=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость вам и мир от Бога, нашего Отца и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2)

*  8 ноября ст.ст., пт -
{'Собор Архистрат`ига Михаила и пр. Небесных Сил бесплотных'};
литургические чтения: Евр.2:2-10#; Лк.10:16-21# .
(рядовые (переносятся на чт): 2Фес.3:6-18; Лк.13:31-35)
{Седм. 23-я по Пятидесятнице, ряд. чт-я 25-й седм.}

> Евагрий  <Понтийский>  не опускает сказать о помощи, оказываемой нам
> ангелами  во время этой духовной борьбы.  "Ангел  Божий, -   говорит
> он,  -  представ,  одним только словом прекращает в нас всё действие
> противника  и  приводит в движение свет ума,   чтобы  он  действовал
> без  заблуждения"{}.    Ангелы   помогают   нам   в наших  молитвах.
> Благодать  молитвы  сообщается  нам  ангелом.  Он  дает  нам  знание
> истинной  молитвы,  так что мы после этого  предстоим  без какого бы
> то  ни  было  беспорядочного  движения, уныния или небрежения ума{}.
> "Знай,  -  говорит  он в другом месте, - что святые ангелы побуждают
> нас  на  молитву  и  предстоят  на  ней  вместе с нами, одновременно
> радуясь  и молясь за нас. Поэтому если мы станем небрежными и примем
> противные  мысли,  то  мы  очень  их  раздражаем. Ведь они так много
> борются  за  нас,  а мы даже о самих себе не хотим умолять Бога, но,
> презирая  их  служение  и  оставляя их Бога и Владыку,   встречаемся
> с  нечистыми  бесами"{}.  Ангелы также  помогают  нам  в созерцании.
> Они  просвещают  нас  таким  образом,  что  мы  делаемся  способными
> воспринимать     идеальные     основания     тварных      сущностей,
> которые  обоснованы  в  Боге.   Это  одна  из  ступеней   созерцания
> в  духовном учении Евагрия.  "Если ты молишься  истинно, -   говорит
> он,  -   ты  найдешь  полную  уверенность,  и ангелы сойдутся к тебе
> и  просветят  для  тебя  идеальные  основания ("логосы")  тварей"{}.
> "В  созерцании  религиозной  жизни,  относящейся  к заповедям Божиим
> (т.е.  в  деятельной  жизни),   святые  силы  очищают нас  от порока
> и  делают  нас  бесстрастными,  -   говорит   он  в другом  месте, -
> а  в  созерцании  естеств и "логосов" (идеальных оснований), которые
> близ  Бога,   они освобождают нас от неведения и делают нас  мудрыми
> и способными к познанию"{}.

> Тем  не менее сами ангелы  не составляют  собою  предмет  созерцания
> для  Евагрия.  На  высшей  степени  это  всегда  Божество, Пресвятая
> Троица, Которая является объектом созерцания. Божественные действия,
> как,  например,  провидение,  премудрость,  суд,  а  также отражение
> Божественного   в   творении,  в  идеальных  основаниях  сотворенных
> существ,    всё  это  составляет  более низкие  ступени  созерцания.
> Поэтому  и созерцание "бестелесных", столь характерное для духовного
> учения  Евагрия,  должно  быть понимаемо как часть такого созерцания
> невещественного строения   вселенной,   а  не как  видение  ангелов.
> Такого    рода    видение    не  отвергается,    однако,    всецело.
> Евагрий  приводит много  примеров  подлинных   ангельских   явлений.
> Мы  не  должны,   однако,   желать  видеть ангелов,   как,   вообще,
> мы  не  должны  желать иметь какого-либо видения в чувственном виде,
> даже видения Христа. Это опасно, ибо бесы могут принять вид ангелов.
> "Сильно не желай, -  говорит Евагрий, -  видеть  чувственно  ангелов
> или  силы  или  Христа,  чтобы не стать тебе совершенно сумасшедшим,
> принимая  волка  вместо  пастыря  и  поклоняясь  врагам,   бесам"{}.
> Мы  должны  всегда  иметь  в  нашем  уме  эту  основу умной молитвы,
> исключающей   всякое   воображение  и  ведущей  к  непосредственному
> единению  ума  с  Божественным,   чтобы   правильно   оценить   всё,
> что  Евагрий  говорит  о  роли ангелов  и  бесов  в духовной  жизни.
> При  всём  своем интеллектуализме Евагрий был, несомненно, человеком
> большого духовного опыта.  Это позволяет ему говорить  с авторитетом
> и  знанием  о  действиях  темных  сил  и о помощи,  оказываемой  нам
> в  молитве   ангелами   света.    Его   физиологические  объяснения,
> хотя  и  не вполне лишенные ценности, находятся до известной степени
> под влиянием научных идей его времени.

