=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

* 29 сентября ст.ст., воскресенье
литургические чтения: 2Кор.11:31-12:9; Лк.6:31-36 * .
{17-е воскр. по Пятидес.; чтения 19-го воскр.}

> "Враг"  не  был  для  учеников  <Иисуса> пустым понятием. Они хорошо
> знали  его.  Они встречали его ежедневно. Это были те, кто боялся их
> как  разрушителей  веры  и законопреступников, <..> кто их ненавидел
> поскольку  они оставили всё во имя Иисуса, не считаясь ни с чем ради
> единения  с  Ним,   <..>  те,   от  кого  они,   по  слабости  своей
> и     смиренности,     претерпевали    обиды    и    издевательства,
> это  были  гонители,  которые  в  кучке учеников чуяли поднимающуюся
> революционную   опасность   и  <стремились   уничтожить  их>. <....>
> Другой   враг,   о  котором  должен   был   думать   каждый   еврей,
> был  политический  враг  в  Риме.  <...>  Рядом  с этими враждебными
> группами  была  еще  и  личная вражда,  которая <тому,  кто  не идет
> за большинством, грозит ежедневной клеветой, позором и угрозами>.

> Правда,  в  Ветхом Завете нет ни одного места, где заповедывалась бы
> ненависть  к  врагу.  Более того, существует заповедь любви к врагам
> (Исх.23,4  и след., Прем.25,21 и след., Быт.45,1 и след., 1Цар.24,7,
> 2Цар.6,22 и др.).  Но Иисус говорит  здесь  не  о природной  вражде,
> но  о  вражде  народа  Божия  в  отношении  мира. Войны Израиля были
> единственными  "священными"  войнами,  которые были в мире. Они были
> войнами Бога против мира  идолов.   Иисус  не осуждает  эту  вражду,
> иначе  Ему надо было бы осудить  всю  историю  Бога  и  Его  народа.
> Более   того,  Иисус  подтверждает  Ветхий  Завет.  <...>  Но  Своей
> заповедью  Он  вновь  выделяет общину Своих учеников из политических
> раскладок  народа Израиля.  Тем самым  упраздняется  война  за веру,
> тем  самым  Бог  положил обетование победы над врагом в божественной
> любви.

> Любовь  к  врагам   является   невыносимым   препятствием  не только
> для  естественного  человека.  Она  выше  его  сил,    она  нарушает
> его  понятия  о  добре  и зле. Важнее, что законопослушному человеку
> любовь   к   врагам  кажется  прегрешением  против  закона  Божьего:
> отделение  от  врага  и  осуждение его - требование закона. Но Иисус
> берет  божественный  закон в Свои руки и толкует его. Одоление врага
> через любовь к врагу - в этом Божья воля в Его законе.

> Враг  в  Новом  Завете  всегда  тот,  кто враждебен мне. <...> врагу
> должно   причитаться   то   же,  что  причитается  брату,  -  любовь
> <последователя  Христа>.  Поступки  ученика  не  должны определяться
> поступками  людей,  но  только  поступками Иисуса. У них только один
> источник - воля Иисуса.

> Речь о враге, о том, кто остается врагом, не смиренным моей любовью,
> кто  не  прощает  мне  ничего, когда я ему прощаю всё, кто ненавидит
> меня,  когда я его люблю, кто позорит меня тем больше, чем серьезнее
> я  ему  служу.  "За  любовь  мою  они  враждуют на меня, а я молюсь"
> (Пс.108,4).  Но не о том должна вопрошать любовь, натолкнется ли она
> на  противление,  -  наоборот,  она ищет того,  кто в ней нуждается.
> Но  кто  же  более  нуждается  в  любви,  как не тот,  кто сам живет
> в ненависти безо всякой любви?  Итак,  кто же достоин  любви  более,
> чем  мой  враг? <...>

