=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

* 30 января ст.ст., чт -
пам. Вселенских учителей свтт.
Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста;

литургические чтения:
1Ин.4:20-5:21 #; Мк.15:1-15 # (рядовое, перен. на ср) ;
Евр.13:7-16 #; Мф.5:14-19 # (святителям).
{Седм. 2-я предуготовительная (35-я)}

=продолжение текста из предыдущего выпуска=
Я.К.> Мы   твердо  можем  сказать,  что  самоубийство  в  христианской
Я.К.> традиции    всё-таки    стало   считаться   грехом  сравнительно
Я.К.> поздно <...>.

Я.К.> <...>  это  не  отдельный  какой-то  пункт  христианской  этики,
Я.К.> а  общехристианская  убежденность.    Она   нарастает  с веками,
Я.К.> она  постепенно  реализуется  в  том,   что   всё-таки  спасение
Я.К.> не  просто  в  соблюдении  закона  о спасении,   не во вхождении
Я.К.> в  церковь,  как  в  какую-то  организацию, институт, а спасение
Я.К.> всё-таки в том, что вечная жизнь начинается уже здесь.

> <...>

Я.К.> Нужно  прожить  эту вечную жизнь.  В этом смысле самоубийство  –
Я.К.> это просто абсурд, потому что то, что было героизмом, сейчас...

В.К.> Это  давно сравнивали с тем,  что человек  поставлен  как солдат
В.К.> на посту, и он покидает свой пост. Это запрещено.

А.Г.> То есть, та же тема предательства.

> <...>

Я.К.> Это  скорее  не  солдат  на  посту,   а  это   скорее   художник
Я.К.> в мастерской, который...

> <...>

Я.К.> <....>  я говорю по своему личному опыту. Почему на Иуду столько
Я.К.> навешено  собак  на  протяжении истории христианства  –  у Данте
Я.К.> и  прочее?  Это,  конечно,  чистый  случай фрейдистской проекции
Я.К.> вытеснения,    когда   люди   боятся   слабости   и   склонности
Я.К.> к   самоубийству  в  себе.  Когда  людям  нужен  какой-то  козел
Я.К.> отпущения  и  прочее,   прочее.   Но правда заключается всё-таки
Я.К.> в  том, что, конечно, главная традиция не делает акцент на грехи
Я.К.> Иуды.  Это  довольно  позднее  явление.  Не раньше тех же XI-XII
Я.К.> веков.  И  она  связана  с  резкой персонализацией христианства.
Я.К.> Когда  это  чувство слабости очень возрастает. Но на самом деле,
Я.К.> конечно,  я  думаю,  что  апостол  Петр не видел большой разницы
Я.К.> между   собой     и     Иудой     в  отличие   от  многих-многих
Я.К.> своих последователей, от многих и многих христиан.

Я.К.> Я  бы  даже вот что сказал,  перефразируя Бердяева.  У него есть
Я.К.> в   "О   назначении   человека"   слова   о   том,  что  история
Я.К.> нравственности  начинается  с  вопроса  Бога к Каину: "Каин, где
Я.К.> твой  брат Авель?"  А заканчивается в христианстве вопросом  уже
Я.К.> к праведникам, к Авелю: "Авель, где твой брат Каин?"

Я.К.> Примерно,  видимо,  то  же  самое  в истории христианской этики,
Я.К.> потому  что вопрос всё-таки главный  не в том,   веруешь ли  ты,
Я.К.> что  Иуда  горит  в аду? А понимаешь ли ты, что пока Иуда в аду,
Я.К.> райской жизни для тебя быть не может?

Я.К.> Это  как  раз очень хорошо у Гоголя в "Страшной мести" показано,
Я.К.> где  Бог  спрашивает:  какую  муку  ты выбираешь для Иуды, брата
Я.К.> твоего,  который тебя предал и убил? И тот говорит, пусть он там
Я.К.> в  пропасти  сам  себя  поедает, хрустит своими костями. Хорошо,
Я.К.> говорит  создатель,  пусть так, с единственным условием: всё это
Я.К.> время  ты  не  можешь  войти  в рай, и ты будешь сидеть на своем
Я.К.> коне, смотреть и слушать, как он себя поедает.