[  Арх. Василий Кривошеин  
АНГЕЛЫ И БЕСЫ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ (II)  
www.krotov.info/libr_min/k/krivosh.html  ]

 

Евагрий Понтийский (ок.345-ок.399) - греч. подвижник, духовный
писатель и экзегет. (см. www.krotov.info/spravki/persons/04person/evagriy.html)

   ________________________________________________
\\\ ПО ТЕМЕ СМ.:                                   ########
 \\    Арх. Василий Кривошеин:                            ####
  \           ангелы в духовной жизни древних подвижников     ##
  *-------------------  с. Христ.Просвещ./rasylka/002/257.htm#0 #
                     ===========================================

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Если весть, которую некогда возвестили ангелы, была столь непреложна,
что любое отступление или ослушание влекло за собой заслуженную кару,
то разве избежим ее мы,
если станем пренебрежительно относиться
к столь великой вещи, как спасение?
Начало в`ести о спасении было положено словами самог`о Господа,
и те, кто услышали Его, подтвердили нам его истинность.
Свое свидетельство о нём прибавил Сам Бог -
знаками, чудесами, многообразными дивными делами
и дарами Святого Духа,
которыми Он наделял по собственной воле.
Не ангелам же отдал Бог в подчинение
грядущую вселенную, о которой мы говорим!
Кто-то где-то это подтвердил такими словами:
"Что такое человек, что Ты помнишь о нём?
Что такое дитя человеческое, что Ты печешься о нём?
Ты на краткое время поставил его ниже ангелов,
Ты увенчал его славой и честью,
Ты всё поверг ему под ноги!"
Бог, подчинив всё человеку, ничего не оставил не подчиненным.
Но мы еще не видим теперь, чтобы всё подчинялось человеку.
Зато мы видим, как Иисус, бывший короткое время ниже ангелов,
ныне увенчан славой и честью за смертные страдания.
И всё это для того, чтобы, по великой Божьей доброте,
Он принял смерть ради каждого.
Так и должно было быть:
Бог, цель и источник всего бытия,
приведший множество сынов в Свою славу,
должен был сделать Зачинателя их спасения
совершенным через страдания.*
(Евр.2:2-10)

* * *
*Сказал Господь ученикам:
"Тот, кто слушает вас, слушает Меня, /
кто отвергает вас, отвергает Меня.
А кто Меня отвергает, / отвергает Того, кто послал Меня".
Семьдесят два ученика вернулись радостные.
Они говорили:
"Господь, даже бесы нам подчиняются,
когда мы им приказываем Твоим именем!"
Иисус сказал им:
"Я видел: Сатана пал молнией с небес.
Вот, Я дал вам власть наступать на змей и скорпионов
и власть над всей силой врага — и ничто не вредит вам.
Но не тому радуйтесь, что духи вам подчиняются,
а радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах!"
И в тот же миг Святой Дух исполнил Иисуса ликованием, и Он сказал:
"Отец, Владыка неба и земли! Благодарю Тебя за то,
что Ты открыл простым и малым сокрытое от мудрых и разумных!
Да, Отец, такова была Твоя благая воля!"
(Лк.10:16-21)


Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Nov/21.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»