Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 11 февраля ст.ст., вт 1-й седмицы Великого поста. В 'седмичные' дни Великого поста (т.е. дни, кроме сб и вс) выпуски рассылки будут посвящены нескольким темам. Одна из них - Писание. Кроме того, в начале выпусков будет публиковаться краткое содержание 'паремий' - чтений из Ветхого Завета, - предлагаемых православной традицией на седмичные дни Великого поста, а также замечания о том, как связаны темы этих отрывков с Постом. (При подготовке их будет использован "Парiмiйникъ" // С-П., 1904г.) церковные чтения (паремии):
> Название еврейского оригинала КНИГИ ПРИТЧЕЙ СОЛОМОНОВЫХ - "Мишлей" > (от слова +машал+ - "притча" ...). Само понятие +машал+ - > многозначно: это и речение, и пословица, и афоризм, и образец, > и пример, и мастерство, и властное слово. Не может не обратить > на себя внимание и некоторое сходство корнесловия +м-ш-л+ > со славянским глаголом +"мыслити, мышлю"+ <(в евр. языке неизменный > корень слова составляют только согласные)>. > <.....> > Состав, структура, содержание > Книга Притчей Соломоновых состоит из следующих восьми разделов: > I. Первый Соломонов сборник: Похвала Премудрости (1-9) > II. Большой Соломонов сборник (10.1-22.16) > III. Речения мудрецов (22.17-24.34). > IV. Второй Соломонов сборник (25-29). > V. Речения Агура (30.1-14). > VI. Числовые притчи: двойные, тройные, четверные (30.15-33). > VII. Речения Лему-Эля (31.1-9). > VIII. Акростих: Гимн Жене доброй и расторопной (31.10-31). > Рыхлость и, казалось бы, произвольная формальная структура > Книги Притчей не означает, что книга является бессистамным набором > разновременных речений, монологов и гимнов. Напротив, книга скрывает > в себе довольно строгую смысловую последовательность: общие понятия > о мудрости - мiротворящий и космический характер Божественной > Премудрости в ее условной и символической "вечно-женственной" > персонификации - ее проявления в жизни и мышлении Израиля - > ее проявления в жизни и мышлении языческих царей-мудрецов (и тем > самым - подтверждение ее царственной универсальности) - > ее персонифицированные проекции в повседневной жизни людей > (обобщенный образ "Жены доброй и расторопной" - как бы малое земное > соответствие вселенской Премудрости Бога{}). Так что смысловая > структура всей книги последовательно отрадает идею о связи > предмiрной Божественной Премудрости с сокровенными процессами > в творении, - идею, позднее обретшую сво полноту в христологии > Нового Завета{}. > Само понятие Хохм`а (Премудрость) было на Древнем Востоке весьма > широким и многозначным: оно обозначало комплекс человеческих > интуиций и познаний, дающих человеку возможность правильных > отношений и с Богом, и со Вселенной, и с другими людьми, и с самим > собой. Отсюда - и сложность и пестрота содержания книги: здесь - > с точки зрения строгих теоретических понятий нашего времени - > перепутались теология, космология, своеобразная наука управления, > юриспруденция, педагогика, этика, этикет... Но всё это разнообразие > входит в целостный круг древневосточных понятий о мудрости > как о некоей фундаментальной науке жить. Одни наставления Книги > Притчей потрясают своей вечной новизной, но иные могут и удивить > своим архаизмом {С сегодняшней точки зрения, архаичными > представляются и вера в добрых и разумных единоличных правителей, > да притом еще способных опираться на совещательные коллегии > мудрецов, и мысль о необходимости телесных наказаний, и оправдание > унизительного статуса невольника или слуги. Всё это - дань > авторитарно-патерналистским понятиям о власти (отца, кланового > лидера, учителя, хозяина, царя), характерным для традиционных > обществ}. Как-никак тексту Притчей - свыше двух с половиной тысяч > лет. > Премудрость в этой книге - категория не просто человеческая. > Премудрость в Книге Притчей есть некая философская и поэтическая > символизация творческого замысла Бога о Вселенной и человеке - > замысла, который присутствует и в повседневном опыте людей. > "Вечно-женственная" символизация Премудрости Божией - причем > символизация ни в коей мере не претендующая на исчерпание проблемы > Неизреченного и Невыразимого Бога, - дань особой лингвистической > специфике библейского мышления. Такие "женственные" и притом > взаимосвязанные категории древнееврейского языка, как Священноучение > и Мiровой закон в их единстве (+тора+), Интеллект (+бина+), > Разумение, Раздумие (+твона+), Познание (+даат+), Праведность > (+цадика+) и др. мыслятся как некие проекции Божественной > Премудрости в космическую и человеческую жизнь{}. И сам завершающий > книгу монументальный и в то же время пленительный образ Жены > расторопной и доброй выглядит одной из частных земных проекций > Господней Премудрости{}. > Божественная Премудрость, как настаивает текст Притчей, проницает > собой и человеческую реальность, мужское и женское, всеобщие > и индивидуальные судьбы, внутренний опыт вельмож и простолюдинов, > израильтян и язычников. И не случайно в тексте Притчей усматривается > некоторое предвосхищение будущего универсализма христианства. > Не случайна и существенная роль этой книги в последующей истории > христианского богослужения, теологии, философии, искуства. > Шире говоря - в последующей истории всей христианской культуры. > Что же касается истории духовной культуры еврейского народа, - > то в тексте Притчей угадываются будущие элементы поэтики > и философского содержания Талмуда и Каббалы, не говоря уже > о светской культуре XX столетия.
* >>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>> * + Пособие к проведению Великого поста, день 2: www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/031_gl02.html + Свт. Андрей Критский: "Волны прегрешений моих..." Вторая часть Канона в русском переводе Я.Кротова: www.krotov.info/yakov/dnevnik/1991/canon2.html Избранные стихи: с. Христ.Просвещ./rasylka/003/367.htm#0 + Дж.А.Т.Робинсон: «Проверка качества» богослужения... с. Христ.Просвещ./rasylka/002/013-9.htm#N14
*Премудрость на улице восклицает, / на площадях
возвышает голос; * * * * * * |
|
![]() |