Я.К.> То есть, ты к нему теперь намертво прикован <...>. То есть, Иуда
Я.К.> и  Не-иуда  оказываются  прикованными.  Значит,  мы  до  тех пор
Я.К.> остаемся предателями, пока не простим предателя.

Я.К.> Но  декадентское  прощение,  когда из Иуды делают  просто  борца
Я.К.> за   счастье  народа,  это  псевдопрощение.  А  обычно  трагедия
Я.К.> заключается  в  чём?   Люди  хотят  простить,   а  вместо  этого
Я.К.> идет фальшивое прощение и вот эта вот накруточка.

В.К.> А   мне   вообще  кажется,  что  история  Иуды  –  она  как  бы,
В.К.> перефразируя   слова  Владимира  Ильича,  зеркало  человеческого
В.К.> развития.  Вот  посмотр`ите,  начинаются  гностики. Да, гностики
В.К.> отрицают   материю,  соответственно,  никакой  Мессия  не  может
В.К.> умереть реально на кресте. И вот появляется представление о том,
В.К.> что  Иуда  –  совершеннейший  первосвященник,  который  приносит
В.К.> жертву, у него должна быть чистая и твердая рука, это высочайшее
В.К.> и чистейшее служение. Ну, и всё в таком роде, да.

В.К.> Потом,   скажем,   появляется  интерес  к  восточным   религиям,
В.К.> к индуизму,  и начинается сравнение вот с Кришной,   с Арджуной.
В.К.> Та  же  самая идея,  идея предопределения:  ему велено,  поэтому
В.К.> он свят, потому что он исполнил, он исполнил так, как надо.

В.К.> Появляется  революция – и вот появляется идея борца. Это значит,
В.К.> Иуда  провоцирует  Иисуса  для того,   чтобы  поднять  восстание
В.К.> против римлян.

В.К.> И  конечно  всякие  комплексы...  Когда  появляются фрейдистские
В.К.> учения  о  комплексах человека, начинает возникать теория о том,
В.К.> что  Иуда  в  кругу учеников ощущал себя недостаточно оцененным,
В.К.> вот  Иисус  недостаточно  обращал на него внимания. Есть и такие
В.К.> теории. Такие как бы психологические.

А.Г.> Давайте   тогда   экстраполируем.  Зная  состояние  сегодняшнего
А.Г.> общества   –  насколько  можно  знать  состояние,  живя  в  этом
А.Г.> обществе, – кем представляется Иуда сегодня?

В.К.> Кем  представляется Иуда сегодня? Это наше общество... Да вообще
В.К.> Иуда,   мне  кажется,   стал фигурой такой уже не романтической,
В.К.> а вполне привычной, вполне обыденной.

А.Г.> Мы  с  вами  легко  согласились,   что мы хорошо понимаем  Иуду,
А.Г.> и остальных постолов, чего уж тут? Бежать так бежать.

В.К.> Ну,  <...> XX-й век это показал. Об этом и отец Александр <Мень>
В.К.> часто  говорил,   потому  что   постоянно  во время  выступлений
В.К.> ему  приходили вопросы. И Дитрих Бонхёффер из своей тюрьмы, сидя
В.К.> в  нацистской  тюрьме, писал абсолютно то же самое: "фигура Иуды
В.К.> перестала   быть  загадочной,  фигура  Иуды  стала  повседневной
В.К.> реальностью,  мы  теперь все прекрасно понимаем, что такое Иуда,
В.К.> кто такой Иуда".

[ Валентина Николаевна Кузнецова, свящ. Яков Кротов  
в телепрограмме Александра Гордона . 2003г.  
www.gordon.ru/konkurssite/for_print/030626st_p.html  ]

 


Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Если кто говорит: "Я люблю Бога", и при этом ненавидит своего брата,
тот лжец.
Ведь если он не любит брата, которого видел,
то не может любить Бога, которого не видел.
У нас есть заповедь, которую мы получили от Него:
тот, кто любит Бога, должен любить и своего брата. ...
Я это написал вам, верящим в Сына Божьего, для того,
чтобы вы знали: у вас есть вечная жизнь.
Вот почему у нас такая смелость перед лицом Бога:
если мы просим о чем-либо, что согласно с Его волей, Он нас слышит.
А если мы знаем, что Он нас слышит, если мы о чём-нибудь просим,
то знаем, что то, что мы у Него просили, уже наше.*
(1Ин. 4:20-21; 5:13-15)

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»