=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

* 21 января ст.ст., вт -
{Пам. прп. Максима Исповедника, †662; прп. Максима Грека, †1556}
литургические чтения: 2Пет.2:9-22#; Мк.13:14-23#* .
{Седм. 1-я предуготовительная (34-я)}

> Ст. 14 – Если традиционные апокалипсисы предвещали г`оре язычникам, > здесь предсказано, что катастрофа обрушится прежде всего на Израиль. > Современники считали, что пророчество Даниила о =кощунственной > мерзости= (дословно: «мерзости запустения», то есть приводящей > к запустению) исполнилось в 168г. до н.э., во времена Антиоха > Епифана, когда в иерусалимском Храме была воздвигнута статуя Зевса > в обличье самого Антиоха, что осквернило Храм и привело > к прекращению в нём богослужений (1Макк.1.54-57). Ведь мерзостью > у евреев назывался предмет идолопоклонства. > Что именно имеется в виду здесь, неизвестно. Одни считают, > что это воспоминание о том, что в 40г. сумасшедший император > Гай Цезарь, более известный под прозвищем Калигула, хотел установить > в Храме собственную статую, но из-за смерти не успел. Другие – > что в 70г. римские солдаты внесли в Храм свои штандарты и принесли > им жертву. Есть одна интересная деталь, которую не передают > переводы: в греческом слово «мерзость» среднего рода, а в следующем > стихе сто`ит местоимение мужского рода «он». Ср. этот стих > с 2Фес.2.3-4: «когда явится воплощение зла – человек, обреченный > погибели, противник, который возомнит себя выше всего, что зовется > божеством или святыней, так что он даже воссядет в Божьем Храме > и объявит себя Богом». Становится понятным, что вряд ли речь идет > о неодушевленных предметах, но о богоборческой личности, > или Антихристе (см. также Откр.13.11-13). Он воссядет =там, > где не д`олжно=, то есть в святилище, и лжепророки будут прославлять > его (ст.22). Имеются в виду силы зла, которые перед наступлением > Конца на некоторое время получат свободу, как бы заново погружая > землю в хаос, за которым должно последовать новое творение. > =Пусть тот, кто читает, поймет= – эти слова, вероятно, представляют > собой комментарий Марка, обращенный к своим читателям, а не слова > Иисуса, который в это время разговаривал с четырьмя учениками. > Когда они увидят это, они должны бежать – =пусть бегут в горы=. > Иудея – это горная страна, и поэтому самым надежным прибежищем > были горы. Так, например, Маккавеи после осквернения Храма > тоже бежали в горы (1Макк.2.28). <...> «Призыв бежать > в День Господа также часто звучит у пророков.., но здесь, возможно, > есть также аллюзия на повеление Бога Лоту с семьей бежать в горы > (Быт.19.17; эта аллюзия еще яснее в Лк.17.31). В этом случае > Иерусалим предстает новым Содомом, и бедствие, которое ему грозит, > сопоставимо с тем, которое постигло Содом».{G.R.Beasley-Murray, > Jesus and the Kingdom of God, p.329} > Ст. 15-16 – Бегство должно быть срочным, потому что вопрос сто`ит > о жизни и смерти. Только неумный человек в такую минуту > будет пытаться спасти что-нибудь из имущества. На плоской =крыше= > люди проводили много времени, ели, отдыхали, работали. Бежать надо > было вниз по наружной лестнице, не заходя в дом за вещами. Нельзя > возвращаться даже за =плащом=, который служил для бедняка и верхней > одеждой, и одеялом ночью, он мог бы уже не понадобиться. Несомненно, > это предостережение напоминало слушателям судьбу жены Лота > (Быт.19.26). > Ст. 17-18 – Бегство будет особенно тяжелым для =беременных > и кормящих=, потому что им трудно быстро передвигаться, особенно > если оно случится =зимой=, потому что в Палестине зима – сезон > дождей, когда разливались реки и русла пересохших летом ручьев > заполнялись водой и превращались в бурные потоки, что делало > передвижение затруднительным или вообще невозможным. > Именно это повеление спешно покинуть город спасло христиан, > они не участвовали в войне и в защите Иерусалима, но еще в 68г. > бежали в Пеллу. Судьба оставшихся была ужасна. Осада города совпала > с Пасхой, когда в Иерусалим собралось огромное количество > паломников. Иосиф Флавий говорит о 2 700 000 человек, конечно, > эта цифра сильно преувеличена, но несколько сотен тысяч человек > там было и почти все они погибли. > Ст. 19 – =Будут те дни полны такой скорби, какой не было в мире=> этот стих напоминает Дан.12.1 (ср. также Иер.30.7; 1Макк.9.27). > Цитата из Даниила свидетельствует, что страдания Израиля > есть прелюдия перед Концом этого века. Это также значит, > что Суд Божий над Своим непослушным народом будет суровее, > чем над язычниками. > Ст. 20 – Но всё же милость Бога больше, чем Его гнев: Он =сократит= > время скорби, потому что в Израиле остается верный остаток. > Бог не допустит уничтожения всего народа =ради избранных, ради тех, > кого Он избрал=. В апокалиптических писаниях есть идея, > что существует некая эсхатологическая мера времени, которая должна > исполниться (буквально: «наполниться»), что Бог уже назначил день > и час Своего явления для Суда и не отменит его: «Ибо Всевышний > на весах взвесил век сей, и мерою измерил времена, и числом исчислил > часы. Он не подвинет и не ускорит до тех пор, пока не исполнится > объявленная мера» (3Ездр.4.36-37). «Но Отец Иисуса – > это не неподвижный, неизменный, определяемый только через отрицание > Бог, к которому бессмысленно обращаться с молитвой, а милостивый > Бог, внемлющий молитвам и заступничеству (Лк.13.8-9; 22.31-32) > и в Своем милосердии способный отменить Свою священную волю. > Выше святости Бога ставит Иисус милость Бога, который +своим+ > сокращает период бедствий, а неверующим может продлить отсрочку, > предоставленную для покаяния. Всё человеческое существование > в условиях ежечасно грозящей катастрофы держится этой отсрочкой: > «Оставь ее и на этот год... не даст ли плода» > (Лк.13.8-9)».{И.Иеремиас, Богословие Нового Завета, с.162}

