когда речь идет о многих, а «твоему потомку» (буквально: «семени») – так говорят об одном – В еврейском и греческом языках, как и в русском, «семя» – существительное собирательное, формально оно – единственного числа, но обычно означает множество (ср. русское «потомство», «молодежь», «юношество» и др.). Павел прекрасно знает это, он сам в Рим 4.18 говорит об Аврааме как об отце множества народов. Но здесь он сознательно играет на двойственности этого слова. Некоторые люди, читая этот текст, бывают неприятно удивлены, потому что им кажется, что апостол использует недозволенные приемы. Но нужно помнить, что в его времена экзегетические методы значительно отличались от современных, так что тогда в подобном толковании Павла не было ничего странного и недопустимого. Подобные примеры сохранились в Талмуде, где слова «з`ера» («семя») и «дам» (кровь») понимаются как обозначающие то единственное, то множественное число.

Обычно сынами Авраама называлось всё его последующее потомство (из него исключалось лишь потомство Измаила и Исава). Но в некоторых текстах семенем Авраама называется только Исаак, ведь Аврааму было обещано, что у него родится единственный ребенок от Сарры. Это, возможно, и послужило основанием для дальнейшего вывода, сделанного Павлом.

Это Христос – В еврейской, а затем и в христианской традиции Сыном Давида стал называться Мессия, а вовсе не Соломон. Здесь произошло то же «поглощение» менее важных промежуточных личностей, тем более что для Павла физическое родство значило гораздо меньше, чем духовное. Так истинным «святым семенем» Авраама становится Христос.

Ст. 17Этим я хочу сказать: Закон, который появился четыреста тридцать лет спустя, не может лишить силы утвержденный Богом завет и отменить то, что было в нём обещано – Этот стих продолжает аргументацию, начатую в ст. 15. Договор с Авраамом был заключен самим Богом. Он самодостаточен, т.к. исходит от Всевышнего. Закон же был дан в дни Моисея, спустя 430 лет. Кстати, в разных местах Библии приводятся разные данные: Быт 15.13 говорит о 400 годах, в то время как Исх 12.40 – о 430 годах. Иосиф Флавий считает 400 лет временем пребывания Израиля в Египте, а 430 лет временем от прихода Авраама в Ханаан до выхода народа из Египта. Впрочем, точное количество лет здесь вообще не важно, Павел просто повторяет традиционную в его кругах цифру. Важно только одно: Договор с Моисеем имеет гораздо более позднее происхождение и, следовательно, он не может отменить обещание, которое было дано раньше. Он ничего не может ни прибавить к нему, ни отнять. И надо также помнить, что в древности более раннее считалось более важным, чем появившееся позднее.

Здесь апостол действует точно так, как Иисус: ведь Господь тоже отменяет заповедь о разводе, установленную в Законе, возвращая Своих слушателей к исконному замыслу Бога о человеке (Мк 10.5-9); ср. также Мк 2.27). Павел обращается к завету Бога с Авраамом, потому что он является свидетельством бесконечной Божьей доброты, выразившейся в избрании Им народа Израиля в качестве Своего народа, в то время как Закон Моисея слишком многими понимался как средство достижения милости Бога через исполнение предписаний Закона.

Ст. 18Ведь если право наследования дает один только Закон, то его нельзя получить по обещанию. Но Бог именно так и дал Свой дар Аврааму – по обещанию! В человеческом обществе существуют некие единые правила наследования. Здесь то же самое: право на наследование дает либо Закон, либо обещание. Но в более раннем и, следовательно, более важном завете с Авраамом Бог дал дар по обещанию.

Наследие – Хотя первоначально завет/обещание Аврааму относился к материальным владениям (была обещана земля), это понятие вскоре приобрело духовный смысл и стало пониматься как обретение Божьего благоволения (2 Пар 6.27; Псалмы Соломона{Псалмы Соломона – произведение междузаветной литературы, имевшее большое влияние на умы людей I века.}; Гал 5.21; Деян 2.32; 1 Кор 6.9-10; Еф 5.5; Кол 3.24). Слово стало религиозным термином, получившим широкое распространение, но в нём уже отсутствует идея смерти завещателя. Павел здесь впервые употребил его, вероятно желая этим подчеркнуть, что Божьи обещания не могут быть отменены.

[ В.Н.Кузнецова.  
КОММЕНТАРИЙ НА ПИСЬМО ЦЕРКВАМ ГАЛАТИИ.  
М., 2003; стр.120-4  ]


Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Крест, - это самая мудрая книга, какую только можно найти.
Те, кто не знают ее, невежды, хотя бы даже они знали всё остальное.
Нет истинных ученых, кроме тех,
кто ее любит, обращается к ней, в нее углубляется.
Как она ни горька, но только вкусив эту горечь,
испытываешь наибольшее удовлетворение.
Чем больше у нее учишься, тем больше хочется с ней оставаться.
Время проходит с ней без скуки.
В этой школе узнаешь всё, что хочешь знать,
и никогда не пресытишься тем, что там вкушаешь*
(Иоанна Вианнэ (Кюре из Арса)*)

Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Sep/24.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»