=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость вам и мир полной мерой!(1Пет.1:2)

* 7 января ст.ст., вт - {попразднство Богоявления; "Собор Иоанна Крестителя"}
литургические чтения: Иак.3:1-10#; Мк.11:11-23# * .
{Седм. 32-я по Пятидесятнице}

 
> Ст. 12-14<...> Иисус снова идет из Вифании в Иерусалим. По дороге
> Он,  не найдя на смоковнице плодов, проклинает ее, и, как становится
> известно  из  ст.21,   она засыхает.  Это одно из самых трудных мест
> в  Евангелиях.  Прежде  всего  потому, что Он совершает единственное
> чудо,  приведшее  к  разрушению.  Во-вторых,  в той истории, которая
> рассказана  Марком, есть явные нестыковки и противоречия. Евангелист
> сообщает,  что  Иисус  пошел  искать плоды, потому что =почувствовал
> голод=.   В  это  время года на смоковнице  (у нас  более  известной
> под  названием  «инжир»)  есть  завязи  плодов,  которые  появляются
> одновременно  с  листьями или даже раньше. Плодов на смоковнице нет,
> но  даже  если  бы  они  были,  они  были  бы несъедобны, о чем тоже
> говорится  у  Марка:  =для  плодов  было  еще рано=. Может создаться
> впечатление,  что  Иисус  проклинает  несчастное  дерево  из чувства
> досады  и  раздражения.  Кроме того, у Луки нет эпизода с проклятием
> смоковницы,   но  у  него  есть  притча,   в  которой тоже говорится
> о  бесплодной  смоковнице  и  о том, что хозяин готов ее уничтожить,
> срубив  (Лк.13.6-9). Всё это не может не вызвать вопросы, на которые
> разные ученые дают разные ответы.

> <...> отрывок 11.12-25 состоит из двух частей: в рассказ о проклятии
> смоковницы  вставлено  другое  повествование  –  об очищении  Храма.
> Из  такого  расположения  материала видно, что бесплодная смоковница
> символизирует собой Храм и его богослужение,   пышное,   прекрасное,
> как  дерево  с  обильной  листвой, но такое же бесплодное. Некоторые
> полагают,  что  по дороге в Храм Иисус, увидев смоковницу, рассказал
> притчу,  подобную  той,  что содержится в Евангелии от Луки, а позже
> она  была  понята  как рассказ о реальном событии. По другой версии,
>  Иисус   совершил   пророческое   действо,  подобно древним пророкам
> (Иер.13.1-3;  19.1-3;  Иез  24.3-12  и др.). Если это так, то дерево
> действительно  было  проклято,   но  не  с  досады,    а  потому что
> оно  символически  представляло  собой  Храм  и  Израиль.  Это  было
> символическое   действие,  инсценированная  притча,  провозглашавшая
> обвинительный  приговор,  который  постигнет  народ  Божий  в случае
> дальнейшего  упорства.  Тогда  и  слова о голоде имеют символическое
> значение (ср. 6.34).  Есть также предположение,  что Иисус  произнес
> не  проклятие:  =«Так  пусть  никто  не  ест твоих плодов вовеки!»=,
> а  горькое пророчество о судьбе Иерусалима: «Уже никто не будет есть
> твоих плодов вовеки!» Как бы мы ни понимали этот рассказ, совершенно
> ясно,  что  бесплодная  смоковница  олицетворяет народ, отказавшийся
> принести плод (ср. Мф.21.43).

> Ст.  15=Войдя в храмовый двор, Иисус выгнал вон тех, кто продавал
> и  покупал  в  Храме=.  Храм  состоял  из четырех дворов и святилища
> (собственно  Храма),   в  которое  разрешалось входить  одним только
> священникам.   События,  о которых рассказывается здесь,  происходят
> во   внешнем,   самом   большом  дворе,  который  назывался  «Двором
> язычников».  Здесь продавалось всё необходимое для жертвоприношений:
> вино,  масло, соль, а также животные (быки, овцы и голуби). Животные
> продавались в Храме для удобства жертвователей, которым не надо было
> гнать  скот через всю страну,  рискуя тем,  что  животное  заболеет,
> или  захромает, или ритуально осквернится,  ведь жертва,  приносимая
> в  Храме,  должна  была  быть  «непорочной»,  то есть без каких-либо
> недостатков.

> Выгнав  торговцев,  Иисус  прервал  –  пусть  и  на короткое время –
> непрерывно совершаемые в Храме  жертвоприношения.   Многие  считали,
> что    причиной  такого  решительного  действия  были  высокие  цены
> <на  животных,  установленные  торговцами-монополистами>. Считалось,
> что  именно торговцы названы разбойниками (ст.17).  Но,   во-первых,
> по  некоторым  сведениям,   священники  строго  следили   за ценами,
> а  во-вторых,  негодование Иисуса обращено  не только  на продавцов,
> но и на покупателей.

