=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

* 20 февраля ст.ст., чт 2-ой седмицы Великого поста

церковные чтения (паремии):
> Ис.6:1-12# [Величественное видение: пророк видит Господа, сидящего на престоле, окруженного шестикрылыми серафимами; пророк поражен сознанием своего недостоинства (1-5). Господь повелевает одному из серафимов прикоснуться к его устам горячим углем для очищения его от грехов; Господь призывает пророка к служению среди Народа... (6-12) *Искреннее покаянное сознание нами нашей греховности может стать источником великой милости Бога к нам. Господь может сделать нас способными к прославлению Его имени среди людей.]
> Быт.5:1-24# [Родословие праотцев от Адама до Еноха.]
> Притч.6:3-20# [(продолж.) Наставления тому, кто поручился за другого (3-5). Ленивым и беспечным предлагается пример трудолюбивых муравья и пчелы; вредные последствия ленности и беспечности (6-11). О людях безумных и законопреступных... (12-19)]
/См. в "подвале" этого выпуска Ис.6 и Пр.6:1-19 в новом переводе/



> В библейском откровении  о Боге  парадоксальным  образом  сочетаются
> две  истины.   С  одной  стороны  —  Сущий неисповедим и несоизмерим
> с  человеком.  Он  «пребывает  во  свете  неприступном»,  Его  мысль
> непохожа  на  мысль  смертного,   природа  Его —  «Опаляющий огонь».
> С  другой   стороны   —   Он  близок  к  людям,   которых  возлюбил,
> и  сопровождает  верных в их скитаниях по земле. При Моисее символом
> этой  близости  был  священный  ковчег, украшенный фигурами крылатых
> существ  —  херувимов  {Херувимы — олицетворение тварных космических
> сил,   служащих   Богу.  Ковчег  как  бы  изображал  престол  (трон)
> Незримого}.  <...>  В вид`ении  пророка  Иезекииля  небесный ковчег,
> несомый  херувимами,   служил утешением «остатку» праведных,  живших
> в изгнании. Бог не покинул их. Его колесница следует за ними в чужую
> языческую  страну. После гибели Храма Он Сам становится «святилищем»
> для верных{}.

> Эти   библейские   прообразы   оживают   в  новозаветной   Литургии.
> Как  некогда  херувимы  влекли  колесницу Божию, так и ныне Церковь,
> вознося  на  престол  хлеб и вино Евхаристии, исповедует присутствие
> Христа на путях ее исторического странствия.

> Открываются  царские  врата. Хор поет «Херувимскую песнь». В русском
> переводе она звучит так:
*>      Таинственно изображая херувимов
*>      и животворящей Троице трисвятую песнь воспевая,
*>      всякое ныне житейское отложим попечение...

>  Под  это  пение  служащие переносят потир <(чашу с вином)> и дискос
> <(особое  блюдо  с  хлебом)>  с  Предложением  на  престол,  поминая
> предстоятеля   Церкви,    епископа,    молящихся   и  всех христиан.
> Песнь оканчивается словами:
*>      ...дабы вознести Царя всех,
*>      невидимо носимого ангельскими чинами.{}
*>      Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

> Это  торжественное начало «Литургии верных» (Великий вход) некоторые
> принимают за самый важный момент службы.   Ошибка  объясняется  тем,
> что  само  таинство  Евхаристии  происходит  при затворенных царских
> вратах,   хотя   и   с  открытой  завесой{Есть первые признаки того,
> что этот обычай, плохо согласующийся с самим духом Евхаристии, будет
> со  временем  упразднен.  Например,  некоторые  русские епископы
> уже делают попытки отказаться от него и разрешают священникам
> открывать врата на всю Литургию}.

> <.....>

> Анафора  —  сердце,  ядро,  вершина  Литургии.  Читает ее священник,
> которому  отвечает  хор.  Уже  давно евхаристические молитвы принято
> произносить  вполголоса.   Поэтому  анафора  доходит   до  молящихся
> в  урезанном  виде:  громко  звучат  лишь  последние  слова  молитв,
> чтобы  поющие  знали,  когда  отвечать священнику. «Великая тайна, —
> говорит   протопресвитер  Н.Афанасьев,   —   совершается  в  алтаре,
> но  верные  в  совершении  ее не имеют участия»{<Трапеза Господня>}.
> Между  тем Евхаристия есть служение всех предстоящих, которые творят
> бескровную Жертву руками иерея.

