=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость вам и мир от Бога, нашего Отца и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2)

* 12 октября ст.ст., сб -
литургические чтения: 2Кор.3:12-18#; Лк.6:1-10# .
{Седм. 19-я по Пятидесятнице, ряд. чт-я 21-й седм.}

-> Скажите, пожалуйста, хотя бы в двух словах: как соотносится свобода
->                                          человека и Промысел Божий?

> Свобода  —  неизбежное условие взаимной любви. Св. Максим Исповедник
> говорит,  что  Бог  может  сделать  всё;  одного  только Он не может
> сделать:  заставить  человека  Его  любить, потому что любовь должна
> быть  свободным  даром.  Поэтому  свобода — абсолютно основоположное
> состояние  для  мира.   Бог  есть  любовь,   Он Себя отдает до конца
> и  открывает  Себя нам так,  чтобы и мы могли принять Его  до конца,
> а  принимая  Его  до  конца  —  и  себя  Ему  отдать.  Поэтому  наше
> представление  о  свободе  как  о  возможности  порой хладнокровного
> головного выбора – уже греховное состояние.  Состояние,  при котором
> я  могу хладнокровно выбирать между жизнью и смертью,   между добром
> и  злом,   между  Богом  и  Его  противником    —   уже  не свобода,
> не та царственная свобода, о которой говорится.

> И  в  этом  разрезе  интересны  слова,  которые  обозначают свободу.
> Латинское  слово  libertas,   которое   дало   столько   ответвлений
> по  политической  линии,  —  это  состояние  перед  законом  ребенка
> свободнорожденного   от   свободных   родителей.   Он   от  рождения
> самовластен, свободен, принимается как свободный гражданин; а вместе
> с  этим,  говоря  уже практически, он может эту свободу осуществить,
> только  если  он   над собой  имеет  власть  и  не является  жертвой
> своих  желаний,   своих  страстей,   своих  страхов и т.д.   Значит,
> это  зачаточное  положение,  в  котором человек рождается свободным,
> может   быть  удержано  только  =подвигом=  верности  этой  свободе,
> верности своему достоинству.

> Второе слово, которое в этом смысле важно, интересно, это английское
> freedom,  немецкое  Freiheit:  они  оба  происходят от санскритского
> слова,  которое  как  глагол означает “любить”  или  “быть любимым”,
> а  как  существительное   —   “мой  любимый”   или   “моя  любимая”.
> И это указывает на то,   что полнота свободы,   сущность свободы   —
> такая  взаимная  любовь,   которая не ограничивает,   не притесняет,
> не  порабощает, не съедает как бы другого, а его выпускает в полноту
> бытия.   Поэтому,   когда  мы  говорим о свободе,  мы говорим именно
> об  этой  свободе.   И  очень интересно,  что в книге пророка Исаии,
> в  отрывке,  который  читается  под  Рождество об Эммануиле, о Сыне,
> Который родится от Девы, сказано, что раньше чем Он сумеет различить
> добро  от  зла,   Он  безоговорочно  выберет   добро,    потому  что
> Он  рождается  незапятнанный  грехом  и поэтому  притяжения  к греху
> у Него нет.

