=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7)

*  12 сентября ст.ст., чт - {Отдание праздника Рождества Богородицы}
литургические чтения: Гал.3:23-4:5 # ; Мк.6:30-45 # .
{Седмица 15-я по Пятидесятнице}

Ст. 26Ведь все вы через веру сыны Бога – <...> Этот раздел возвращает нас к теме сыновства – одной из самых важных для богословия Павла. Кроме того, в ткань этого отрывка вплетены другие основные темы главы: обещание (ст. 14), наследие (18), вера в Иисуса Христа (или верность Иисуса Христа) (ст. 22).

> Все вы – Слово «все», которым начинается этот отрывок, подчеркивает всеобщность веры и спасения. Это не только евреи, по праву избранничества входившие в Договор с Богом, но и язычники, некогда далекие от Бога и враждебные Ему. Сыны Бога – Так назывались все израильтяне, что отражено в обращении к Богу «Отец наш» (Ис 64.8; см. также Ис 1.2 и 30.1). Хотя Бог, будучи Творцом мира, был Отцом всего человечества, но с Израилем у Него были особые отношения. «Израиль – это Мой Сын, Мой первенец», – говорит Бог в Исх 4.22 (см. также Ос 11.1). Это означало, что народ был избран Богом для особой цели, для важной миссии, и он должен проявить абсолютное послушание Божьей воле. Кроме того, понятие «сынов» неразрывно связано с идеей наследования (см. 4.7). Ведь только сын имеет право на наследство. Раньше язычники, поверившие в Иисуса, были названы сынами Авраама, но сейчас они удостоены еще более высокого статуса: они – сыны Бога.

> В единении с Христом Иисусом – дословно: «в Христе Иисусе» <....>. «Иисус Христос есть Сын Божий» – это одно из самых ранних исповеданий Церкви (Деян 9.20; 13.33; Рим 1.3-4). Бог называет Его Своим Сыном после Его омовения Иоанном Крестителем (Мф 3.17; Мк 1.11), а также во время Преображения (Мф 17.5; Мк 9.7; Лк 9.35). Иисус – это единственный Сын Божий, потому что Он в совершенстве исполнил волю Отца. Но теперь христиане, мистически соединившись со своим Господом, войдя в Него как в некую корпоративную Личность, стали жить в Христе, а Христос в них, и благодаря этому единению они тоже стали истинными сынами Бога.

Ст. 27 – Ведь крестившись, чтобы соединиться с Христом, вы облеклись в Христа – Это единственное в письме упоминание о крещении. <...> Вера и крещение неразрывно связаны между собой, но при этом не заменяют друг друга. Павел понимал крещение не как христианский аналог прежнего обрезания, не как замену одного внешнего обряда другим, но как мистическое вхождение в Христа, как полное соединение с Ним.

> Крестившись – дословно: «вы были крещены». Страдательный залог глагола подчеркивает, что крещение совершается самим Богом (или Христом – ср. Еф 5.26). Крестившись, чтобы соединиться с Христом – дословно: «Крестившись в Христа». Есть разные толкования того, что значит «креститься в Христа». Возможно, перед нами сокращенная формула: «креститься во имя Христа» (ср. 1 Кор 1.13). Но, может быть, этим подчеркивается вхождение в Него, нераздельность их общего бытия, когда христианин, умерев вместе с Христом на кресте и вместе с Ним воскреснув, отныне живет новой жизнью в своем Господе.

<...> Облеклись в Христа – Это очень смелая метафора: крестившись, христианин «одевается в Христа». Ср. Рим 13.14: «Пусть одеянием вашим станет Господь Иисус Христос». В древности одежда значила нечто гораздо большее, чем сейчас. Она понималась не как что-то внешнее, меняющееся по прихоти моды или по желанию человека, а как нечто неразрывно связанное с человеком, словно его кожа. До сравнительно недавних времен одежда указывала не только на пол человека, но и на его социальный и религиозный статус. Так, в Библии переодевание мужчины или женщины в одежду другого пола рассматривалось как извращение Божьих путей, потому что мужчина в женской одежде становился в каком-то смысле женщиной и наоборот. Тело человека тоже называлось его одеждой, так что смерть понималась как раздевание, как нагота (ср. 2 Кор 5.2).

<...> для Павла «одевание в Христа» означает нераздельность существования, постоянное пребывание в Христе. Отныне христианин приобретает Его качества, разделяет Его природу. В других письмах апостол призывает сбросить с себя ветхого человека и облечься в нового (Еф 4.24; Кол 3.10). Этот новый человек для него идентичен Христу.

Ст. 28 – И нет уже ни еврея ни язычника, ни раба ни свободного, ни мужчины ни женщины <...>. Язычник – это человек по определению грешный, «беззаконный», действительно часто отличавшийся весьма низким нравственным уровнем; он не входил в завет с Богом, поклонялся идолам и, по мнению большинства евреев, был предназначен к погибели.

Хотя в Израиле отношение к рабам было гораздо мягче, чем в эллинистическом мире, всё же раб не был полноценным членом религиозного сообщества. В Греции и Риме в рабах иногда вообще не видели людей. Так, знаменитый греческий философ Аристотель называл рабов говорящими орудиями. Считалось, например, что варвары, особенно скифы, рождались для того, чтобы стать рабами.

