=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

*   6 января   ст.ст., пн, Богоявление - Крещение Иисуса Христа;
литургические чтения: Тит.2:11-14; 3:4-7#; Мф.3:13-17#* .

> ПРАВДА ДУХА

> Крещение  Иисуса  было столкновением Бога с сопротивлением человека.
> Иоанн  не  хотел  и  не  смел  крестить Спасителя. "Так надлежит нам
> исполнить  всякую  правду",  - повелевает Христос, и Иоанн уступает.
> Предтеча  велик своей проповедью,  предвозвещением  Христа:  "Идущий
> за  мною  сильнее  меня".   Но об этом же возвещали  многие  пророки
> до  него.  Собственное величие Предтечи -  в уступке Иисусу.   Чтобы
> эту  уступку  оценить, надо внимательно перечитать краткое изложение
> проповеди  Иоанна.   "Он будет крестить вас Духом Святым и огнем"  -
> и Господь крестит нас Духом Святым. Но не огнем! Здесь Иоанн ошибся.
> Он, как и всякий современник Христа, ждал Спасителя и одновременно -
> Судию.  Но  Спаситель  пришел  -  Суд же отложен. Но Иоанн принимает
> Иисуса  как  Христа, не требуя от Него крещения огнем, не спрашивая,
> где   же   лопата,   где   секира,   где  суд.  Вот  высшая  ступень
> вдохновенности  Духом  Святым:  не задавать вопросов, когда приходит
> Ответ.  Правдой,  о  которой  говорит Иисус, оказывается невероятное
> милосердие  Божие,  принятое  большинством  иудеев  за  богохульство
> Иисуса.

> Иногда  говорят,  что "исполнить правду" здесь означает - "исполнить
> Писания",  но ведь дело-то именно в том, что Иисус поступают вопреки
> Писаниям,  унижаясь  и, главное, приходя без лопаты, секиры и огня -
> не  судить  мир,  а  искупить  его Своей смертью. Исполняется именно
> Правда   Божия,    а  Писания,    при  всей  их   богодухновенности,
> не   исполняются  постольку,  поскольку  человеческое  сопротивление
> остановило  Духа.  Если  бы  Писание  содержало в себе всё, Иисус бы
> просто не пришел: остались бы мы только с великой книгой...

> "Правда"  Христа  -  поразительна,  как перевертывание мира на точке
> опоры;  ей  надо  поражаться,  как  поражаются  молнией. Если мы так
> поразимся Евангелию, мы имеем шанс понять его. Так был поражен Иоанн
> Креститель,  когда  к  нему  пришел  креститься  Иисус - и благодаря
> изумлению   и   растерянности,   Предтеча  сумел  понять  переворот,
> произведенный   Христом    в  религиозном    мире.   Слова   Христа:
> "Так  нам  <надлежит>  исполнить всякую правду" - означали не просто
> новое так,  новый способ осуществления истины.  Они означали явление
> в  мир новой правды: правды, по которой Спаситель пришел с милостью,
> а не с секирой, не с огнем неугасимым, не с червем поядающим, пришел
> креститься,  а  не  крестить,  оказался ниже всех, а не выше. Правда
> оказалась в том, что Бог милостив, и пришел не судить, а спасти мир.

> В  кратком  рассказе о крещении Иисуса дано четыре различных образа,
> символа  Духа  Святого.   Самый  древний  -   это Дух  как  дыхание,
> как  движение невидимой силы. В начале Библии этим Духом разделяется
> свет  от тьмы и суша от воды. В проповеди Иоанна Предтечи этот образ
> разворачивается  в целый фильм: "Лопата Его в руке Его, и Он очистит
> гумно  Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем
> неугасимым" (<Мф.3.>12).    Лопата   подбрасывает  смесь  пшеницы  с
> соломой  -  и  легкая  солома  уносится ветром, отделяется движением
> воздуха.  Так Дух Святой отделяет грех и грешников на Страшном Суде:
> одним  дыханием  Своим,    не насилуя.   Просто  кто-то  не выдержит
> этого дыхания и - улетит. "Ты взвешен и найден легким".

> Голубь  - со времен потопа простой и ясный символ потопа. По явлению
> Духа  в  виде  голубя,  говорит  евангелист Иоанн, Предтеча и узнаёт
> Мессию.  Насколько  этот  образ  однозначен и ясен, настолько неясен
> символ  огня. О каком огне идет речь: огне Духа, огне Пятидесятницы,
> огне  творческом - или об огне Гнева,  огне Суда,  огне уничтожения?
> И  о том,  и о другом.  Это одно и то же пламя,  один и тот же  жар.
> Дух как дыхание для кого-то веяние прохладного, легчайшего ветерка -
> для  кого-то гибельный ураган. Дух как огонь для кого-то вдохновение
> и наслаждение, для кого-то - гибель и корчи.

