=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

* 23 января ст.ст., чт -
литургические чтения: 1Ин.1:8-2:6#; Мк.13:31-14:2#* .
{Седм. 1-я предуготовительная (34-я)}

> Когда мы говорим о вере, мы всегда думаем о вере в Бога. На самом > деле существует также вера в человека, и эта вера в человека > определяет нашу жизнь по меньшей мере столь же постоянно и глубоко, > как и вера в Бога. Кроме того, в Бога веруют не все, а для того, > чтобы жить с людьми, без веры в человека не обойтись. <....> в малых > вещах, в повседневной жизни всё основано на этой вере в то, > что в человеке есть что-то доброе, хорошее, что может отозваться > на нужду, на г`оре, на радость, что может послужить основанием > к тому, как строить жизнь. <...> > <.....> > <...> Мы человеку даем свободу и одновременно дарим ему наше > доверие, обогащаем его нашей верой, вдохновляем его этой верой. > И часто бывает, что в процессе становления самим собой человек > отворачивается от того, кто был его вдохновителем и его поддержкой; > и не только отворачивается - периодами ему необходимо от него > отказаться, он должен строить свою личность, свою самостоятельность, > отмежевываясь от существовавших дотоле отношений. И человек, который > идет на то, чтобы вдохновить - будь то ребенка или взрослого, > общество или церковность - на творческую веру, должен быть готов > к тому, что от него отвернутся. Он должен испытывать свою веру > в человека именно в этот момент, не усомнившись, не поколебавшись, > не отвернувшись, а приняв на себя, как радостное открытие, тот факт, > что начинает расти самостоятельное бытие и что человек, который > дотоле зависел от него, хотя бы от его доверия и веры в него, теперь > теряет эту зависимость. И если человек, который сначала вдохновил > другого, одарив его верой своей, сумеет устоять в вере тогда, когда > он стал излишним на время, в этом процессе становления, > если он сумеет отказаться от насилия власти, убедительности > или даже от мягкого, - а порой такого жестокого! - насилия любви, > то он сам станет человеком в полном смысле слова или, во всяком > случае, в более полном смысле слова. > И вот получается, что для того, чтобы верить в другого человека, > надо верить смело, творчески в самого себя, и что если мы не верим > в самих себя, если мы не верим в эти глубины, из которых может > вырасти непостижимо великое, то мы не можем также и другого одарить > свободой, позволяющей ему стать самим собой, неожиданным > и непостижимым человеком, который сделает новый вклад - > не предписанный, а личный, собственный и творческий - в жизнь > общества и в судьбу человечества. > <....> что такое вера в себя? Профессионально, житейски большей > частью люди ответят: верить в себя - это быть уверенным в том, > что если напрячь свою волю, собрать все силы ума, можно добиться > чего угодно - ну, в пределах возможного... Такая вера в себя где-то > граничит с самоуверенностью, легко в нее переходит, и, в конечном > итоге, это не вера в себя, а уверенность, что окружающее поддастся > нашему усилию; в каком-то отношении это уверенность в том, > что во мне хватит силы переломить и изменить окружающих меня людей > или встречные обстоятельства. > Настоящая вера в себя - это уверенность в том, что во мне есть > что-то, чего я не знаю, что-то мне самому непостижимое, что может > раскрываться и дойти до какой-то меры полноты и совершенства. > Самоуверенность основывается на знании самого себя, может быть, > на какой-то преувеличенной самооценке; вера же не нуждается > ни в какой самооценке, потому что предмет ее - это именно тайна > человека. Когда я говорю о тайне человека, я хочу сказать не то, > что в каждом человеке есть что-то потаенное, а то, что весь человек > есть сплошная динамика, сплошная жизнь, сплошное движение > и становление, и что ни в какой момент ни сам человек и никто другой > не может заморозить это, остановить эту динамику для того, чтобы > в нее заглянуть; динамика заморожению не поддается: человек > динамичен всё время и всегда. > И вот вера в человека, в самого себя - это вера в то, что во мне, > в каждом человеке есть непобедимая динамика жизни > и что единственное, что может помешать этой динамике осуществиться > и вырасти в реальность, это моя трусость, моя нерешительность, > но никак не окружающие меня обстоятельства. Обстоятельства, > как бы они ни были хороши или плохи, как бы они ни были жестоки, > как бы они ни были направлены на то, чтобы сломить человека, > являются только поводом к тому, чтобы эта внутренняя, творческая > динамика себя выразила по-новому, по-иному, неожиданно, - > но всё равно: выразила себя и ничто другое. Вера в себя > есть уверенность в этой внутренней, таинственной, творческой и, > в конечном итоге, победной динамике. Вера в себя, поэтому, заключает > в себе уверенность, что в каждом человеке - и во мне в частности - > есть область, которая для меня самого неуловима; и что, будучи > изо дня в день самим собой как можно более совершенно, сколь можно > более искренне, правдиво, честно, смело, жертвенно, в конечном > итоге, я буду раскрывать и приводить в движение всё новые и новые > силы, которые ничем не могут быть остановлены. > Но это не слепой процесс, в этом должна быть зрячесть; человек > в своем становлении должен также наблюдать за собой - не трусливо, > не с беспокойством, не ставить себе вопрос: являюсь ли я тем, кем, > в конечном итоге, я должен стать или хочу быть?.. - а с живым > интересом, как наблюдатель, который наблюдает процесс, принимает его > в учет и старается употребить, применить, приложить всё, что входит > теперь в поле его зрения. Это значит, что человек должен научиться > прислушиваться к самому себе, раньше всего - к голосу своей совести, > к той правде, которая в нём есть, потому что если голос совести, > голос правды задушен, он никак, никогда не может быть заменен > ни законностью, ни условностью, ни человеческими правилами. > Дальше человек должен прислушиваться к голосу жизни, к тому, > чему его учит жизнь: жизнь отдельного человека рядом с ним, жизнь > общества, жизнь народа, жизнь человечества, биологическая жизнь. > И, наконец, верующий несомненно должен прислушиваться к голосу > Самого Бога, выраженному в Священном Писании, звучащему громче, > правдивее, истиннее, чем его собственная совесть. > Всё это ему дает возможность раскрыть в себе, прислушиваясь, > вглядываясь, эти глубины и приложить их к жизни. В этом процессе > человек должен <...> собрать очень много смелости, очень много > мужества, потому что этот процесс - это борьба жизни против > окостенелости, борьба творчества против всего, что убивает > творчество, борьба совести против того, что бессовестно старается > строить жизнь. > Это требует смелости - да; но вместе с тем - огромного смирения > и послушания; не в том смысле, что мы должны подчиняться, > а в том смысле, что мы должны смиренно, послушливо отдаться закону > жизни и быть готовы жить даже ценой нашей смерти. Это может > показаться странным, диким выражением, но в устах верующего > это и не странно, и не дико, потому что только тот может положить > жизнь за свой идеал, кто верит в жизнь и не верит в победу смерти; > кто верит, что побеждает жизнь и что смерть никогда не победит; > кто может любить от всей души, от всего сердца, всем умом, > всей волей, всем телом своим. Только тот человек, в котором > жизнь победила смерть, может жизнь свою отдать, приняв внешне > побежденность, сломленность и смерть, но зная, что внутренне - > он победил. Когда-то была найдена надпись в Шлиссельбургской тюрьме: > “Со Христом и в тюрьме мы свободны, без Него - и на воле тюрьма”. > Вот этот контраст победоносной жизни и внешней смерти и является > характерной чертой, подлинной верой человека в себя - > не самоуверенностью, но верой в непобедимую динамику жизни, > имя которой, в конечном итоге, - Бог.