> До  тех  пор,  пока  невозможен  возврат к древней практике, каждому
> верующему  нужно знать молитвы анафоры или даже иметь их перед собой
> во время богослужения.

> Возглас  «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение
> в  мире  приносити!»   (Будем  достойно,   с  благоговейным трепетом
> и сосредоточенностью, приносить в мире святое возношение) напоминает
> нам  о  всеобщем  участии в евхаристическом действе.  В этот  момент
> в храме должна установиться полная тишина.

> Как то бывало на молитвенных вечерях библейских времен, предстоятель
> обращается к собравшимся, а от их лица ему отвечает хор...

*> — Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца,
*>  и причастие Святаго Духа буди со всеми вами!
*> — И со духом твоим.
*> — Гор`е имеим сердца! (Вознесем сердца свои ввысь!)
*> — Имамы ко Господу. <(Устремляем ко Господу.)>
*> — БЛАГОДАРИМ ГОСПОДА!

> Вот оно — Благодарение, Евхаристия... Хор поет: «Достойно и праведно
> есть  покланятися  Отцу  и Сыну и Святому Духу,  Троице  единосущней
> и нераздельней».

> В  это  время  священник  в  алтаре  читает благодарственную молитву
> анафоры;  в  ней  прославляется  Творец,  сокрытый  в тайне, Который
> создал мир и человека.  Который возводит  верных  в небесную  славу.
> Всё  мироздание  —  видимый  и  невидимый космос — сливается в общей
> осанне:    мириады   светил,   небо  и земля,  льды и бездны,  цветы
> и всё дышащее,  человеческий род и сонмы духовных  сил{Ниже основной
> текст анафоры дается в русском переводе с греческого; «возгласы» —
> +курсивом+, слова хора — прописными буквами (и то и другое —
> по-славянски)}.

*>      Достойно и праведно
*>      воспевать, и благословлять,
*>      славить, и благодарить, и поклоняться Тебе;
*>      владычество Твое — повсюду.
*>      Ибо Ты еси Бог неизреченный, невместимый, незримый,
*>      непостижимый, неизменный и вечный,
*>      Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой.
*>      Ты из небытия вызвал к бытию нас
*>      и отпадших вернул, не отверг,
*>      но совершил всё, чтобы на небеса возвести нас,
*>      и даровал нам Твое грядущее Царство.
*>      За всё сие благодарим Тебя,
*>      и Единородного Сына Твоего, и Святого Духа Твоего:
*>      за всё, что мы ведаем и не ведаем,
*>      за явные и неявные благодеяния Твои, бывшие нам.
*>      Благодарим Тебя и за литургию сию,
*>      которую Ты благоволил принять из рук наших,
*>      хотя и предстоят Тебе тысячи архангелов,
*>      и мириады ангелов, херувимы и серафимы
*>      шестикрылые, многоокие, воспаряющие, окрыленные,
*+>     победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще...

*>      СВЯТ, СВЯТ, СВЯТ ГОСПОДЬ САВАОФ!
*>      ИСПОЛНЬ НЕБО И ЗЕМЛЯ СЛАВЫ ТВОЕЯ, ОСАННА В ВЫШНИХ,
*>      БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ! ОСАННА В ВЫШНИХ!

> Гимн «Свят, Свят...», взятый из видения пророка Исаии (гл.6), звучал
> уже  в общих молитвах ветхозаветной Церкви. Внимая ему, мы, сто`ящие
> сегодня  в  храме,  как  бы включаемся в торжество Вселенной, слышим
> голоса  нездешних  сил,  слышим  биение  сердца  всей твари, которая
> нескончаемым    потоком      несется      к  подножию     Безмерного
> и Неизреченного...

> Между  тем  священник  продолжает славословие, вспоминая о спасении,
> пришедшем от Триединого Бога через Иисуса Христа.

*>      С сими блаженными силами и мы, Владыко Человеколюбче,
*>      восклицаем и говорим:
*>      Свят и пресвят еси Ты,
*>      и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой.
*>      Свят еси и пресвят, и величия исполнена слава Твоя,
*>      Ты так возлюбил Свой мир, что Сына Своего Единородного отдал,
*>      дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.
*>      Он пришел и, всё устроение о нас исполнив,
*>      в ночь, когда был предан
*>      (вернее, Сам Себя предал ради жизни мира),
*>      взяв хлеб во святые Свои и пречистые и непорочные руки,
*>      возблагодарив, благословив, освятив, преломив,
*>      дав святым Своим ученикам и апостолам, сказал:
*+>     приимите, ядите,
*+>     сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов.

