=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

* 16 февраля ст.ст.,
1-е воскресенье Великого поста - 'Торжество Православия';

на литургии читается: Евр.11:24-26#,30-12:2#; Ин.1:43-51#.


> ВОСКРЕСЕНЬЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

> Каждое  воскресенье  Великого  Поста  имеет  два  значения.  С одной
> стороны,  каждое  из  них  входит  в  тот  ритм,  которым выявляется
> духовная   "диалектика"   Поста.   С   другой   стороны,  в  течение
> исторического развития Церкви почти каждое великопостное воскресенье
> обрело  еще  и  второе  значение.  Так, в первое воскресенье Церковь
> празднует      ТОРЖЕСТВО    ПРАВОСЛАВИЯ,       вспоминая      победу
> над  иконоборчеством  и  восстановление почитания  икон  в 843-м г.,
> в   Константинополе.      Связь     этого   празднования   с  постом
> чисто  историческая:  первое Торжество Православия произошло  именно
> в  это  воскресенье.  То  же  можно  сказать  о  посвящении  второго
> воскресенья Поста памяти св. Григория Паламы.  Осуждение его  врагов
> и  оправдание  его  учения   было  принято  Церковью  в XIV столетии
> как   второе   Торжество   Православия,  и  поэтому  его  ежегодному
> празднованию  было посвящено второе воскресенье Великого Поста. Хотя
> оба  эти  празднования  очень  важны,  они сами  по себе  не зависят
> от  Великого  Поста как такового, и мы не будем здесь говорить о них
> отдельно.  Память  св.  Иоанна  Лествичника  в четвертое воскресенье
> Поста  и  св. Марии Египетской в пятое воскресенье по существу имеют
> гораздо  больше связи с Великим Постом. В обоих святых Церковь видит
> не  только носителей аскетизма,  но и самый совершенный его  пример:
> у  св. Иоанна Лествичника в его писаниях,  а  у св. Марии Египетской
> в  ее  жизни.  Воспоминание этих  святых  во второй  половине  Поста
> явно  должно служить ободрению и вдохновлению верующих в их духовной
> борьбе в течение всего великопостного подвига. <...>

> Первое  же и главное значение великопостных воскресений раскрывается
> в  чтениях   Апостола   и Евангелия.  Чтобы понять их порядок,  надо
> еще раз вспомнить первоначальную связь Поста с крещением, т.е. смысл
> Поста   как  приготовления  к  крещению.  Эти  чтения  действительно
>  составляли   неотъемлемую   часть  раннего  христианского оглашения
> <(первоначального  научения основам веры, предшествовавшему принятию
> крещения)>;  они  объясняют  и  как  бы  подытоживают  приготовление
> оглашенных  к пасхальному таинству крещения. Крещение открывает вход
> в  новую  жизнь,  дарованную  Христом.  Эта  новая  жизнь еще только
> возвещена  и обещана оглашенному, и он ожидает и принимает ее верой.
> Он   подобен   людям  Ветхого  Завета,  жившим  верой  в  обещанное,
> исполнения которого сами они не увидели.

> Таков  смысл  первого воскресенья. Упомянув всех праведников Ветхого
> Завета,   Апостол  Павел  заканчивает  словами  (Евр.11,24—26,32—40;
> 12,2):  "...  И  все  сии,  свидетельствованные  в вере, не получили
> обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас +нечто лучшее+".

> Что  же  это  такое?  Ответ  дается  в  Евангельском  чтении первого
> воскресенья  (Иоанн  1,43—51):  "... увидишь больше сего... истинно,
> истинно  говорю  вам: отныне будете видеть небо отверстым, и Ангелов
> Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому".

> Это  означает:  вы,  оглашенные,  которые  верите  в  Христа, хотите
> креститься,  готовитесь  к  Пасхе,  —  вы увидите наступление нового
> времени,    исполнение  всех обетовании,  явление Царства Небесного.
> Но   увидите  вы  это,    только   если   поверите   и   раскаетесь,
> если  перемените  свое видение жизни, если возжелаете и если примете
> подвиг.