[ Митр. Сурожский Антоний  
О ВЕРЕ (1).  
Серия бесед, прозвучавших на Би-Би-Си (1972)  
опубл. в кн. ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД БОГОМ  
// М.: Паломникъ, 2001; стр.11,16-9  
www.mitras.ru/pered/pb_111.htm  ]

-----------------------------------------
* Параллели к еванг. чтению: Мф. 24:35-36,42; 25:13-15; 26:1-5;
Лк. 21:33; 12:36-40; 22:1-2; Ин. 11:47-53
эпизоды №№138,139a
по "Брюссельскому согласованию"

 

 *>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>> ссылки по теме: &
 : + К.С.Льюис о прощении и любви к себе:         \
 :        с. Христ.Просвещ./rasylka/003/348.htm#0  \
 : + Митр. Сурожский Антоний:                       \
 :.        два отрывка о любви к себе и вере в себя  \
 :...        с. Христ.Просвещ./rasylka/003/500.htm#0  \
 ......................................................

Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Если скажем, что мы безгрешны,
значит, мы вводим себя в заблуждение и истины нет в нас.
Если призн`аем наши грехи,
Он, справедливый и верный,
простит нам грехи и очистит от всякого зла.
Если скажем: "Мы не грешили", -
значит, Его выставляем лжецом и нет в нас Сл`ова Его.
Детки, я пишу это вам, чтобы вы не грешили.
Если же кто согрешит,
у нас есть перед Отцом Заступник - Иисус Христос,
Он праведен.
И Он сам - искупительная жертва за наши грехи,
и не только за наши, но и за грехи всего мира.
Вот как мы можем узнать, знаем ли мы Его -
мы знаем Его, если исполняем Его заповеди.
Кто говорит: "Я знаю Его", но не исполняет Его заповедей,
тот лжец, в нём нет истины!
А кто исполняет слово Его,
в том Божья любовь воистину достигла совершенства.
Так мы можем узнать, в Нём ли мы.
Кто говорит, что он в Нём, тот должен и жить так, как жил Он.*
(1Ин.1:8-2:6)

* * *
Иисус сказал:
'Небо и земля пройдут бесследно, / но слова Мои не пройдут!
А о дне том и часе не знает никто: /
ни ангелы на небесах, ни Сын – / знает только Отец!
Смотр`ите же, не дремлите! / Вы не знаете, когда наступит час.
Час тот – как человек, который, уезжая, / оставил дом свой на рабов
и дело поручил им каждому свое, /
а привратнику велел не смыкать глаз.
И вы не смыкайте глаз! /
Вы же не знаете, когда вернется хозяин дома:
вечером, в полночь, / в час, когда запоют петухи, или утром.
Как бы Он, вернувшись внезапно, / спящими вас не застал!'
(Мк.13:31-36)


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»