=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Приложение к выпуску № 1016 (www.messia.ru/rasylka/004/1016.htm#0) ВОПЛОЩЕНИЕ > <...> Бог становится человеком, Господом нашим Иисусом Христом. > Он рождается от Девы, Он получает полноту Своего человеческого > естества от Богородицы; полноту Своего Божества Он от века имеет > от Бога и Отца. Слово стало плотью, как говорит евангелист Иоанн; > вся полнота Божества обитала в Нём телесно (Кол.2,9). Он полностью > Бог, Он полностью человек; Он совершенный человек потому именно, что > Его человечество соединено с Божеством нераздельно и неразлучно. > Но вместе с этим обе природы остаются собой: Божество не делается > веществом, и вещество не делается Божеством. Говоря об этом, <..> > Максим Исповедник дает такой образ. Если взять меч - холодный, > серый, как бы без блеска - и положить его в жаровню, через некоторое > время мы его вынимаем - и меч весь горит огнем, весь сияет. > И настолько огонь, жар пронизал, соединился с железом, что теперь > можно резать огнем и жечь железом. Обе природы соединились, > пронизали одна другую, оставаясь однако самими собой. Железо > не стало огнем, огонь не стал железом, и вместе с тем они неразлучны > и неразделимы. > Когда мы говорим о воплощении Сына Божия, мы говорим, что Он стал > совершенным человеком. Совершенным в том смысле, который я только > что указал: Он совершен, потому что Он дошел до полноты всего того, > чем может быть человек, - стал един с Богом. Но вместе с тем > Он совершенен и тем, что Он в полном смысле человек; мы явно видим, > что Он стал потомком Адама, что та телесность, которая > Ему принадлежит, это наша телесность. И эта телесность, взятая > от земли, Его сродняет, так же как и нас, со всем вещественным > миром. Он соединен Своей телесностью со всем, что вещественно. > В этом отношении можно сказать (об этом опять-таки Максим Исповедник > пишет), что Христово воплощение является космическим явлением, > то есть это явление, которое сродняет Его со всем космосом, со всем, > что создано; потому что в тот момент, когда начинает быть энергия > или вещество, оно узнаёт во Христе себя самое в славе соединения > с Божеством. И когда мы думаем о твари, о той земле, на которой > мы живем, о мире, который нас окружает, о вселенной, малюсенькой > частью, частицей которой мы являемся, мы должны себе представить > и понять, что телесностью своей мы сродни всему тому, > что материально во вселенной. И Христос, будучи человеком в полном, > совершенном смысле этого слова, сродни Своей телесностью всей твари: > самый маленький атом или самая великая галактика в Нём узнаёт себя > самое во славе. Это очень важно нам помнить, и мне кажется, что, > кроме православия, ни одно вероисповедание на Западе не восприняло > космичность воплощения и славу, открывшуюся для всей вселенной > через воплощение Христово. Слишком часто мы говорим и думаем > о воплощении как о чём-то, что случилось только для человека, > для человечества. Мы говорим, что Бог стал человеком для того, чтобы > спасти нас от греха, чтобы победить смерть, чтобы упразднить > разделение между Богом и человеком. <...> > Если так себе представлять вещи, то мы по-иному, с гораздо большей > реалистичностью, глубиной, с ужасом и благоговением > будем воспринимать таинства Церкви. Потому что в таинствах Церкви > совершается нечто совершенно изумительное. Над частицей хлеба, > над малым количеством вина, над водами крещения, над маслом, которое > приносится в дар Богу и освящается, совершается нечто, что > уже теперь приобщает это вещество к чуду воплощения Христова. > В`оды крещения освящены телесностью Христа и благодатью Всесвятого > Духа, сходящего в них и совершающего это чудо. Хлеб, вино > приобщаются и телесности, и Божеству Христову через сошествие > Святого Духа. Это уже вечность, вошедшая во время; это вечность, > то есть будущее, уже находящееся сейчас явно перед нами, среди нас. > То же самое можно говорить обо всём, что освящается. > Есть замечательные молитвы, которые мы никогда не слышим, потому что > у нас нет к тому случая. Например, есть изумительная молитва > освящения колокола. В ней мы просим Бога освятить этот колокол так, > чтобы, когда он будет звучать, он доносил до человеческих душ нечто, > что их пробудит, просим, чтобы, благодаря этому звуку, трепетала > в них вечная жизнь. <.....> > <...> Мы просим этому колоколу дать не только музыкальный звук (это > при умении можно создать из чего угодно), но просим: > пусть благословение Божие ляжет на этот колокол так, чтобы его > звук - простой, как все звуки, он не будет звучать иначе, чем другой > колокол, созданный без молитвы, без цели обновлять, оживлять души, - > так прозвучал, чтобы звук его дошел до человеческой души и чтобы > эта душа проснулась. Так что, видите, речь идет не только о том, > чтобы освящать вещество, воды, масло, хлеб, вино и так далее, > но чтобы всё могло быть принесено Богу в дар от нас, принято Богом > и чтобы Бог влил, включил в это вещество Божественную преображающую > силу. Мне кажется, что это центрально в нашем понимании и Христа, > и воплощения, и космического, то есть вселенского, всеохватывающего > значения воплощения Христова. [ митр. Антоний Блум. О ПРИЗВАНИИ ЧЕЛОВЕКА www.krotov.info/library/b/blum/blum022.html ]