=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7)

*  18 сентября ст.ст., ср - {Попразднство Воздв`ижения Креста}
литургические чтения: Еф.5:25-33 #; Лк.4:1-15 # * .
{Седмица 16-я по Пятидесятнице; ряд. чт-я 18-й седм.}

> Наше место в рассказе об искушении в пустыне

> Разумеется,   первое  желание  читателя,  тем более -   христианина,
> это  поставить себя на место Христа.  Так,  например,  поступил один
> из  героев  романа  Достоевского  "Братья Карамазовы": все искушения
> сатаны  -   искушение  властью,   чудом,   тайной  -   он расценивал
> как обращенные к себе, к каждому человеку, претендующему на вождение
> другими  людьми.  Увы!  с таким же правом мы можем в притче о мытаре
> и  фарисее ставить себя на место Бога Невидимого.   Как ни печально,
> в  этом   рассказе   речь  идет  о тех  угрозах  Царству  Небесному,
> которые  исходят  не  от  Христа  -  и  не могут исходить от Христа,
> бессмысленно  было бы ожидать иной реакции от Него на эти искушения,
> а  потому  бессмысленно  считать  Его  главным героем повествования.
> Христос  говорит о тех угрозах Царству,  которые  исходят  от людей.
> Мы  должны  всмотреться  в  сатану:  мы не увидим  ни страшных  язв,
> не  почувствуем  запаха  серы,  не обнаружим косматых лап. Мы увидим
> только  самих  себя  -   и  если  мы  увидим себя  на месте  сатаны,
> мы  поймем,  откуда  нас вытаскивает Бог и почему Он вынужден делать
> это лично.

> Не  надо  взвизгивать,  словно институтка, при предложении поставить
> себя    на  место    сатаны.   Мы же  становимся  на место  мытаря -
> а   оно   не так уж   хорошо   пахнет.     Мы   говорим:   "Согреших
> паче  блудницы"  -  и  говорим  довольно спокойно, а то и мелодично,
> нараспев;  и  никто  не  выгоняет нас из храма, наоборот. Скажем же:
> прости, Господи,  за то,  что мы искушаем тебя как сатана в пустыне.
> И Он простит. Он уже простил. Краткий рассказ об искушении от сатаны
> предваряет  пространный  -  до  самой последней точки евангельской -
> рассказ об искушениях от людей,  которые все ведь прощены  Голгофой.
> И  те  искушения  либо  глупее  и мельче сатанинских,  либо  вровень
> с ними, иногда - более человеческие, но никогда - более благородные.
> Род сатаны не менее благороден, чем род Адама.

> <...>

> В  определенном смысле,  может показаться,  что походить  на дьявола
> не  так  плохо:   ведь   он   всё  же   ангел,    хоть   и   падший.
> В том и заключалось искушение  Адама  и  Евы:   "Будьте  как  боги".
> Сатана  не  предлагал  быть  богами,  он предлагал быть  как  боги -
> т.е.  стать ангелами, ибо ангел, по определению, это и есть существо
> "как   бог"   -   бестелесное,   достаточно  вездесущее,  достаточно
> могущественное, только вот - не творец,  а слуга.  Ангел -  как бог,
> но всё же не бог. Сатана - ангел, который хочет быть только как бог,
> а вторую половину определения - "но всё же не бог" - пытается замять
> и  заболтать  до  такой  степени,  чтобы вышло, что он всё-таки бог.
> Падший  человек  - на бытие божие уж не претендует, а вот "как бог",
> ангелом быть всё время пытается. Потому и падает.

