=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость вам и мир от Бога, нашего Отца и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2)

* 2 ноября ст.ст., сб -
литургические чтения: 2Кор.11:1-6#; Лк.9:1-6#* .
{Седм. 22-я по Пятидесятнице, ряд. чт-я 24-й седм.}

?> Может ли безусловная преданность христианской истине совмещаться
?> с принятием возникшего в Новое время мировоззренческого плюрализма,
?> с серьезным отношением к чужим истинам?

> Я  думаю,   что  христианство  должно  себе  отдавать  отчет  в том,
> что  плюрализм,  который  сейчас  существует  и часто антагонистичен
> христианству,  является  результатом  того, что христианство не дало
> мировоззрения,  которое  было  бы  откровением новой жизни и радости
> людям.    Мы   ответственны   за  то,    что   люди   стали   искать
> других  мировоззрений,  ибо то,   что  мы  говорили  о христианстве,
> их  не могло удовлетворить.  Это одно,  первое;  и в данной ситуации
> мы  должны   сознавать,    что   мы   ответственны   за  все  ереси,
> за все отклонения,  за все несовершенства,  мы  ответственны  за то,
> что  люди  обращаются  и  на  Восток,   и   в  самые   дикие  секты,
> и   в  политические  и  общественные  мировоззрения  –   из-за того,
> что  не находят полноты в том христианстве,  которое мы  проповедуем
> и  которое мы проявили. С другой стороны, несомненно (т.е., для меня
> несомненно,  конечно,  это  не  обязательно для другого несомненно),
> если  посмотреть  на  все христианское общество в его разделенности,
> что  нет  ни одной христианской группировки, которая (именно потому,
> что  она  отделилась  от других по признаку какой-то интуиции о том,
> что  то или другое – колоссально важно) не могла бы христианский мир
> в  целом  не  приблизить  к  полноте,    которая  отчасти  потеряна.
> Это относится и к Православию: у нас есть, что давать, но у нас есть
> и  чему учиться и в нравственности, и в делании, и в понимании того,
> что  мы  сами  проповедуем.  Так что я  считаю,   что  плюрализм   –
> это    не  оскорбление    христианству,    это   множество  голосов,
> которое    ставит    под  вопрос   не  христианство,    а  христиан.
> Бердяев  когда-то  писал  брошюру, которая называлась “О достоинстве
> христианства  и недостоинстве  христиан”   –   вот  это-то  и  есть.
> Если  бы христианство было христианством Евангелия, осуществленного,
> реального,  то  все  бы говорили: Да, это полнота жизни, этим ст`оит
> жить...   Но  кто может сказать это о русском православии  в России,
> о  русском  православии  за  границей или о других вероисповеданиях?
> Поэтому я думаю, что существование плюрализма ставит нас под вопрос,
> и  мы  должны всмотреться в себя каждый раз,  когда  мы  встречаемся
> со взглядами, мнениями или реакциями со стороны людей, которые знают
> христианство,  но  его  отвергают.  Почему  я  не сумел это открыть?
> Почему  я не могу им дать то, чего они ищут и что они находят только
> частично?..  Вот  что  мне  кажется  очень важным. И притом – диалог
> всегда  был  бы  диалогом.  В  какие-то  периоды  истории  торжество
> христианского   мировоззрения    достигалось    мечем    и    огнем.
> Это  не  торжество, это просто последнее падение. Скажем, инквизиция
> как идея (я сейчас не делаю упрека никому в этом, т.е. ни католикам,
> никому,   просто  инквизиция как подход),  что надо человека сломать
> и заставить думать так или иначе, это грех, это просто преступление,
> потому что Бог хочет Себе свободно избравших Его друзей, а не рабов.
> “Я  вас  не  называю  больше  рабами,  потому  что раб не знает воли
> господина  своего,  Я  называю  вас  друзьями,  потому что Я всё вам
> сказал”,  –  вот  что  говорит Христос (Ин.15,15). И нельзя ожидать,
> чтобы  всякий  человек  без  искания  нашел  бы  окончательную форму
> истины,   которая   соответствует  Божественной  истине.  А  искание
> неизбежно бывает периодами неясно. Ставятся под вопрос вещи, которые
> в  конечном  итоге  могут быть оправданы, но которые на пути искания
> должны     быть      аналитически      рассмотрены,       постольку,
> поскольку мы употребляем слова.