[ Александр Шмеман. ТОЛКОВАНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА (4.3)  
www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_19.html  ]

 

 ====================================================== ==== === == =
+ Яков Кротов: "Торжество Православия" и Нафанаил
                              - в приложении к этому выпуску:
                                с. Христ.Просвещ./rasylka/004/719a.txt

+ Свящ. Георгий Чистяков о встрече Нафаниила со Христом
             с. Христ.Просвещ./rasylka/003/372.htm#0

+ О том же - Яков Кротов
        www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_01_45.html
 www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/04_19.htm ('Блажен муж иже не леже')

+ Свящ. Александр Мень.
   Проповедь в НЕДЕЛЮ ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ
       www.krotov.info/library/13_m/myen/00008.html



+ Кристоф Шёнборн об иконоборческих спорах...
  www.krotov.info/libr_min/sh/shtraus/shon_04.html
+ О ТОМ ЖЕ
 - Ярослав Пеликан   www.krotov.info/history/07/pelican/pelic_24.html
 - Михаил Поснов     www.krotov.info/history/00/posnov/15_posn.html
 - Антон Карташев    www.krotov.info/history/08/787_kar.html
 - Каллист Уэр
   www.krotov.info/history/20/krivova/ware02.html (гл. "Святые иконы")
 - Александр Шмеман
   www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_05.html (2-3)

+ Ален Безансон об изобразительном искусстве в христианстве
                     www.krotov.info/libr_min/b/bezan1.html

+ Свящ. Александр Борисов: "Быть может, самой яркой иллюстрацией
  неевангельских издержек иконопочитания в нашей Церкви являются
  те проповеди, которые произносятся в день празднования Торжества
  Православия..."    www.krotov.info/libr_min/b/borisov/nivy03.html
  (гл. "Духовное младенчество")
* - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - *

 


Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*На следующий день Иисус решил отправиться в Галилею.
Там Он нашел Филиппа.
Иисус говорит ему: "Следуй за Мной!" ...
Филипп, в свою очередь, разыскал Нафанаила и сказал ему:
"Мы нашли Того, о ком писали Моисей в Законе и пророки.
Это Иисус, сын Иосифа, из Назарета".
Нафанаил возразил:
"Из Назарета? Разве из Назарета может быть что хорошее?"
Филипп говорит ему: "Пойдем, и сам увидишь".
Иисус увидел идущего к Нему Нафанаила и сказал о нём:
"Вот настоящий израильтянин, неспособный на обман".
Нафанаил спрашивает: "Откуда Ты меня знаешь?"
Иисус ответил ему:
"Еще до того, как позвал тебя Филипп, Я видел тебя под смоковницей".
Нафанаил воскликнул:
"Равви! Ты – Сын Бога, Ты – Царь Израиля!"
Иисус сказал ему в ответ:
"Ты веришь, потому что Я сказал тебе, что видел тебя под смоковницей?
Увидишь гораздо большее, -
Он продолжал:
Говорю вам истинную правду: / увидите, как раскрывается небо
и как Божьи ангелы сходят к Сыну человеческому /
и восходят от Него к Богу".*
(Ин.1:43,45-51)

* * *
*Благодаря вере Моисей, став взрослым,
отказался называться сыном дочери фараона.
Он предпочел делить тяготы с народом Божьим
вместо того, чтобы наслаждаться временными удовольствиями греха.
Оскорбления, выпавшие на долю Помазанника Божьего,
он счел богатством б`ольшим, чем сокровища Египта:
ведь он устремлял свой взор к будущей награде.
Благодаря вере он покинул Египет, не убоявшись царского гнева -
он был стоек, как человек, видящий Невидимого.
Благодаря вере он установил Пасху и окропление кровью,
чтобы Ангел-Губитель не тронул первенцев израильтян. ...
Но ст`оит ли продолжать?
У меня не хватит времени рассказать
о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае, Давиде,
а также о Самуиле и пророках.
Благодаря вере они покоряли царства, вершили справедливость,
добивались того, что обещал им Бог, усмиряли львов,
гасили яростный огонь, спасались от острия меча,
обретали силу после слабости, становились могучими в бою,
разбивали войска чужеземцев.
Женщины получали умерших детей воскресшими.
Иных мучили до смерти,
но они отказались от свободы,
чтобы обрести воскресение в лучшей жизни.
Другие же испытали на себе издевательства и побои,
даже цепи и тюремные решетки.
Их побивали камнями, перепиливали пилами, убивали мечами.
Они скитались бездомные, одевались в овечьи и козьи шкуры,
вели жизнь, полную лишений, гонений, страданий.
Те, кого весь мир был недостоин,
блуждали в пустынях, горах, пещерах и ущельях.
Все они благодаря вере заслужили от Бога похвалу,
но не получили обещанного.
И это ради того,
чтобы достичь совершенства они могли только вместе с нами,
так как для нас Бог предусмотрел нечто лучшее.
И раз вокруг нас такая тьма свидетелей,
то нам надо снять с себя бремя цепкого греха
и бежать предстоящий нам забег терпеливо и стойко,
не сводя глаз с Зачинателя и Свершителя веры - Иисуса.
Ради той радости, которая Ему предстояла,
Он, пренебрегши позором, претерпел смерть на кресте
и теперь сидит по правую руку от Престола Божьего.*
(Евр.11:24-28,32-12:2)


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»