*>      АМИНЬ.

*>      Также и чашу после вечери (взял), говоря:
*>      пиите от нея вси,
*+>     сия есть Кровь Моя Новаго Завета,
*+>     яже за вы и за многия изливаемая
*+>     во оставление грехов.

*>      АМИНЬ.

*>      Вспоминая спасительную сию заповедь
>                        {«Сие творите в Мое воспоминание» (Лк 19,22)}
*>      и всё, ради нас бывшее:
*>      крест, гроб, <на третий день> воскресение,
*>      на небеса восхождение и одесную <Отца воцарение>,
*>      второе и славное Твое пришествие,
*+>     Твоя от Твоих Тебе приносяще
*+>     о всех и за вся.

[ Cвящ. Александр Мень. ТАИНСТВО, СЛОВО, ОБРАЗ (III)  
www.krotov.info/library/13_m/myen/1_8_tso_3.htm#anafora  ]

 

 


Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*В год смерти царя Узи`и я видел Господа,
сидящего на престоле высоком и вознесённом,
и края Его ризы заполняли весь Храм.
И стояли над Ним серафимы, у которых было по шесть крыльев:
двумя каждый из них прикрывал своё лицо, двумя — ноги,
а на двух крыльях летал.
И они взывали друг к другу:
"Свят, свят, свят Господь воинств! Вся земля полна славы Его!"
От их голоса сотрясались основания врат, и Храм был полон дыма.
И я подумал:
"Г`оре мне! Лучше мне молчать.
Ведь я человек с нечистыми устами,
живу средь народа, чьи уста нечисты.
И я вижу Царя, Господа воинств!"
Один из серафимов подлетел ко мне;
в руке его были щипцы, а в них — раскалённый уголь с жертвенника.
Он прикоснулся тем углем к моим губам и сказал:
"С этим прикосновеньем заглажена твоя вина,
искуплен твой грех".
И услышал я голос Господа:
"Кого Мне отправить? / Кто пойдёт ради нас?"
Я сказал: "Вот я — отправь меня!"
Тогда Он произнёс:
"Иди и скажи этому народу:
"Слушайте, слушайте — не понимая! / Глядите, глядите — не разумея!"
Сделай жёстким сердце этого народа,
сделай так, чтоб они стали туги на ухо, / чтобы они закрыли глаза —
чтоб глазами не смотрели, не слушали ушами,
и не стало бы сердце их разумным,
чтобы они не вернулись / и не обрели исцеления".
Я спросил: "Надолго ли, Господь?"
Он ответил:
"Пока город`а не останутся без жителей,
пока не станут дома безлюдны, / а земля не придёт в запустение".
Господь изгонит людей,
и великое опустошенье воцарится на этой земле.
И останется на земле лишь десятая часть народа —
и снова нагрянет разоренье!
Но от них, как от дуба могучего, когда повалят его,
останется обрубленный ствол.
И ствол этот — семя святое.*
(Ис.6 (перев. А.Графова)

* * *
*Сын мой! Если ты поручился за другого, / за чужого поруку дал –
то на собственном слове ты попался, / собственным словом был пленен.
Что угодно делай, сын, но избавься, / ибо ты теперь в чужой власти.
Падай в ноги, умоляй, не отставай,
гони от себя сон, / глаз не смыкай,
спасайся, как газель от погони, / как птица от ловца.
Лентяй! Ступай к муравью, / поучись у него мудрости:
нет над ним ни начальника, / ни смотрителя, ни правителя;
а он с лета запасается пищей / и в жатву копит припасы.
Сколько можно лежать, лентяй, / не пора ли от сна очнуться?
Еще чуть поспишь, подремлешь, / еще посидишь сложа руки –
и придет к тебе бедность, как бродяга, /
нагрянет нужда, как грабитель.
У негодяя и злодея / ложь с уст не сходит:
то он подмигнет, то ногой притопнет, / то пальцами знак подаст.
В его сердце – порок, / в его мыслях – зло, / раздоры он разжигает.
За это нагрянет к нему беда, / погубит нежданно и безвозвратно.
Шесть вещей ненавидит ГОСПОДЬ, / и седьмая для Него – мерзость:
заносчивый взгляд, лживый язык, / руки, проливающие невинную кровь,
сердце, что замышляет злодейство, / ноги, спешно бегущие ко злу,
лжесвидетель, дышащий ложью, / и тот, кто сеет раздоры меж братьями.*
(Пр.6:1-19 (нов.пер., РБО, 2000г.))


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»