> Никакого  различия  не знает эта любовь между разными видами врагов,
> кроме  одного:  чем  враждебнее  враг, тем сильнее требуется от меня
> любовь.  Будь то политический, будь то религиозный враг, он не может
> ожидать ничего другого от последовавшего Иисусу, кроме безраздельной
> любви.  Никакого  разлада  не знает эта любовь также и во мне самом,
> между  мной как лицом частным и как служителем. И там и тут я един -
> либо  же  я  вообще  не  служу,    я  не последовал  Иисусу  Христу.
> Меня  спросят:  как  сотворить  эту  любовь?  Иисус говорит об этом:
> благословлять,  творить  благо,   молиться -  без условий,  невзирая
> на личность.

> "Люб`ите врагов  ваших".  В  то  время как в предшествующей заповеди
> говорится  только  о  непротивящемся  претерпевании зла, здесь Иисус
> идет  гораздо дальше.  Мы не только должны терпеливо переносить  зло
> и  носителей  зла,   не только не отвечать ударом на удар,   но  еще
> и  в  сердечной  любви  содействовать  нашему врагу. Никакая жертва,
> которую  любящий  может  принести  любимому,  не  может быть слишком
> велика  и  слишком  дорога для наших врагов. <...> Сопричастны ли мы
> тем  самым и его злу?  Нет,  ибо как же  может  любовь,   родившаяся
> не  из  слабости, но из силы, приходящая не из страха, но из правды,
> быть  виноватой  в  ненависти другого? И кого одарить такой любовью,
> как не того, чье сердце подавлено ненавистью?

> "Благословляйте  проклинающих  вас".  Если  нас  настигает проклятие
> врага,  если  он не может перенести нашего присутствия, то мы должны
> поднять  руки  для  благословения:  вы,  наши враги, благословленные
> Богом,   ваше  проклятие не может оскорбить нас,  но ваше  убожество
> да  исполнится  Царства  Божия, благословения тех, на кого вы тщетно
> нападаете.  Мы готовы  полностью  принять  на себя  ваше  проклятие,
> <так что> вы в итоге получите только благословение.

> "Благотворите  ненавидящим  вас".   Это  должно  пребыть   не только
> в  словах,  но  и  в  мыслях.  Благотворение  вершится  всеми делами
> повседневной жизни.  "Итак,  если враг твой голоден,   накорми  его,
> если жаждет, напой его" (Рим.12,20). Как брат в нужде поможет брату,
> перевяжет  его  раны,  облегчит  его  боль,  так пусть и наша любовь
> поступит с врагом.  Где в мире нужда глубже,  а раны и боли тяжелее,
> как  не  у нашего  врага?   Кому  благодеяние  нужнее  и  радостнее,
> как не нашему врагу? "Давать радостнее, чем брать" <(Деян.20,35)>.

> "Мол`итесь  за обижающих вас и гонящих вас". Это вообще запредельно.
> Молясь,   мы  ступаем  навстречу  врагу,  переходим на его  сторону,
> мы  перед  Богом  с ним,  при нём,  за него.  Иисус не обещает  нам,
> что  враг,  <которого  мы  любим,  которого  благословляем, которому
> творим добро>,  не будет обижать и гнать нас.  Он это будет  делать.
> Но  в  этом-то  он  и  не  сможет   нам  повредить  и  одолеть  нас,
> если  последний  шаг  к  нему  мы  сделаем  к  нему в заступнической
> молитве.   И  вот  теперь  мы берем на себя его  бедность  и  нужду,
> его  вину  и  потерянность, вступаемся за него перед Богом. Делаемся
> заступниками  за  него,  чего сам он не может. Всякая обида от врага
> только теснее связывает нас с Богом и с нашим врагом. Всякое гонение
> может  служить  только  тому,   чтобы  враг стал ближе  к примирению
> с Богом, чтобы любовь стала неодолимой.