> Суть  ангела  -  в служении.   Сатана -   это  ангел,   отказавшийся
> служить. <.....>

> Человек   несомненно   выше   ангелов.    Мы   сто`им   одновременно
> и на ступеньке служения - он может и должен служить Богу, как служат
> ангелы  -  но  мы  и  на  ступеньку  выше поставлены: может и должен
> соработать Богу в Его творчестве,  быть хозяином мира поручено  ему,
> а  не  ангелам, и ангелы столько же помощники людям, сколько и Богу.
> Человек  должен  быть  ангелом  - и еще чем-то. Но ангелом он должен
> быть,  и  именно  поэтому  каждый,  подобно <сатане> волен выбирать,
> какое  из двух обращений Божиих он осуществит: "отойди" или "служи".
> Вся  беда  в  том,   что  именно   двойственность   нашей   природы,
> ее  "человекоангельность"  (именно  так:  на  первом  месте        -
> человечность)  мешает  нам  подниматься до сверхвысоты человеческой,
> искушает  нас  не  соработать  Богу,   и одновременно  искушает  нас
> не опускаться до высоты ангельской, Богу не служить.

[  Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ  
www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/04_03.htm  ]

/окончание в след. выпуске!/

-------------------------------------
* Параллели к еванг. чтению: Мф.4:1-17; Мк.1:12-15.

          /*** Ссылки по теме еванг. чтения: **************\
          |•Размышления Я.Кротова о Мф.4:1 (||Лк.4:1):     |
          |   www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/04_01.htm  |
          |•Другие размышления Я.К. о Мф.4:3 (||Лк.4:3):   |
          |  Искушение как попытка познания /              |
          |   Откуда мы знаем об искушении в пустыне /     |
          |    Ответ без ответа                            |
          |    www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/04_03.htm |
          |•другой отрывок из эссе                         |
          |  "Наше место в рассказе об искушении в пустыне"|
          |  в вып. расс. №322:                            |
          |  с. Христ.Просвещ./rasylka/003/322.htm#0       |
          `================================================'

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Иисус, исполненный Святого Духа, возвратился с Иордана
и был уведен Духом в пустыню,
и там сорок дней Его испытывал дьявол.
Все эти дни Иисус ничего не ел и под конец проголодался.
Дьявол сказал Ему:
'Если Ты — Сын Бога, скажи этому камню, пусть станет хлебом'.
Иисус ответил:
'В Писании говорится: "Не только хлебом должен жить человек"'.
Затем дьявол с высоты показал Ему в мгновение ока все царства мира.
Дьявол сказал Ему:
'Я отдам Тебе эти царства со всей их мощью и блеском.
Всё это мне отдано, и я могу передать кому захочу.
Так вот, склонись передо мной — и всё будет Твое'.
Иисус ему ответил:
'В Писании сказано:
"Господу, Богу твоему, поклоняйся / и Его одного почитай"'.
Тогда дьявол привел Его в Иерусалим,
поставил на самый верх Храма и сказал:
'Если Ты — Сын Бога, бросься отсюда вниз.
Ведь Писание говорит, что Бог
"ангелам Своим повелит оберегать Тебя"
и что
"они на руки подхватят Тебя, /
чтобы нога Твоя о камень не споткнулась"'.
Иисус ответил:
'Сказано: "Не испытывай Господа, Бога твоего"'.
И дьявол, исчерпав все искушения, на время Его оставил.
Облеченный силой Духа, Иисус вернулся в Галилею.
Молва о Нём прошла по всем окрестностям.*
(Лк.4:1-14)

* * *
*Мужья, любите жен, как Христос полюбил Церковь.
Он отдал Свою жизнь ради нее,
чтобы посвятить ее Богу Своим словом;
Он очистил ее, омыв водою в купальне,
чтобы она предстала перед Ним во всей красе —
ни пятна, ни морщины, ни другого изъяна, —
то есть святой и непорочной.
Так и мужья обязаны любить своих жен — как свое собственное тело.
Кто любит жену, тот любит себя.
Еще не было человека, который ненавидел бы свою плоть.
Наоборот, он питает ее и лелеет, как Христос — Церковь,
потому что мы — части Его тела.
"Вот почему оставит человек отца и мать и привяжется к жене,
и станут двое одной плотью".
Здесь есть великая тайна,
но я так понимаю, что слова эти относятся к Христу и Церкви.
И вы тоже, каждый из вас, должны любить своих жен, как самих себя.
И жена пусть почитает мужа.*
(Еф.5:25-33)


Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Oct/1.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»