=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7)

*  14 сентября ст.ст., сб -
Воздв`ижение Честн`ого и Животворящего Креста Господня
литургические чтения: 1Кор.1:18-24#; Ин.19:6-11,13-20,25-28,30-35# .
{Седмица 15-я по Пятидесятнице}

> ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ

Воздвижение честного и животворящего Креста Господня (14/27 сентября) празднует обретение Креста в IV веке св. Еленой (матерью императора Константина) и его последующее «избавление из персиянского пленения» императором Ираклием в VII веке, после чего он и был воздвигнут в церкви Воскресения в Иерусалиме. Начиная с этого времени «вселенское воздвижение Креста» празднуется во всех церквях христианского мира.

День этот сделался даже чем-то вроде государственного праздника в Византии, а Крест стал эмблемой империи и помещался на стенах государственных зданий и официальной одежде. В день праздника он публично воздвигался епископами и священниками. Они благословляли Крестом четыре стороны света, а люди в это время пели «Господи, помилуй». Обряд этот по-прежнему совершается в церквях после торжественного вынесения и воздвижения Креста в конце праздничной Всенощной, сразу же за славословием Утрени.

Тропарь праздника, - который, надо сказать, был национальным гимном Византийской и Российской Империй и пелся на всех торжественных церемониях, - первоначально был обращён с молитвой к Богу о спасении людей, даровании победы в войне и сохранении Крестом самого государства. В наши дни, как тропарю, так и другим песнопениям праздника было придано духовное значение: «сопротивные» понимаются как духовно беззаконные и грешные, последователи дьявола, а слова «православные христиане» заменяют имена бывших монархов.

+> Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы православным христианам на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. (Тропарь)

+> Вознесыйся на Крест волею (т.е. добровольно вознесший Себя на Крест), тезоименитому (т.е. носящему Твое имя) Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже: возвесели силою Твоею православныя христианы, победы дая им на супостаты, пособие (т.е. в помощь) имущим Твое оружие мира, непобедимую победу. (Кондак)

Хотя праздник Крестовоздвижения и возник как «политический», он имеет чрезвычайное значение в Церкви в наши дни. Он остаётся для нас днём поста и молитвы, днём, когда мы вспоминаем, что Крест – это единственный символ, достойный нашей безоговорочной верности, и что наше спасение зависит не от каких-либо земных побед, но от единственно-истинной и непреходящей победы Христова Распятия и нашего сораспятия с Ним. И когда мы возносим Крест и склоняемся перед ним в почитании и прославлении, то провозглашаем, что принадлежим Царству «не от мира сего», и что наше подлинное и вечное «гражданство» принадлежит, вместе со святыми, «Граду Божию».

Первое ветхозаветное чтение праздника говорит нам о «древе», превращающем «горькие» воды в «сладкие», - символ «Крестного Древа» (Исх. 15.22; 16.1). Второе чтение напоминает, что Господь наказывает и исправляет тех, кого любит, и что Божественная премудрость есть «древо жизни для тех, которые приобретают её, и блаженны те, которые сохраняют её» (Притч. 3.11-18). Эти слова также указывают на Крест, который, как гласит апостольское чтение этого дня, для призванных является Божьей силой и Божьей премудростью (I Кор. 1.18-25). Третье ветхозаветное чтение, отрывок из пророчества Исайи, говорит нам о «граде Божием», в котором иудеи и язычники будут обитать вместе и «припадут к ногам» Божьим и узнают, «что Я, Господь, - Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев» (Ис. 60.11-16).

+> Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим. (Тропарь поклонения Кресту)

Это главное песнопение Крестовоздвижения, длящегося восемь дней, многократно повторяется в богослужениях. На Литургии он заменяет «Трисвятое». Антифоны заменяются соответствующими строками из псалмов, непосредственно указывающими на крестное распятие Христово (Пс. 22, 74, 99). На Утрени, в евангельском чтении, Христос говорит, что когда Он будет вознесен на Кресте, Он привлечёт всех к Себе (Ин. 12.28-36). На Литургии же длинное евангельское чтение рассказывает о страстях Господних из того же Евангелия.

Можно сказать, что на Крестовоздвижение христиане как бы заново посвящают себя Господу и обещают свою совершенную верность, поклоняясь Его распятию и животворному Кресту, - таково сегодняшнее значение в Церкви этого дня поста и покаяния.

[ Прот. Фома Хопко. ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ  
Нью-Йорк: R.B.R, 1987; стр.203-5  ]

      ****** *******  ********   *********    **********
   *****    *       **        ***         ****
 ****           *         *          *             *    *
*** Дополнительно по теме см.:                           *
**  Свт. Мелитон Сардийский (II в.): Бог на Кресте        *
*   с. Христ.Просвещ./rasylka/002/202.htm#0                *
**  КРЕСТ в тематич. указателе сайте "ХП"                   *
*   с. Христ.Просвещ./temy/k.htm#krsthrst                    *
**  Яков Кротов. эссе КРЕСТНАЯ СМЕРТЬ                         *
*     ? krotov.info/yakov/vera/001276.html                     *
**  Исаак Сирин. О созерцании тайны Креста...                   *
*   www.krotov.info/history/07/sirin_al/sir_11.html             *
*   отрывок: с. Христ.Просвещ./rasylka/002/067.htm#0            *
**  Ж.-Р.Буше. Крест, следование за Христом                     *
*   с. Христ.Просвещ./rasylka/002/185.htm#0                     *
**  митр. Антоний Блум. Познать радость Воскресения можно       *
**                      только познав трагедию Креста           *
*   с. Христ.Просвещ./rasylka/002/159.htm#0             ** ** **
 ********************************************************

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Проповедь о Распятом — глупость для тех, кто идет путем погибели,
а для нас, идущих путем спасения, — это Божья сила.
Ведь в Писании сказано:
"Погублю мудрость мудрых / и разум разумных отвергну".
И где тот мудрец? Где тот знаток? Где теперь мыслитель этого века?
Разве Бог не явил всю глупость мудрости этого мира?
Поскольку, как замыслил в Своей мудрости Бог,
мир своей мудростью не познал Бога,
Он пожелал спасти верующих "глупостью" Вести.
Потому что в то время как евреи требуют в доказательство чудес,
а греки ищут мудрости,
мы возвещаем Христа, распятого на кресте!
Для евреев это — камень преткновения, для язычников — глупость,
а для тех, кто призван — и евреев, и греков, —
это Христос, явивший собой и Божью силу, и Божью мудрость.
Потому что Божья "глупость" мудрее людей,
и Божья "слабость" сильнее людей!*
(1Кор.1:18-25)

Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Sep/27.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»