> Все   эти   образы   используются  редко,  а  после  Крещения  почти
> исключительным символом Духа становится вода (впрочем, еще и масло -
> Господь словно не дает нам плениться одним каким-то видимым образом,
> разнообразит  их,  чтобы направить нас к тому, что за стоит за этими
> символами).  Конечно, и вода может быть грозной и погубляющей силой,
> но  всё  же  обычно  она связывается с жизнью. Все известные истории
> великие   культуры   возникали   и  существуют  около берегов  морей
> или  в  долинах  великих  рек.  Личное бытие каждого человека - лишь
> настолько жизнь, культура и цивилизация, насколько оно сосредоточено
> вдоль  берегов  Духа  Святого.  Сами по себе каждый - сухой человек.
> Если  от  себя  мы  попытаемся  быть  любящими, добрыми, ласковыми -
> выйдет  лишь  фальшь,   искусственность,    благоглупость.    Только
> в  постоянной  обращенности  к  Духу  Святому,  к Христу,  к Отцу  -
> мы  становимся людьми любящими, а заодно культурными и несущими свет
> миру.  Лишь  бы  дать  Духу  протекать через нас! Если мы попытаемся
> задержать  Его  в  себе,  замкнуть  от  других - Он вообще исчезнет,
> потому что не может, в отличие от нас, застаиваться и гнить.

> Мы  очищены  Духом  -  чтобы очищать,  мы крещены -  чтобы крестить,
> и  каждое  наше доброе дело и доброе слово есть  проповедь  о Троице
> и спасении миру.  Всё,  что требуется от нас -  уступить Ему  место,
> как уступил Иоанн,  принять как Благую Весть Спасителя  милостивого,
> а  не  судящего,  и,  подобно  ему,  не судить мир, а изливать в мир
> милость Духа Святого - и так будет исполнена всякая правда.

[ Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ  
www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/03_10.htm  ]

-----------------------------------
* параллели к еванг. чтению: Мк. 1:9-11; Лк. 3:21-22; (Ин. 1:29-34);
эпизод № 21 по
"Брюссельскому согласованию".

 

                           .---------------.
 .........................: ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ: :.............
  +> Беседа свт. Иоанна Златоуста о Крещении Христовом    :
                          www.DAYS.ru/Life/life164.htm     :
  +> В.Н.Кузнецова: Зачем Иисус принял крещение от Иоанна?  :
        (комм. к Мф.3:13-14)                                 :
                   с. Христ.Просвещ./rasylka/003/316.htm#0  :
  +> 2 проповеди митр. Антония Блума:                      :
        www.mitras.ru/inname/in_24.htm    :
 =========================================================

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Великая Божья доброта осияла светом спасения всё человечество.
Бог учит нас жить в этом мире разумно, честно и свято,
отказавшись от безбожной жизни и суетных страстей,
и дожидаться блаженного Дня надежды -
явления в славе великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Он отдал себя за нас, чтобы выкупить из рабства злу
и очистить народ,
который будет принадлежать Ему одному
и ревностно стремиться к добру. ...
Мы когда-то были глупы, упрямы, беспутны,
были рабами всевозможных желаний и удовольствий,
жили, полные злобы и зависти,
сами ненавистные и ненавидящие друг друга.
Но когда миру была явлена
доброта нашего Спасителя Бога и Его любовь к людям -
не по нашим "праведным" делам, которые мы совершали,
но по Его милости, -
Он спас нас, очистив водой возрождения и обновив Святым Духом.
Он щедро излил Свой Дух через Иисуса Христа, нашего Спасителя,
чтобы мы, оправданные по Его великой доброте,
стали наследниками вечной жизни, на которую уповаем.*
(Тит. 2:11-14; 3:3-7)

* * *
*Тогда появляется на Иордане Иисус из Галилеи,
пришедший к Иоанну для омовения.
Иоанн сначала этому противился, говоря:
"Это я нуждаюсь в том, чтобы Ты меня омыл, а Ты пришел ко мне!"
Иисус возразил ему:
"Пусть теперь будет так. Этим мы исполним то, чего хочет от нас Бог".
И тогда Иоанн согласился.
Сразу после омовения Иисус вышел из воды,
и вдруг раскрылись перед Ним небеса
и Он увидел, как Божий Дух, словно голубь,
спускается и приближается к Нему.
И голос с неба сказал: «Это Мой любимый Сын, в Нём Моя отрада».*
(Мф.3:13-17)


Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://2004.days.ru/Days/qnwar'6.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»