> Кроме  того, Иисус =опрокинул столы менял=. В этом же дворе менялись
> римские  и греческие деньги на специальную тирийскую монету, которой
> платился  храмовый  налог  в  размере  половины  шекеля.  Налог  был
> "добровольно-обязательным"     для     всех     евреев,    достигших
> двадцатилетнего возраста (см. Мф.17.24),  и должен был быть  уплачен
> к  первому  числу месяца нисана.   На римских  и  греческих  монетах
> того  времени,  имевших  хождение  в  Палестине,  были  человеческие
> изображения,  и  такими монетами платить храмовый налог запрещалось.
> Деньги  можно  было  поменять  и  раньше  в других  городах  страны,
> за несколько же дней до 1-го нисана, то есть за две недели до Пасхи,
> скамьи  менял  устанавливались  во  дворе  Храма.  Кстати, это может
> помочь   установить   более  или  менее  точное  время  описываемого
> события  –  оно  состоялось  за  две  или три недели до Пасхи. Хотя,
> согласно   традиционному   церковному   календарю,    Иисус   пробыл
> в  Иерусалиме  всего  лишь  неделю,  Он, вероятно, провел там больше
> времени (ср. 14.49, а также хронологию Евангелия от Иоанна).

> Ст.  16=Иисус никому ничего не позволял проносить через храмовый
> двор=. Известно, что в Храм нельзя было вносить никакую вещь, в него
> запрещалось  входить  в сандалиях и с пылью  на ногах.   Кроме того,
> не  разрешалось  проходить  через  двор Храма, чтобы сократить путь.
> Возможно,   что  некоторые   люди   иногда   нарушали  этот  запрет.
> Иисус  подтверждает   его,    тем  самым  ратуя  за святость  Храма.
> Таким  образом, Его поведение нельзя объяснить только тем, что Своим
> поступком  Он  якобы  отменял  старую жертвенную систему и еврейское
> храмовое богослужение.

[ В.Н.Кузнецова.  
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА. КОММЕНТАРИЙ  
М., 2000; стр.198-200  ]

-------------------------------------
* Параллели к еванг. чтению: Мф.21:12-22; Лк.19:45-48; 21:37-38
эпизоды NN130,131 по
"Брюссельскому согласованию"

 ==========================
* ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ ВЫПУСКА: ************************************
*   + Яков Кротов: аллегория бесплодной смоковницы           ****
*          с. Христ.Просвещ./rasylka/003/332.htm#0              ***
*   + К.С.Льюис о чудесах Христа, в т.ч. о проклятии смоковницы   **
*    http://orth.narod.ru/articles/lewis_chudo/15.htm (в конце)    **
*   + В.Н.Кузнецова: 2 главных условия молитвы (комм. к Мк.11:23-25) *
*                            с. Христ.Просвещ./rasylka/003/333.htm#0 *
 ********************************************************************

Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Все мы много грешим.
Кто не грешит словами, тот уже человек зрелый,
способный держать в узде всё тело.
Так, вложив лошади в рот удила, чтобы подчинить ее себе,
мы управляем всем ее телом.
Или вот, к примеру, корабли:
они такие огромные, ими движут могучие ветры,
а направляет их воля кормчего с помощью такого маленького руля.
Так и с языком: это совсем небольшой орган в теле,
а какие непомерные у него претензии!
Или возьмем огонь: сколько дерева он сжигает!
И язык – это тоже огонь.
Среди остальных органов нашего тела
он воплотил в себе весь неправедный мир и оскверняет всё тело.
Он воспламеняет всё течение жизни, а его самого воспламеняет геенна!
Каких только зверей, птиц, змей, морских животных и рыб
не укротил уже или не укрощает человеческий род!
А язык не дано укротить никому из людей.
Это необузданное зло, полное смертоносного яда!
Языком мы благословляем Господа и Отца,
и тем же языком проклинаем людей, созданных по подобию Бога.
Из одного и того же рта исходит и благословение, и проклятие!
Братья, такого не должно быть!
Может ли из одного родника бить струя и пресной, и соленой воды?
Братья, может ли смоковница приносить маслины
или виноградная лоза – смоквы?
Скорее соленый источник даст пресную воду!*
(Иак.3:2-12)

* * *
*Когда они вышли из Вифании, Иисус почувствовал голод.
Увидев вдали смоковницу,
Он пошел к ней посмотреть, нет ли на ней плодов,
но, подойдя, не нашел ничего, кроме листвы, –
для плодов было еще рано. Тогда Иисус сказал ей:
"Так пусть никто не ест твоих плодов вовеки!"
Ученики это слышали.
И вот приходят они в Иерусалим.
Войдя в храмовый двор,
Иисус выгнал вон тех, кто продавал и покупал в Храме,
опрокинул столы менял и скамьи торгующих голубями.
И никому ничего не позволял проносить через храмовый двор.
Он учил их и говорил:
'Разве не сказано в Писании:
"Дом Мой будет назван домом молитвы для всех народов"?
А вы превратили его в разбойничий притон!'
Когда это услышали старшие священники и учителя Закона,
они стали искать способ расправиться с Ним.
Ведь они Его боялись,
потому что весь народ ловил каждое слово Его учения.
Когда настал вечер, Иисус с учениками ушел из города.
На следующее утро они проходили мимо смоковницы
и увидели, что она вся засохла, от самых корней.*
(Мк.11:12-20)

* * *
*... чтобы стать святым, нужно просто захотеть.
Бог может сделать тебя таким,
каким задумал, если ты сам на это согласишься.
От тебя требуется только сильное желание.*
("Семиярусная гора")


Этот день в российском правосл. церковном календаре:
2004.days.ru/Days/qnwar'7.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»