=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

*   11 февраля   ст.ст., вт 1-й седмицы Великого поста.

В 'седмичные' дни Великого поста (т.е. дни, кроме сб и вс) выпуски рассылки будут посвящены нескольким темам. Одна из них - Писание. Кроме того, в начале выпусков будет публиковаться краткое содержание 'паремий' - чтений из Ветхого Завета, - предлагаемых православной традицией на седмичные дни Великого поста, а также замечания о том, как связаны темы этих отрывков с Постом. (При подготовке их будет использован "Парiмiйникъ" // С-П., 1904г.)

церковные чтения (паремии):
> Ис.1:19-2:3# [Господь призывает иудеев к послушанию и исправлению, угрожая смертью за ослушание (19-20). Злодеяния жителей Сиона, бывшего прежде верным Богу, но ставшего обителью беззаконников (21-23). Праведный Божий гнев погубит нераскаявшихся и все их злодеяния, восстановит справедливость, и Сион снова будет достоин называться городом правды, верным Сионом (24-31). Предвозвещается великая слава Иерусалима, которая явится 'в последние дни' (2:1-3). *Предвозвещение славы Иерусалима относится к событиям Нового Завета - здесь предстояло явиться спасению для всего человечества через страдание, смерть и воскресение Господа Иисуса.]
> Быт.1:14-23# [Повествование о четвертом и пятом днях творения мира. *Изобразив в паремии из Ис. греховный мрак, в который был погружен Иерусалим, Церковь предлагает здесь нашему вниманию повествование о сотворении Богом светил и живых существ, и через это побуждает нас направлять мысли от греховной тьмы и уничижения - к благодатному свету, к проявлению живых дел покаяния, подняться от дольнего к горнему.]
> Притч.1:20-33# [Голос Божьей Мудрости призывает стоять на страже правды, отвращаться от нечестия, угрожая гибелью нечестивым и обещая безмятежное житие тем, кто будет внимать ее наставлениям. /Текст этой паремии в новом переводе см. в "подвале" этого выпуска/]

 

> Название  еврейского  оригинала КНИГИ ПРИТЧЕЙ СОЛОМОНОВЫХ - "Мишлей"
> (от  слова  +машал+  -  "притча"  ...).  Само  понятие  +машал+    -
> многозначно:  это  и  речение,  и пословица,  и афоризм,  и образец,
> и  пример,   и  мастерство,  и властное слово.  Не может не обратить
> на  себя  внимание  и   некоторое   сходство   корнесловия   +м-ш-л+
> со  славянским глаголом +"мыслити, мышлю"+ <(в евр. языке неизменный
> корень слова составляют только согласные)>.

> <.....>

>                    Состав, структура, содержание

> Книга Притчей Соломоновых состоит из следующих восьми разделов:
> I.    Первый Соломонов сборник: Похвала Премудрости (1-9)
> II.   Большой Соломонов сборник (10.1-22.16)
> III.  Речения мудрецов (22.17-24.34).
> IV.   Второй Соломонов сборник (25-29).
> V.    Речения Агура (30.1-14).
> VI.   Числовые притчи: двойные, тройные, четверные (30.15-33).
> VII.  Речения Лему-Эля (31.1-9).
> VIII. Акростих: Гимн Жене доброй и расторопной (31.10-31).

> Рыхлость   и,    казалось  бы,    произвольная  формальная структура
> Книги  Притчей  не означает, что книга является бессистамным набором
> разновременных речений, монологов и гимнов. Напротив, книга скрывает
> в себе довольно строгую смысловую последовательность:  общие понятия
> о  мудрости  -  мiротворящий  и  космический  характер  Божественной
> Премудрости   в  ее  условной  и  символической  "вечно-женственной"
> персонификации  -   ее  проявления  в  жизни  и  мышлении  Израиля -
> ее  проявления  в  жизни  и мышлении языческих царей-мудрецов (и тем
> самым   -    подтверждение    ее   царственной   универсальности)  -
> ее   персонифицированные   проекции   в   повседневной  жизни  людей
> (обобщенный  образ "Жены доброй и расторопной" - как бы малое земное
> соответствие  вселенской  Премудрости  Бога{}).  Так  что  смысловая
> структура   всей   книги   последовательно  отрадает  идею  о  связи
> предмiрной  Божественной  Премудрости   с  сокровенными   процессами
> в  творении,  -  идею,  позднее  обретшую  сво полноту в христологии
> Нового Завета{}.

> Само  понятие  Хохм`а  (Премудрость)  было на Древнем Востоке весьма
> широким   и   многозначным:  оно  обозначало  комплекс  человеческих
> интуиций   и   познаний,   дающих  человеку  возможность  правильных
> отношений  и  с Богом, и со Вселенной, и с другими людьми, и с самим
> собой.  Отсюда  -  и сложность и пестрота содержания книги:  здесь -
> с  точки  зрения  строгих  теоретических  понятий  нашего  времени -
> перепутались  теология,  космология,  своеобразная наука управления,
> юриспруденция,  педагогика, этика, этикет... Но всё это разнообразие
> входит    в  целостный   круг   древневосточных  понятий  о мудрости
> как  о  некоей  фундаментальной  науке  жить. Одни наставления Книги
> Притчей  потрясают  своей  вечной  новизной, но иные могут и удивить
> своим    архаизмом {С   сегодняшней    точки    зрения,   архаичными
> представляются и вера в добрых и разумных единоличных правителей,
> да притом  еще  способных  опираться  на совещательные  коллегии
> мудрецов, и мысль о необходимости телесных наказаний, и оправдание
> унизительного статуса невольника или слуги. Всё это - дань
> авторитарно-патерналистским понятиям о власти (отца, кланового
> лидера, учителя, хозяина, царя), характерным для традиционных
> обществ}.  Как-никак  тексту  Притчей - свыше двух с половиной тысяч
> лет.