> Теперь  что  касается  человека  и  Промысла Божия. Мы живем в мире,
> который  оторвался  от  Бога,  который  изуродован  и  в котором Бог
> действует,   но ограничен нашей свободой.  Он  свободно,   по любви,
> дает  нам  возможность  быть  тем,  что  мы  есть. Есть на этот счет
> выкладка    Хомякова    (хотя   очень  сомнительная  филологически),
> где    он   выводит   слово  “свобода”  от двух  славянских  корней,
> которые   значат     “быть   самим   собой”;   но  в конечном  итоге
> оно  так  и  есть,  даже  если  это филологически никуда не годится.
> Человек,  с одной стороны, бывает призываем Богом, с другой стороны,
> бывает  прельщаем сатаной. Бог человека призывает к любви, не обещая
> ничего,     кроме  любви,     как  бы    не  подкупая    его  ничем;
> сатана   его   призывает   только  обещаниями,  которые  каждый  раз
> оказываются  лживыми  и  которые каждый раз возобновляются: “согреши
> снова,  потому  что ты не догрешил; если бы ты догрешил, всё было бы
> хорошо...” И кто-то из отцов Церкви говорит, что человек стоит между
> этими двумя волями: призывающей к жизни волей Божией и призывающей —
> но  прикрыто  —   к  смерти  со стороны сатаны.  И  его,   человека,
> роль  совершенно  решающая,  потому  что от того,  как он выберет  —
> и  судьба  мира меняется.  Поэтому соотношение человеческой  свободы
> и  Божьего  промысла  в  том,    что   Бог   человеку   подсказывает
> его  совестью,  подсказывает словом Священного Писания, подсказывает
> людьми  чистой жизни, подсказывает обстоятельствами жизни всё время:
> Вот  путь жизни... И от нас зависит выбрать его или нет; =заставить=
> нас  Бог  не  может.   Но  в результате того,  что мы так неуверенно
> и  колеблющеся  действуем,    происходит,    совершается  воплощение
> Сына   Божия,  Который  входит  в  этот  мир,  приобщается  к  нашей
> тварности, приобщается к ограниченности нашей тварности, порожденной
> грехом, не приобщаясь к греху, но приобщаясь к сломанности какой-то,
> и соучаствует во всей трагедии человека.

[  Митр. Сурожский Антоний  
О ПУТЯХ ВЕРЫ  
(в кн. ПУТИ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ)  
www.mitras.ru/pouty/very.htm  ]

 

        >>> ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ <<<
•Н.Бердяев: Дух свободы
                             с. Христ.Просвещ./rasylka/002/231.htm#0
•"Свобода" в тематич. указателе
                              с. Христ.Просвещ./temy/s/svoboda.htm#0

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Поскольку у нас есть такая надежда, мы говорим открыто и бесстрашно.
А не как Моисей, который закрывал покрывалом лицо,
чтобы сыны Израиля не увидели конца того, что идет к упразднению.
Но и теперь разум их ослеплен.
Вплоть до нынешнего дня это покрывало
при чтении текста Ветхого Договора остается неснятым,
потому что удаляется оно только благодаря Христу.
До сегодняшнего дня, когда читается Закон Моисея,
это покрывало лежит на их сердцах.
"Но всякий раз, когда человек обращается к Господу,
покрывало убирается".
Господь, о котором здесь говорится, это Дух,
а где Дух Господа, там свобода.
Мы же все, не закрывая лиц`а покрывалом,
видим, как в зеркале, сияние славы Господней
и преображаемся, становясь Его подобием и сияя все более яркой славой.
Это совершает Господь, а Он есть Дух.*
(2Кор.3:12-18)

* * *
*Однажды в субботу Иисус проходил через поле.
Его ученики срывали колосья, растирали их руками и ели зёрна.
А некоторые из фарисеев сказали:
"Вы зачем делаете то, чего нельзя делать в субботу!"
Иисус ответил им:
"А разве вы не читали, что сделал Давид,
когда сам он и люди его голодали?
Он вошел в дом Божий и, взяв жертвенный хлеб,
сам ел и дал своим людям,
а этот хлеб никому нельзя есть, кроме одних только священников. —
Иисус продолжал:
Сын человеческий — господин над субботой".
В другую субботу Иисус пришел в синагогу и учил.
Там был человек, у которого правая рука была сухая.
Учител`я Закона и фарисеи следили,
не станет ли Иисус лечить его в субботу,
чтобы можно было Его обвинить.
Но Иисус знал их мысли и сказал человеку с сухой рукой:
"Встань и иди сюда, на середину".
Тот встал.
Иисус обратился к ним:
"Я спрашиваю вас, что позволено делать в субботу: добро или зло?
Спасти жизнь или погубить?"
И, оглядев их всех, Иисус сказал человеку: "Протяни руку".
Тот сделал это — и рука стала здоровой.*
(Лк.6:1-10)


Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Oct/25.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»