> Ни мужчины ни женщины (дословно: «ни мужского ни женского») – В большинстве древних культур только в мужчине видели настоящего человека. Во многих языках, например, под словом «человек» понимается «мужчина». В Израиле только он был членом народа Божьего в полном смысле этого слова, только от него требовалось совершать паломничества, молиться каждый день и т.д. Женщина была угнетенным и подчиненным существом и полностью зависела от мужа. Т.к. у нее не было своего свободного времени, то она не была обязана совершать ежедневные молитвы и исполнять другие религиозные обязанности. Женщина была обязана проводить почти всю свою жизнь дома, почти не выходя из на улицу. Недаром высшей похвалой римлянке была эпитафия на могиле: «Сидела дома, шерсть пряла». Важно помнить, что, кроме социального неравенства, раб и женщина считались неполноценными существами и в религиозном отношении.

В еврейских утренних молитвах говорилось: «Благословен Бог, потому что Он не сотворил меня язычником; благословен <Бог, потому> что не сотворил меня рабом; благословен <Бог, потому> что не сотворил меня женщиной». Есть предание, что Фалес, великий греческий философ, живший в VI в. до н.э., благодарил судьбу за три вещи: что он родился человеком, а не животным, мужчиной, а не женщиной, греком, а не варваром. Это изречение приписывалось также Сократу и Платону.

> Все вы – одно существо в единении с Христом Иисусом – После того как люди, поверив в Христа, крестились «в Него», «оделись в Него», стали сынами Бога, смешно и нелепо вспоминать о тех разделениях, которые существуют в мире и некогда разделяли их. Новый путь спасения через веру уравнял евреев и язычников; женщины начинают играть в Церкви важную роль; свободные становятся рабами Господа, а рабы обретают свободу в Господе; в христианских общинах у рабов иногда более высокий статус, чем у их господ-христиан.

<...> Ср. 1 Кор 12.13: «Ведь все мы крещены одним Духом, чтобы стать одним телом: евреи и греки, рабы и свободные. Всем нам было дано испить одного Духа». См. также Кол 3.11: «И здесь уже нет ни грека ни еврея, ни обрезанного ни необрезанного, ни варвара ни скифа, ни раба ни свободного. Есть только Христос, Он – всё и Он – во всём!»

> Все вы – одно существо (дословно: «все вы – один [человек]») – Этот стих практически повторяет сказанное в ст. 26, но если там ударение падало на слово «все», здесь акцент на слове «один». Так у апостола постепенно формируется идея христианской Церкви как единого тела, в котором отдельные христиане являются его разными органами (см. Рим 12.4-5; 1 Кор 6.15-17; 10.17; 12.12-20; Кол 3.15; Еф 4.4-16). Апостол не призывает к отказу от всех отличий, будь они расовыми, половыми или социальными, но к их включению в это одно тело, что приводит к обогащению, взаимозависимости, взаимопомощи и служению друг другу.

Этот стих «особенно актуален в наши дни, когда мы сталкиваемся с разрушительной силой предрассудков. И независимо от того, каковы их истоки (этнические, социальные или основанные на разделении полов), мы должны не только радоваться Благой вести, которая не предусматривает никаких духовных предпочтений, но и научиться вести себя так, чтобы доносить эту истину находящемуся в смятении миру».{Новый Библейский Комментарий, ч. 3, с. 519}

Ст. 29 – А если вы – Христовы, значит вы – потомки Авраама и наследники того, что обещано – Этим стихом Павел заключает свою аргументацию: если все прежние различия между людьми потеряли силу, а важна только вера, выразившаяся в крещении, то отныне все христиане, соединившиеся с Христом, истинным Потомком Авраама (см. ст. 16), тоже становятся потомками Авраама, а следовательно, наследниками обещания. Ср. Еф 3.6: «И язычники получат то же наследие, и они – часть единого тела, и им тоже даны обещания Бога через Христа Иисуса в Радостной Вести».

[ В.Н.Кузнецова.  
КОММЕНТАРИЙ НА ПИСЬМО ЦЕРКВАМ ГАЛАТИИ.  
М., 2003; стр.137-45  ]

* Дополнительно по теме смотри:
 ** Комм. Мартина Лютера к Гал.3:25,28 :
  *** с. Христ.Просвещ./rasylka/002/208.htm#0

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

* Ведь все вы через веру сыны Бога в единении с Христом Иисусом.
 Крестившись, чтобы соединиться с Христом, вы облеклись в Христа.
И нет уже ни еврея ни язычника, ни раба ни свободного,
ни мужчины ни женщины –
вы все одно существо в единении с Христом Иисусом.
А если вы – Христовы, значит,
вы – потомки Авраама и наследники того, что обещано.
•Приведу вам еще один пример: пока наследник в детском возрасте,
он, хотя и владеет всем, ничем не отличается от раба
•и до наступления срока, указанного отцом,
находится под присмотром опекунов и управляющих.
•Так и мы: пока мы были детьми, мы были в рабстве у стихий мира.
•Но когда исполнилось назначенное время, Бог послал Своего Сына,
рожденного женщиной и подвластного Закону,
•чтобы выкупить на свободу подвластных Закону и усыновить нас.
•И в подтверждение того, что вы – сыны,
Бог послал в наши сердца Дух Своего Сына,
Дух, взывающий: "Абба! Отец!"
•Значит, ты больше не раб, ты – сын.
А если сын, то и наследник, им тебя сделал Бог.*
(Гал.3:26-4:7)

Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Sep/25.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»