> И  еще  одно я скажу.  Паскаль  молился  Богу  и  говорил,   кричал,
> что не может Его найти,  и Бог ему сказал:   “Ты бы  Меня  не искал,
> если  бы  ты  Меня  уже не нашел”. И это я перенес бы на все религии
> мира.  Бога  невозможно  выдумать.  Я не говорю об уродливых формах,
> которые потом можно придать этому первичному опыту; но когда человек
> говорит:  “Я  опытно  знаю, что есть Божественная сила”, это значит,
> что  он  коснулся  хоть  края ризы Божественной. И поэтому мы должны
> относиться  с  глубокой вдумчивостью к тому,  что люди опытно  знают
> о  Боге, даже если они выражают это совершенно неприемлемыми формами
> благочестия  или мировоззренческими представлениями. И нам надо быть
> очень  осторожными.   Я  знаю,   у  апостола   Павла   есть   место,
> где  говорится,  что боги язычников – бесы (1Кор.10,20) – постольку,
> поскольку  они  отрицали  Христа.  Слово  “сатана”,  как  вы знаете,
> по-еврейски  значит  “противник”,  это не “черти” в нашем понимании.
> Они противники – да, и те, кто держится этих мировоззрений, особенно
> если  они  придерживаются  их  изуверчески  и  яростно,   ошибаются,
> но надо заботиться о том, как им открыть б`oльшую истину.

[  Митр. Сурожский Антоний. ХРИСТИАНСТВО СЕГОДНЯ  
Интервью 11/VI/1990, оп. в журнале “Звезда”, 1991, № 1;  
в сб. О ВСТРЕЧЕ; см. на www.mitras.ru  ]

=окончание в след. вып.!=

-------------------------------------
* Параллели к еванг. чтению: Мф. 9,35-10,1; 10,5-11,1; Мк.6,6б-13;
эпизод № 72 по "Брюссельскому согласованию" (messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#0) .

                             ____________
   _________________________/еще по теме:\__________
/// Яков Кротов: Не ставить кадиллак впереди телеги \\\
|||   с. Христ.Просвещ./rasylka/002/252.htm#0       |||
  \=================================================/

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438
   
PS. ОГРОМНОЕ СПАСИБО ВСЕМ, КТО ОТКЛИКНУЛСЯ НА ПРОСЬБУ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В   ОПРОСЕ О ЧАСТОТЕ ЧТЕНИЯ РАССЫЛКИ!

*Созвав к себе двенадцать Своих учеников,
Иисус дал им силу и власть изгонять всех бесов и излечивать болезни.
Он послал их возвещать Царство Бога и исцелять больных.
Он сказал им:
"Ничего не берите в дорогу:
ни посоха, ни котомки, ни хлеба, ни денег, ни смены одежды.
В какой дом ни войдете,
там и оставайтесь до тех пор, пока не уйдете оттуда.
А где вас не примут, то, покидая их город,
даже пыль, приставшую к вашим ногам, отряхните им.
Пусть это будет для них предупреждением.
Уйдя, ученики разошлись по селениям,
возвещая Радостную Весть и всюду совершая исцеления.*
(Лк.9:1-6)

* * *
*Ах, вам бы потерпеть меня, даже если я немного глуповат!
Ну уж потерпите, пожалуйста!
Ведь я ревную вас Божьей ревностью:
я обручил вас одному-единственному Мужу — Христу
и должен вручить Ему целомудренную невесту.
Но Еву Змей обманул своим коварством.
Боюсь, как бы и ваш ум не оказался совращен
и не отдалился бы от безраздельной и чистой преданности Христу.
Ведь если кто-то приходит и возвещает вам иного Иисуса —
которого мы не возвещали;
иной Дух — которого вы не принимали;
иную Весть — которую вы не получали, —
вы прекрасно это т`ерпите!*
(2Кор.11:1-4)


Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Nov/15.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»