[ Дитрих Бонхёффер. СЛЕДУЯ ХРИСТУ. (Мф.5:43-48)  
SGP, 1992; стр.103-7  ]

-----------------------------------
* параллели к еванг. чтению: Мф.5:44-48;
эпизод №50 по "Брюссельскому согласованию" (http://krotov.info/spravki/temy/h/hri_chro.html)

 =========== Ссылки по теме   ==========   ============
 |> Я.КРОТОВ. "ЛЮБОВЬ К ВРАГАМ: СДАЧИ НЕ НАДО: Мф.5:46"
                с. Христ.Просвещ./rasylka/002/113.htm#0
 |> Н.БЕРДЯЕВ о христианском отношении к грешным и злым
                с. Христ.Просвещ./rasylka/002/218.htm#0
 |> К.С.ЛЬЮИС о любви  к себе   и    любви     к врагам
                с. Христ.Просвещ./rasylka/003/467.htm#0
 |> Я.КРОТОВ. ХРИСТИАНСТВО И ПАЦИФИЗМ
    www.krotov.info/yakov/2_chlvek/3_dobrota/2_1_voyna.htm
                                (2-й текст на странице)
 |> тема "Любовь к врагам" в темат.  указателе    сайта
                с. Христ.Просвещ./temy/l.htm#liubvrga  
 ......................................................
 = Др. отрывки из кн. Д.Бонхёффера "СЛЕДУЯ ХРИСТУ"   ==
 ==                                        в рассылке =
 •НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ. Вывод:
                с. Христ.Просвещ./rasylka/003/481.htm#0
 •Мф.6:25-34 ("Не заботьтесь!"):
                с. Христ.Просвещ./rasylka/003/482.htm#0
 •Мф.10:26-39 (Настало время решений, меч, Крест, Суд):
                с. Христ.Просвещ./rasylka/003/508.htm#0
 ======================================================

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

Иисус сказал:
"Всё, что хотите, чтобы делали для вас люди, / делайте для них и вы.
Если вы любите тех, кто любит вас, / в чём тут ваша заслуга? /
Ведь и грешники любят тех, кто их любит.
И если вы помогаете только тем, кто помогает вам, /
в чём тут ваша заслуга? / И грешники делают то же.
И если вы даете взаймы только тем, /
от кого надеетесь получить обратно, / в чём тут ваша заслуга?
И грешники грешникам дают взаймы, /чтобы потом получить долг обратно.
А вы поступайте не так! / Люб`ите своих врагов,
помогайте и давайте взаймы, / ни на что не надеясь в ответ.
Тогда вас ждет великая награда: / вы будете сынами Всевышнего, /
который добр даже к неблагодарным и злым.
Будьте милосердны, / как милосерден ваш Отец".
(Лк.6:31-36)

* * *
*Как сотрудники Бога, мы просим вас:
пусть Божья доброта, данная вам в дар, не будет напрасна.
Ведь Он говорит:
"В благоприятное время Я услышал тебя, /
в день спасения Я помог тебе".
И вот теперь оно — то благоприятное время, теперь день спасения!
Мы никому не ставим никаких препон,
чтобы не навлечь нареканий на наше служение!
Напротив, мы во всем проявляем себя истинными служителями Бога:
терпеливо и стойко переносим беды, нужду, несчастья,
побои, тюрьмы, бунты, изнурительный труд, бессонные ночи, голод.
Мы доказываем это чистотой, знанием, стойкостью, добротой,
Святым Духом, неподдельной любовью, словом истины, Божьей силой.
Наше оружие — праведность, мы им и нападаем, и защищаемся.
Мы готовы к чести и к бесчестью, к клевете и к доброй славе.
Нас принимают за лжецов, а мы искренни.
За людей безвестных, а нас знают все.
За умерших, а смотр`ите, — мы живы.
Нас казнят, а мы не убиты.
Нас печалят, а мы всегда радуемся.
Мы бедны, а многих делаем богатыми.
У нас нет ничего, а мы владеем всем.*
(2Кор.6:1-10)


Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Oct/12.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»