=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость вам и мир от Бога, нашего Отца и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2)

*  23 сентября ст.ст., пн - {Зачатие Иоанна Крестителя}
литургические чтения: Флп.1:1-7; Лк.4:37-44;
Предтече: Гал.4:22-31; Лк.1:5-25 .
{Седмица 17-я по Пятидесятнице; ряд. чт-я 19-й седм.}

> <Гал.4.24> – =Рассказ этот имеет иносказательный смысл= – Считалось,
> что   Священное   Писание  допускает  множество  разных  толкований,
> в   том   числе   и  иносказательное,  аллегорическое.  Так,  Филон,
> зачинатель знаменитой александрийской аллегорической школы экзегезы,
> часто  обращался   к  этому   рассказу   и  дал  свое  истолкование.
> Он  не  принимал  во  внимание,  а  возможно,  и  полностью  отрицал
> исторический  характер  библейских  повествований, видя в них только
> аллегории.   Согласно   Филону,   Авраам   есть  человеческая  душа,
> взыскующая истинного знания, т.е. познания Бога. Поэтому он вступает
> в   союз      с  Саррой     (+евр.+   «Сар`а»   значит   «княгиня»),
> которая символизирует собой Божественную мудрость. Вот почему Авраам
> должен  слушаться   ее   и  повиноваться  всему,   что  она  скажет.
> Но   этот   союз   был   преждевременным   и   поэтому   бесплодным.
> Сарра  отсылает Авраама к Агари, т.е. к начаткам знаний, к светскому
> образованию.  Агарь  верно  изображена  служанкой Сарры. Этот «брак»
> тотчас  принес  плоды.  Позже Авраам  успешно  соединился  с Саррой,
> так  что  она  не  только  родила  ему  сына,  но  и  стала  матерью
> бесчисленного    потомства.    Так    осуществилось   парадоксальное
> утверждение, что «бесплодная женщина – самая плодовитая».

> Этот  контраст  между  двумя женщинами Филон  пытался  воспроизвести
> и  между  их сыновьями, давая аллегорическое истолкование их именам.
> Т.к.   имя   Исаак  значит  «он  смеется»,  то  Филон  вынужден  был
> противопоставить     Измаила     Израилю.    Первое   имя,    Измаил
> (+евр.+  Ишма`эль),  истолковано  как  «слышащий  Бога»,  второе же,
> Израиль  (+евр.+  Исра`эль),  как  «видящий Бога». В экзегезе Филона
> Измаил  и Исаак противостоят друг другу: Исаак представляет мудрость
> мудрецов, в то время как Измаил – софистику софистов.

> Но сходство между Павлом и Филоном  кажущееся,   скорее  формальное,
> чем  реальное.  Александрийского экзегета не интересует историческая
> истина,  он  отрицает буквальный смысл Торы,  пытаясь извлечь из нее 
> полезное  и  сокровенное  учение.    Аллегорический   метод   служил
> для   Филона   инструментом   формулирования   сложных   философских
> построений. 

> Павел   же,   напротив,  никоим  образом  не  отрицает  историческую
> достоверность    библейского   повествования.   Истолковывая   текст
> иносказательно,  аллегорически или типологически,  он хочет  указать
> на   дополнительный,      скрытый     от  глаз    духовный    смысл,
> который   присутствует   в  тексте  помимо  буквального.   Возможно,
> более  правильным  будет  понимание:  «Этот рассказ содержит  в себе
> и более глубокое  значение». Так, например, считал и Иоанн Златоуст,
> говоривший,   что   апостол,  «расширяя  значение,  называет  именем
> аллегории    то,     что    является    типом»,    т.е.  прообразом.
> Большинство  современных  комментаторов  тоже   предпочитают  видеть
> в  этом  отрывке  образец   не  аллегории,    а  типологии{Типология
> (от +греч.+ «т`юпос – «тип, прообраз») – метод толкования Священного
> Писания, при котором прообразы (личности, события, ситуации,
> изречения и т.п.), запечатленные в одних книгах Библии, толкуются
> как символы, указывающие на личности и события в других книгах
> Библии. См. А.Мень, Библиологический словарь, т.2, с.499.}

> «Для  Павла  не было простым совпадением, что история из Бытия имела
> такие  важные   точки   соприкосновения  с проблемой  иудействующих.
> Эти   параллели     представлены     в  форме    противопоставлений:
> Агарь  /  Сарра;  раб  /  свободный;  синайский завет / новый завет;
> современный  Иерусалим  /  вышний  Иерусалим;  рождение  по  плоти /
> рождение   по обетованию;         преследователь   /   преследуемый;
> отверженный / наследник».{Новый Библейский Комментарий, ч.3, с.522}

[  В.Н.Кузнецова.  
КОММЕНТАРИЙ НА ПИСЬМО ЦЕРКВАМ ГАЛАТИИ.  
М., 2003; стр.177-9  ]

****** ******* по теме "Зачатье Иоанна Крестителя" см.: ******* ******
•"О ветхозаветной праведности" - проп. свящ. Вячеслава Резникова
                     http://www.pues.ru/orthodox/propov/zjp.htm?print
•"О доверии Богу" - проп. иером. Григория Лурье
        st-elizabet.narod.ru/grr_propovedi/2001_2002/prop02_10_06.htm
•размышления Якова Кротова к Лк.1:15
                  www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_01_15.html
•статья "Иоанн Креститель" в "Словаре святых Католической Церкви"
                      http://Christian.ru/cgi-bin/saints.pl?entry=838
======================================================================

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Однажды, когда Захария совершал богослужение
(подошла очередь служить священникам его смены),
ему выпало по жребию, как это было принято у священников,
воскурить благовония на жертвеннике.
Он вошел в Храм Господень,
а весь народ в то время, как воскурялись благовония,
стоял снаружи и молился.
И вдруг явился ему ангел Господень. ...
Увидев его, Захария растерялся, и его охватил страх.
Но ангел сказал ему:
"Не бойся, Захария: твоя молитва услышана.
Жена твоя Елизавета родит тебе сына, и ты назовешь его Иоанном.
Он даст тебе великую радость, /
и многие будут радоваться его рождению.
Ибо он будет велик в глазах Господа, /
не будет пить ни вина, ни пива,
но исполнится Духа Святого / с самого его рождения.
Многих из народа Израиля / вернет он Господу, их Богу.
И сам он будет идти впереди Господа, / духом и силой подобный Илие,
чтобы сердца отцов и детей обратить друг к другу, /
непокорных вернуть на путь праведности
и приготовить народ к приходу Господа".
Захария спросил ангела:
"А как я узнаю, что это правда?
Ведь я старик, и жена моя уже немолода".
Ангел ответил ему:
"Я Гавриил, я стою перед Богом.
Он послал меня говорить с тобою
и возвестить тебе эту радостную весть.
То, что я тебе сказал, исполнится в свое время.
Но так как ты не поверил моим словам,
ты лишишься речи и будешь молчать до тех пор,
пока всё это не исполнится".
Тем временем народ ждал Захарию
и недоумевал, почему он задерживается в Храме.
Захария вышел, но говорить не мог.
Они поняли, что в Храме ему было видение.
Он подавал им знаки руками, оставаясь немым и глухим.
Когда закончилось время его служения, он вернулся домой.
Вскоре его жена Елизавета забеременела
и первые пять месяцев не покидала дома.
"Это сделал для меня Господь,
пожелавший снять с меня позор, который я терпела от людей", —
говорила она.*
(Лк.1:8-25)

Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Oct/6.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»