[ В.Н.Кузнецова.  
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА. КОММЕНТАРИЙ  
М., 2000; стр.241-4  ]

-----------------------------------------
*Параллели к еванг. чтению: Мф.24:15-25; Лк.21:20-24;
эпизод №137
по "Брюссельскому согласованию"

 

   /~~~~~~~~~~~~~~
  / Смотри также: ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
      > Размышления Я.Кротова о евангельском чтении:
        *Ожидание 'мерзости', бегство, превентивная молитва*
                     с. Христ.Просвещ./rasylka/003/346.htm#0
      > Тексты прп. Максима Исповедника и о нём:
        http://krotov.info/library/m/ispoved/ind_max.html
        + ст. на days.ru: http://www.days.ru/Life/life267.htm
      > О прп. Максиме Греке:
        + из лекции свящ. Александра Меня
          "Предшественники Владимира Соловьева"
        с. Христ.Просвещ./rasylka/003/331.htm#0
        + ст. из Словаря свящ. А.Меня:
        http://krotov.info/spravki/persons/16person/1555grek.html
        + ст. на days.ru: http://www.days.ru/Life/life274.htm

Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

Иисус сказал:
'Когда увидите "кощунственную мерзость" /
там, где ей быть не д`олжно ...
тогда те, кто в Иудее, пусть бегут в горы;
кто на крыше, пусть ни за чем не спускается в дом; /
кто будет в поле, пусть домой не идет за плащом.
Г`оре беременным и кормящим грудью в те дни! /
Молитесь, чтобы не случилось это зимой.
Будут те дни полны такой скорби, /
какой не было в мире со дня, когда сотворил его Бог, /
доныне не было и не будет!
И если бы Господь не сократил тех дней, / ничто живое не спаслось бы.
Но ради избранных, ради тех, кого Он избрал, / Он сократил те дни.
Если вам скажут тогда: /
"Смотри, Помазанник здесь!" или "Он там!" – / не верьте!
Потому что появятся лжепомазанники и лжепророки, /
знаки явят и чудеса, /
чтобы, если удастся, ввести в обман даже избранных.
Но вы будьте бдительны – / Я всё вам сказал заранее'.
(Мк.13:14-23)

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»