> Премудрость  в  этой  книге  -  категория  не  просто  человеческая.
> Премудрость  в  Книге  Притчей  есть некая философская и поэтическая
> символизация  творческого  замысла  Бога  о  Вселенной  и человеке -
> замысла, который присутствует и в повседневном опыте людей.

> "Вечно-женственная"   символизация   Премудрости   Божией  -  причем
> символизация  ни  в коей мере не претендующая на исчерпание проблемы
> Неизреченного  и  Невыразимого  Бога,  - дань особой лингвистической
> специфике   библейского   мышления.  Такие  "женственные"  и  притом
> взаимосвязанные категории древнееврейского языка, как Священноучение

> и   Мiровой  закон  в  их  единстве  (+тора+),  Интеллект  (+бина+),
> Разумение,   Раздумие   (+твона+),  Познание  (+даат+),  Праведность
> (+цадика+)   и   др.   мыслятся   как  некие  проекции  Божественной
> Премудрости  в космическую и человеческую жизнь{}. И сам завершающий
> книгу  монументальный  и  в  то  же  время  пленительный  образ Жены
> расторопной  и  доброй  выглядит  одной  из  частных земных проекций
> Господней Премудрости{}.

> Божественная  Премудрость,  как  настаивает текст Притчей, проницает
> собой  и  человеческую  реальность,   мужское  и  женское,  всеобщие
> и  индивидуальные  судьбы,  внутренний опыт вельмож и простолюдинов,
> израильтян и язычников. И не случайно в тексте Притчей усматривается
> некоторое  предвосхищение   будущего   универсализма   христианства.
> Не  случайна  и  существенная  роль этой книги в последующей истории
> христианского   богослужения,    теологии,    философии,   искуства.
> Шире  говоря -  в последующей истории  всей  христианской  культуры.
> Что  же касается  истории  духовной  культуры  еврейского  народа, -
> то  в  тексте   Притчей   угадываются   будущие   элементы   поэтики
> и  философского  содержания  Талмуда  и  Каббалы,   не  говоря   уже
> о светской культуре XX столетия.

[ Е.Б.Рашковский.  
ПРЕДИСЛОВИЕ к Книге Притчей Соломоновых  
в кн.: КНИГА ПРИТЧЕЙ СОЛОМОНОВЫХ //  
М.: Общество друзей Свящ. Писания, 1999г.;  
стр.3-5  ]

 

 * >>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>> *
+ Пособие к проведению Великого поста, день 2:
    www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/031_gl02.html
+ Свт. Андрей Критский:
  "Волны прегрешений моих..."
  Вторая часть Канона в русском переводе Я.Кротова:
         www.krotov.info/yakov/dnevnik/1991/canon2.html
  Избранные стихи:
               с. Христ.Просвещ./rasylka/003/367.htm#0

+ Дж.А.Т.Робинсон: «Проверка качества» богослужения...
           с. Христ.Просвещ./rasylka/002/013-9.htm#N14

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Премудрость на улице восклицает, / на площадях возвышает голос;
в шумной толпе взывает, / у городских ворот держит речь:
'Сколько можно простакам коснеть в простоте, /
наглым – наглостью тешиться, / глупцам – ненавидеть знание?
Обернитесь на мой упрек – / изолью на вас мой дух /
и поведаю вам мое слово.
Я позвала – а вы отвернулись; /
протянула руку – но никто не замечает.
Вы отвергли все мои советы / и не приняли моих упреков.
Что ж, и я над вашей бедой посмеюсь, /
поиздеваюсь, когда настигнет вас ужас!
Как буря, придет к вам ужас, / и беда, как ураган нагрянет; /
придавят вас гнет и бремя.
Тогда позовут меня – и не отвечу, /
разыскивать будут – и не найдут.
За то, что они возненавидели знание / и отвергли страх ГОСПОДЕНЬ,
не приняли мой совет, / презрели все мои упреки –
вкусят они плоды своих дел, / замыслами своими насытятся.
Потому что простаков погубит своенравие, /
глупцов подведет их беспечность.
А кто слушает меня, будет жить спокойно, /
не страшась никакой беды'.*
(Пр.1:20-33 (нов.пер., РБО, 2000г.))

* * *
*Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову,
об Иудее и Иерусалиме.
И будет в последние дни:
гора Храма Господня будет поставлена во главу гор, /
она возвысится над холмами,
и двинутся к ней все народы. / Пойдут многие народы и скажут:
"Придите, взойдем на гору Господню, / в Дом Бога Иаковлева,
и научит Он нас Своим путям / и будем ходить по стезям Его;
ибо от Сиона выйдет Закон, / слово Господне — из Иерусалима.
И будет Он судить народы, / и обличит многие племена;
и перекуют мечи свои на плуги, / и к`опья свои — на серпы:
не поднимет народ на народ меча, /
и не будут более учиться воевать.*
(Ис.2:1-4)

* * *
"Все мы много грешим.
Кто не грешит словами, тот уже человек зрелый,
способный держать в узде всё тело". (Иа.3:2)


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»